Решение по делу № 2-737/2024 от 16.08.2024

УИД 38RS0027-01-2024-000890-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2024 г. р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых М.А., при секретаре судебного заседания Кедик Ю.И.,

с участием представителя истца - Барсук Н.В., представителя ответчика МКУ Администрация Октябрьского муниципального образования, третьего лица Администрации Чунского района – Ралько С.В., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» - Григорьевой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-737/2024 по исковому заявлению Алахвердяна Р.Г. к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании жилого помещения непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности признать жилое помещение непригодным для проживания, признании права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании незаконным распоряжения администрации Октябрьского муниципального образования,

установил:

в обоснование исковых требований указано, что постановлением мэра Чунского районного муниципального образования № 159 от 29 июня 2019 года в связи с наводнением с 29 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации. Решением Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года исковые требования Алахвердян Р.Г. удовлетворены. Жилое помещение, расположенное по адресу :<адрес> общей площадью 34.2 кв.м. признано пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания, признано право Алахвердян Р.Г. на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения общей площадью 34.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019г. в Чунском районе Иркутской области. Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда в своем определении от 26.10.2020 указано, что Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Чунского районного муниципального образования «О внесении изменений в постановление мэра Чунского района от 29 сентября 2019 года № 155 «О введении на территории Чунского района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» от 19 ноября 2019 года № 282, утвержден перечень улиц в населенных пунктах Чунского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями. Согласно данному перечню, жилой дом, принадлежащий Алахвердяну Р.Г., по адресу: р.<адрес> муниципального образования, и не представлено положительное решение межведомственной комиссии по вопросу признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем решение Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года было отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Алахвердяну Р.Г. Как следует, из постановлений мэра Чунского района от 7 сентября 2020 года № 177 и № 189 от 23.09.2020 «О внесении изменений в постановление мэра Чунского района от 29 июня 2019 года №155 «О введении на территории Чунского района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», утвержден перечень улиц в населенных пунктах Чунского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями. Согласно данному перечню, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в Чунском районе Иркутской области попал в зону затопления на территории Октябрьского муниципального образования. 30 сентября 2020 г. Алахвердяну Р.Г. с учетом членов его семьи было выдано свидетельство -П-Ч, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, за подписью заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области С.В. Иевлева. 2 октября 2020 г. Областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» истец был письменно уведомлен о том, что в соответствии с п. 10 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальные выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. № 556-пп истец обязан реализовать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения до 30 ноября 2020 г. Одновременно уведомлён, что необходимо обратиться в учреждение за перечислением социальной выплаты не позднее 5декабря 2020 г. Уведомлением № 4174 от 28 октября 2020г. Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», которое было вручено 30.10.2020, истец уведомлен о том, что ранее выданное 30.09.2020 свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, за подписью заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области С.В. Иевлева, является недействительным, в связи с тем, что решением Иркутского областного суда от 26 октября 2020г., решение Чунского районного суда Иркутской области от 25ноября 2019г. отменено, в связи с чем необходимо вернуть данное свидетельство в областное государственное учреждение «Управление социальной защиты населения по Чунскому району». При этом, апелляционная инстанция Иркутского областного суда, вынося 26.10.2020 апелляционное определение, исследовала только те отношения, которые возникли на ноябрь 2019 г., и исследовались Чунским районный судом Иркутской области на дату принятия решения 25 ноября 2019 г.,т.е. когда жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не было включено в зону затопления. Из решения Чунского районного суда Иркутской области от 12.09.2023 следуют следующие установленные обстоятельства, что я Алахвердян Р.Г. неоднократно обращался в межведомственную комиссию администрации Октябрьского муниципального образования с заявлением о проведении обследования жилого дома, ему неоднократно отказано в связи с непредставлением в приложении к заявлению пакета документов, после чего Алахвердян Р.Г. вновь 28.02.2023 обратился в орган местного самоуправления с заявлением, к которому приложил необходимые документы. Прокуратурой Чунского района Иркутской области проведена проверка. По результатам указанной прокурорской проверки 10.05.2023 в адрес руководителя Главы Октябрьского муниципального образования Кузнецова Б.А. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которым прокурором указано органу местного самоуправления организовать работу межведомственной комиссии и принять решение в отношении жилого помещения Алахвердян Р.Г. в порядке, установленном Постановлением Правительства № 47. 19 октября 2023 г. было проведено обследование жилого дома истца межведомственной комиссией, состоящей из работников Администрации Октябрьского МО - председателя ФИО21., членов комиссии-ФИО22 приглашенного собственника жилого дома - Алахвердян Р.Г. и ФИО23 сведений о которой в водной части Акта от 19.10.2023г. и Заключении от 23.10.2023г. отсутствуют. После проведения якобы обследования, без фактического осмотра дома, без применения средств измерения, приборов и инструментов и осмотра несущих и ограждающих конструкций, крыши, раскопки фундамента и иных действий решение комиссии Алахвердяну Р.Г. не оглашалось. Право совещательного голоса он не имел. Заключение специализированной организации ООО «МНСЭ» не изучалось, как и иные Заключения - «РосКап строй», ООО «Драфт», имеющиеся у Межведомственной комиссии. После 19.10.2023 истец неоднократно обращался в Администрацию о выдаче документов об обследовании дома, которые готовы и подписаны членами межведомственной комиссии не были, их содержание ему не озвучивалось. Через 6 месяцев, а именно 25 апреля 2024 г., после его неоднократных жалоб, главой Администрации Октябрьского МО вручены Акт обследования помещения № 199 от 19.10.2023 и Заключение № 199 от 19.10.2023 «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», которыми установлено, что выявлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания в связи с наличием выявленных вредных факторов среды обитания человека которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации». В приложении к Заключению указано заключение №-3 Октябрьский -07/20 по инструментальному обследованию и оценке технического состояния федерального автономного учреждения «РосКапСтрой» (без даты), заявление Алахвердян Р.Г. (без даты), свидетельство о регистрации права собственности от 17.07.2014 серии 38 ААЕ 413066. Межведомственная комиссия, фактически не произведя осмотр конструкции жилого дома, в отсутствие специалистов определенного профиля, руководствуясь на свое усмотрение Заключением - «РосКап строя» от 30.07.2020, оставила без внимания установленные заключением ООО «МНЭС» от 31.10.2019, ООО «Драфт» от октября 2019г., проведенные гораздо ранее, обстоятельства и не опровергла указанные в них выводы о невозможности дальнейшей эксплуатации жилого дома, аварийности дома, в том числе в результате паводка 2019 года, тем самым не выполнив решение Чунского районного суда Иркутской области от 12.09.2023г. и представление Прокурора Чунского района Иркутской области от 10.05.2023. Акт и заключение межведомственной комиссии от 19.10.2023 являются незаконным, поскольку приняты с существенным нарушением требований законодательства. В нарушение абзаца пятого пункта 7 Положения № 47 истец как собственник жилого помещения не был извещен о проведении заседаний межведомственной комиссии, на которых рассматривался бы вопрос об определении перечня документов, которые необходимы для проведения оценки, а также принималось бы решение о необходимости проведения обследования. В нарушение приложения № 1 к Положению № 47 к заключению межведомственной комиссии не приложены документы, которые рассматривались комиссией, фотоотчет отсутствует, поскольку не указан ни в Акте, ни в Заключении от 19.10.2023.

Сложившаяся ситуация препятствует реализации Алахвердяну Р.Г. права на получение социальной поддержки в качестве пострадавших от чрезвычайной ситуации - паводка, предусмотренного статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в частности на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

На основании изложенного истец просил:

- признать незаконными: Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 19.10.2023 № 199, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Октябрьского муниципального образования от 6.05.2016 № 88 и вынесенного на основании этого Администрацией Октябрьского муниципального образования Распоряжения № 12а от 07.05.2024 «О признании индивидуального жилого помещения непригодным для проживания»;

- признать жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> принадлежащее Алахвердяну Р.Г., на праве собственности, непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области;

- обязать администрацию Октябрьского муниципального образования в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.09.2022) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» издать распоряжение о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания в результате паводка 2019г. в течение пяти рабочих дней со дня обращения решения суда к исполнению;

- признать право Алахвердяна Р.Г. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в части признания их собственниками жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

Истец Алахвердян Р.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте которого извещен надлежащим образом.

Представитель истца Барсук Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, по доводам, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении.

Определением Чунского районного суда, отраженным в протоколе судебного заседания 02.10.2024, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КУ «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования».

Представитель ответчика МКУ Администрация Октябрьского муниципального образования, третьего лица Администрации Чунского района Ралько С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на законность заключения № 199 от 19.10.2023.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» Григорьева Ж.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направили возражения на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении требований.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи закона).

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 года «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением мэра Чунского районного муниципального образования № 159 от 29 июня 2019 года в связи с наводнением с 29 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в частности в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 статье 6 Положения, утвержденного названным Постановлением.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Алахвердян Р.Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> что следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года исковые требования Алахвердяна Р.Г. удовлетворены. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 34.2 кв.м. признано пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019г. на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания, признано право Алахвердян Р.Г. на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения общей площадью 34.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019г. в Чунском районе Иркутской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 октября 2020 года решение Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Алахвердяна Р.Г. к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения по адресу: <адрес>, отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26.10.2020 оставлено без изменения.

28 февраля 2023 года Алахвердян Р.Г. обратился в администрацию Октябрьского муниципального образования с заявлением о проведении обследования жилого дома межведомственной комиссией. В проведении обследования заявителя отказано в связи с не предоставлением в приложение к заявлению пакета необходимых документов. В связи с изложенным Алахвердян Р.Г. вновь обратился в орган местного самоуправления с заявлением, к которому приложены необходимые документы.

По запросу суда, представлено надзорное производство № 27ж-2020 Алахвердян Р.Г., из материалов которого следует, что прокуратурой Чунского района Иркутской области проведена проверка по решению жилищного вопроса Алахвердяна Р.Г. в отношении Алахвердяна Р.Г. и членов его семьи. Результаты рассмотрения его обращений в прокуратуре области показали, что принадлежащий заявителю на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в зоны затопления, определенные постановлением администрации Октябрьского муниципального образования. Однако, по выводам специализированной организации ООО «МНСЭ» (заключение от 31.10.2019) установлен факт аварийного состояния несущих и ограждающих конструкций дома, при котором его эксплуатация не допускается. Экспертами установлено, что причиной разрушения дома является температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, высокий уровень грунтовых вод в связи с паводком реки, произошедшим в период наводнения в 2019 году. В результате затопления и смещения всей конструкции дома с фундамента, и, как следствие полной потери несущей способности и эксплуатационных характеристик, а также учитывая длительный срок эксплуатации, дом не подлежит восстановлению.

По результатам указанной проверки 10 мая 2023 года в адрес руководителя Главы Октябрьского муниципального образования Кузнецова Б.А. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которым прокурором предложено в рамках рассмотрения заявления гражданина органу местного самоуправления организовать работу межведомственной комиссии и принять ею решение в отношении жилого помещения Алахвердян Р.Г. в порядке, установленном Постановлением № 47.

Решением Чунского районного суда Иркутской области от 12 сентября 2023 года в удовлетворении требований МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» о признании недействительным представления исполняющего обязанности Прокурора Чунского района советника юстиции В.В. Шурова от 10.05.2023 года исх об устранении нарушений федерального законодательства; возложении на Прокурора Чунского района старшего советника юстиции М.Г. Москвитина обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца отказано.Как следует из материалов дела, 19 октября 2023 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Октябрьского муниципального образования от 6 мая 2016 года № 88 (изм. постановление от 28 октября 2022 года № 225), проведено обследование жилого помещения, принадлежащего истцу.

Межведомственная комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания в связи с наличием выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Распоряжением и.о. главы Октябрьского муниципального образования от 7 мая 2024 года № 12а жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания граждан в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.

В части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Согласно абзацу 3 пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Следовательно, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как следует из пункта 34 Положения, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

В соответствии с пунктом 38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям приведена в пункте 44 Положения и включает в себя:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В соответствии с пунктом 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

На заседании межведомственной комиссии были рассмотрены: заявление Алахвердяна Р.Г., акт межведомственной комиссии от 19 октября 2023 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 17 июля 2014 года <адрес>, заключение /Октябрьский-07/20 по инструментальному обследованию и оценке технического состояния федеральное автономное учреждение «РосКапСтрой».

В представленном заключении сделаны выводы о том, что общее техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается, как ограниченно-работоспособное. Ограниченно-работоспособное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет физический износ. Затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Здание морально устарело и не соответствует СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные». Здание по конструктивным требованиям не соответствует СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», так как было построено до момента внесения Иркутской области в зону сейсмической опасности. Эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> возможна при постоянном мониторинге технического состояния и выполнении рекомендаций, приведенных в главе 5 настоящего заключения

Указанное заключение не оспорено, не признано недействительным, предметом настоящего спора не является.

Таким образом, оснований для признания Заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 19 октября 2023 года и распоряжения администрации Октябрьского муниципального образования № 12а от 7 мая 2024 года незаконными не имеется.

Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Между тем постановлением Правительства Иркутской области от 15 сентября 2021 года № 654-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 0 декабря 2022 № 1115-пп) пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства продлен до 10 декабря 2022 года.

В последствии право на обращение лиц с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, на основании повторного обследования жилого помещения постановлением Правительства Иркутской области от 10 марта 2023 года № 194-пп из Положения исключено.

Следовательно, установленный пунктом 11 Положения для граждан, право на получение социальной выплаты, которых возникло на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства до 10 декабря 2022 года является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий.

Как усматривается из материалов дела Алахвердян Р.Г. обращался в учреждение в связи с признанием права на получение на основании решения Чунского районного суда Иркутской области от 25 ноября 2019 года по гражданскому делу № 2-1396/2019, которое в дальнейшем было отменено апелляционным определением Иркутского областного суда от 26 октября 2020 года.

Как следует из уведомления ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» № 1030 от 12 марта 2020 года по результатам рассмотрения, представленных 2 марта 2020 года, документов ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» принято решение об отказе в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Алахвердяну Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании подпунктов 1, 3 пункта 18 положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 15 августа 2019 года № 656 - пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп».

Кроме того, в силу абзаца 4 пункта 11 Положения гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, или его (их) представитель в срок до 10 сентября 2023 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина. (абзац введен Постановлением Правительства Иркутской области от 15.09.2021 N 654-пп; в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 02.12.2021 N 927-пп, от 19.05.2022 N 386-пп, от 06.09.2022 N 697-пп, от 30.12.2022 N 1115-пп, от 10.03.2023 N 194-пп).

То есть возможность обращения с заявлением о выдаче свидетельства в срок до 10 сентября 2023 года включительно установлена лишь для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 Положения, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением.

Вместе с тем, в отношении Алахвердяна Р.Г. такое судебное решение отсутствует, право на получение социальной выплаты в связи с признанием принадлежащего ему жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, в судебном порядке за Алахвердяном Р.Г. не признавалось, следовательно, оснований для применения к спорным правоотношениям абзаца 4 пункта 11 Положения не имеется.

В свою очередь, в силу подпункта 4 пункта 18 Положения обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения является основанием для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.

Предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, указанный срок законодателем неоднократно продлялся, признан достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, однако предоставленным правом Алахвердян Р.Г. своевременно не воспользовался, основания для возможности реализации истцом права по истечению срока, установленного законом, отсутствовали.

Поскольку предусмотренный пунктом 11 Положения срок обращения с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, который является пресекательным, Алахвердяном Р.Г. пропущен, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Алахвердяна Р.Г. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Алахвердяна Р.Г. к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской о признании незаконными Заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 19 октября 2023 года № 199, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Октябрьского муниципального образования от 6 мая 2016 года № 88 и вынесенного на основании этого Администрацией Октябрьского муниципального образования Распоряжения № 12а от 7 мая 2024 года «О признании индивидуального жилого помещения непригодным для проживания»; о признании жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> принадлежащего Алахвердян Р.Г. на праве собственности, непригодным для проживания и утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; об обязании администрацию Октябрьского муниципального образования в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.09.2022) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» издать распоряжение о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания в результате паводка 2019 г. в течение пяти рабочих дней со дня обращения решения суда к исполнению; о признании права Алахвердяна Р.Г. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» в части признания их собственниками жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Седых

В окончательной форме решение изготовлено 20 декабря 2024 года.

Председательствующий М.А. Седых

2-737/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Алахвердян Роберт Гарикович
Ответчики
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району"
МКУ "Администрация Октябрьского муниципального образования"
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Другие
Администрация Чунского муниципального округа
Суд
Чунский районный суд Иркутской области
Судья
Седых Маргарита Александровна
Дело на сайте суда
chunsky.irk.sudrf.ru
16.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2024Предварительное судебное заседание
17.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2024Предварительное судебное заседание
02.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2024Судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
20.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее