Решение по делу № 2а-5166/2018 от 05.06.2018

Дело № 2а-5166/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2018 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска

председательствующего судьи Шатровой Р.В.,

при секретаре Шенфельд Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Центрального района г. Красноярска обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, предоставляющей возможность приобретения дистанционным способом справки МСЭ об инвалидности, размещенной на сайте http://spravka-invalidnost.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Красноярска проверки соблюдения законодательства о социальной защите граждан в части возможности покупки через сеть «Интернет» справки МСЭ об инвалидности установлено, что в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте http://spravka-invalidnost.ru/ размещена информация о покупке справок МСЭ об инвалидности без прохождения установленной процедуры, при этом ознакомиться с содержанием информации может каждый интернет-пользователь, вход на сайт свободный, регистрация не требуется, информация распространяется бесплатно, срок пользования ресурсом не ограничен. Считает, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации, побуждающей граждан использовать заведомо подложные документы, способствует совершению преступлений, размещенная информация противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на жизнь в правовом государстве, в связи с чем вышеуказанная информация должна быть признана информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Карелина В.О. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что медицинские справки, исходя из информации сайта, приобретаются без фактического медицинского освидетельствования, справка может быть приобретена лицом, у которого отсутствуют основания для установления инвалидности.

Представитель административного ответчика Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, предоставил письменные объяснения, в которых ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя Енисейского управления Роскомнадзора, дополнительно указав, что страница сайта в сети «Интернет» по адресу: http://spravka-invalidnost.ru/ не доступна, указатель интернет-страницы в Едином реестре запрещенных сайтов отсутствует.

Поскольку участие представителя административного ответчика не признано судом обязательным, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом, ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г. Красноярска проверки соблюдения законодательства о социальной защите граждан в части возможности покупки через сеть «Интернет» справки МСЭ об инвалидности установлено, что в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте http://spravka-invalidnost.ru/ размещена информация о покупке справок МСЭ об инвалидности без прохождения установленной процедуры.

Судом установлено, что вход на интернет-сайт свободный, регистрация не требуется, ознакомиться с содержанием страницы может любой интернет-пользователь, информация распространяется бесплатно, срок пользования ресурсом не ограничен.

При этом, по сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Интернет-ресурс, расположенный по адресу http://spravka-invalidnost.ru/, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 04.06.2018 года, скриншотами-информации, размещенной на интернет – странице сайта с адресом http://spravka-invalidnost.ru/, скриншотом из Единого реестра запрещенной информации.

Доводы представителя административного ответчика в объяснениях на исковое заявление о том, что страница сайта по адресу: http://spravka-invalidnost.ru/ не доступна, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку в судебном заседании при помощи мобильного телефона помощником прокурора совершен вход на указанный интернет-сайт, который на момент рассмотрения дела был доступен, информация, предоставляющая возможность приобретения дистанционным способом справки МСЭ об инвалидности, не удалена, находится в свободном доступе.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия признания лица инвалидом утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95.

Пункт 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года № 95, предусматривает, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев.

Пунктами 20,25,36 указанных Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации) специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 года № 1031 утверждена формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления.

Таким образом, выдача справок об инвалидности без прохождения соответствующей экспертизы противоречит действующему законодательству.

Кроме того, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно его использование (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.

В соответствии со статей 4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Таким образом, информация, предоставляющая возможность приобретения дистанционным способом справки МСЭ об инвалидности, размещенная на странице сайта с адресом http://spravka-invalidnost.ru/ должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Признание информации, предоставляющей возможность приобретения дистанционным способом справки МСЭ об инвалидности, размещенной на сайте с адресом: http://spravka-invalidnost.ru/, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в интересах неопределенного круга лиц на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Красноярска является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, предоставляющую возможность приобретения дистанционным способом справки МСЭ об инвалидности, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на сайте http://spravka-invalidnost.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья Р.В.Шатрова

Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2018 года.

2а-5166/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Центрального р-на г. Красноярска
Ответчики
Енисейское управление Роскомнадзора
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
05.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
05.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2018[Адм.] Судебное заседание
02.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее