Решение по делу № 33-3837/2023 от 26.04.2023

УИД 11RS0001-01-2022-016219-98

г. Сыктывкар дело № 2-11120/2022 (№ 33-3837/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 мая 2023 года дело по иску Ворсиной Родики Афанасьевны в интересах несовершеннолетнего ФИО14 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты

по апелляционной жалобе Ворсиной Родики Афанасьевны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения истца Ворсиной Р.А., представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми по доверенности Фотиевой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ворсина Р.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО15, обратилась в суд к ГУ-ОПФР по Республике Коми с иском о признании решения <Номер обезличен> незаконным, возложении обязанности назначить ФИО16. ежемесячные денежные выплаты в соответствии с п. 9 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указав в обоснование, что данный Закон предусматривает осуществление социальной защиты не только граждан, которые непосредственно подвергались радиационному воздействию, но и их детей первого и последующего поколений.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований Ворсиной Родики Афанасьевны (<Номер обезличен>) в интересах несовершеннолетнего ФИО17) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (<Номер обезличен>) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячные денежные выплаты отказано.

В апелляционной жалобе Ворсина Р.А. выражает несогласие с вынесенным решением суда, просит его отменить и обязать ответчика назначить ФИО18 ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 9 ст. 27.1 ФЗ № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ворсина Р.А. является ФИО19, ... которого по линии ФИО20.) является ФИО21, ... участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеющий право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

02.04.2022 Ворсина Р.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты её несовершеннолетнему ФИО22, как ... ликвидатора аварии на ЧАЭС, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Решением ГУ-ОПФР по Республике Коми от <Дата обезличена> в назначении ежемесячной денежной выплаты ФИО23, отказано в связи с непредставлением оформленного на Ворсина Сергея Николаевича (....) удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку необходимым условием для приобретения права на ЕДВ детьми второго поколения (внуками) является факт радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей ребенка.

Из материалов дела следует, что ФИО24 в составе войсковой части № <Номер обезличен> Министерства обороны СССР в период с <Дата обезличена> принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращению загрязнения окружающей среды. ФИО25. относится к категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

Ворсин Сергей Николаевич (ФИО26) родился <Дата обезличена>

Соглашаясь с позицией ответчика и отказывая в удовлетворении иска, суд верно исходил из того, что одного факта отнесения деда несовершеннолетнего ФИО27., к категории граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», недостаточно для признания за ФИО28 права на ежемесячную денежную выплату по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 27.1 указанного закона.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих данному закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1).

Как следует из положений статьи 3 названного Закона гражданам гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 13 Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены двенадцать категорий граждан, в число которых входят в том числе: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2); граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3); граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6).

Законом для каждой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их детей, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы указанных граждан, предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей.

Таким образом, Законом установлен дифференцированный подход к определению объема предоставляемых мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

По смыслу положений части четвертой статьи 15 и части одиннадцатой статьи 24 Закона, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаются соответствующие удостоверения, подтверждающие их статус, установленный им в соответствии с частью первой статьи 13 данного закона, и право на меры социальной поддержки.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов; гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 Закона, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, выдаются специальные удостоверения единого образца.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1 вышеуказанного Закона, право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 54-П «По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой», пункт 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 42, в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату.

Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей.

После вступления в силу соответствующих изменений вопрос о назначении ежемесячной денежной выплаты детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», решается на их основании.

Назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», до вступления в силу данного Постановления ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с конституционным принципом равенства граждан перед законом обусловливают право детей второго и последующих поколений указанных граждан на получение мер социальной поддержки обязательным наличием радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.

Истолкование названных положений Закона в пользу предоставления права на меры социальной поддержки неограниченному кругу детей вне зависимости от риска причинения вреда вследствие радиоактивного облучения в результате чернобыльской катастрофы их родителей не соответствует самой концепции Закона № 1244-1.

В силу части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено и решения предшествующих судебных инстанций состоялись до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о наличии права на получение ежемесячной денежной выплаты независимо от отсутствия факта радиоактивного облучения одного из родителей несовершеннолетнего ФИО29 основаны на ошибочном толковании норм права и по существу сводятся к несогласию с правильными выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ворсиной Родики Афанасьевны - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 04.05.2023.

Председательствующий:

Судьи:

33-3837/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ворсина Родика Афанасьевна
Ответчики
ГУ ОПФРФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
04.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Передано в экспедицию
04.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее