Дело № 2-67/2022
УИД 35RS0007-01-2022-000079-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верховажье 7 апреля 2022 года
Верховажский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой С.Ю.
при секретаре судебного заседания Грибановой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верховажского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Морозовское о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
прокурор Верховажского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Морозовское, просил суд с учетом уточнения обязать администрацию сельского поселения Морозовское ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером 35:07:0103002:66, расположенном в 1,8 км от д. Евсюнинская сельского поселения Морозовское Верховажского района, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по факту размещения на территории Верховажского района несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 35:07:0103002:66, расположенном в 1,8 км от д. Евсюнинская сельского поселения Морозовское Верховажского района имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Данное нарушение создает угрозу причинения вреда (ущерба) окружающей среде и здоровью человека.
Представитель истца заместитель прокурора Верховажского района Жерихин Н.П. в судебном заседании требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Морозовское в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направлено в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на иск указано, что к полномочиям сельского поселения Морозовское отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов. Данное полномочие закреплено в Уставе сельского поселения. Земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации сельского поселения Морозовское с 2013 года, включен в перечень мест размещения ТКО, не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2018 № 941. Бюджет поселения консолидированный, денежные средства для осуществления мероприятий по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, не предусмотрены.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с положениями статей 12 и 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления
Статьей 10 Закона «Об охране окружающей среды» определено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды»).
Аналогичное требование содержится в части 1 статьи 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В Уставе сельского поселения Морозовское Верховажского муниципального района Вологодской области (раздел 4 «Вопросы местного значения поселения Морозовское) предусмотрено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки по факту размещения на территории Верховажского района несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, прокуратурой было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 35:07:0103002:66, расположенном в 1,8 км от д. Евсюнинская сельского поселения Морозовское Верховажского района Вологодской области имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.
Указанный земельный участок с 10.07.2014 находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации сельского поселения Морозовское и расположен в границах данного муниципального образования.
Приведенные обстоятельства с достоверностью установлены судом и не оспорены сторонами.
Согласно пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзацев 1 и 3 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования ГОСТ 30772-2001 подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по содержанию территории в границах земельного участка, на котором выявлено наличие несанкционированной свалки, должна быть исполнена администрацией сельского поселения Морозовское.
При таких обстоятельствах, учитывая, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Морозовского сельского поселения, создает опасность причинения вреда окружающей среде, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов на администрацию сельского поселения Морозовское.
Статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Применительно к указанной норме, с учетом требований истца и мнения ответчика, суд полагает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Верховажского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Морозовское Верховажского района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию сельского поселения Морозовское Верховажского района Вологодской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером 35:07:0103002:66, расположенном в 1,8 км от д. Евсюнинская сельского поселения Морозовское Верховажского района Вологодской области, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Жукова
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2022.