Решение по делу № 2-503/2021 от 11.06.2021

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                 <адрес>

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания Суворовой А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Евдокимова Е.Н.,

представителя ответчика администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – объекта электроэнергетики ВЛ, расположенного в <адрес>, - в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование иска указано, что при проверке соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории Кадикасинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный объект электрического хозяйства - ВЛ, расположенный в <адрес>, не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включен. По мнению прокурора, орган местного самоуправления сельского поселения является единственным органом, обладающим правом на обращение с заявлением о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного.

Полагает, что бездействием администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей <адрес> Моргаушского района Чувашской Республики.

Прокурор Евдокимов Е.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что данная воздушная линия электропередачи жителями д. Охтикасы используется по назначению, в последующем может быть использована в качестве резервной. Кроме того, для решения вопроса о сносе воздушной линии также необходимо признание её бесхозяйной и последующее признание права муниципальной собственности либо иного собственника.

Представитель ответчика администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4, глава администрации, иск признал, пояснил, что считает данную воздушную линию электропередачи подлежащей сносу, но вопрос о её сносе будет ставить после регистрации права муниципальной собственности.

Представители третьих лиц администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте, в том числе в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили. Представители третьих лиц Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области просили рассмотреть дело без их участия.

    На основании статьи 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, в отсутствие представителей третьих лиц.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены вопросы, предусмотренные пунктом 4 части 1 указанной статьи, в части организации в границах поселения газоснабжения населения.

В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст. 14).

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 4 (за исключением организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (п.5 ст. 8).

Пунктом 1.1 статьи 6 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона к вопросам местного значения, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

В пп.4 п.1 ст. 6 устава Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики к их компетенции отнесены вопросы организации электроснабжения в границах указанного сельского поселения.

Судом установлено, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения законодательства по распоряжению государственным и муниципальным имуществом на территории Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установлено наличие на территории указанного сельского поселения одного объекта электроэнергетики – ВЛ (воздушная линия электропередачи), расположенного в <адрес>, который не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включен.

Как следует из объяснения главы администрации ФИО4, указанная воздушная линия находится в эксплуатации, собственностью муниципального образования не является, в реестр муниципального имущества не включена.

Из сведений Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области следует также, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества указанный объект электроэнергетики не числится; по сведениям Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики указанный объект в реестре государственного имущества Чувашской Республики также не значится.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее- Порядок).

Из пункта 2 данного Порядка следует, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3 Порядка).

В силу п. 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Таким образом, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории сельского поселения, может обратиться только орган местного самоуправления сельского поселения.

Судом установлено, что объект недвижимости – ВЛ, расположенный в <адрес> Моргаушского района, не числится в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества, сведения о собственнике отсутствуют.

Отсутствие у указанного объекта электросетевого хозяйства собственника и отсутствие надлежащего содержания и эксплуатации свидетельствуют о бездействии администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного. И влечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения, близлежащих территориях, поскольку воздушная линия в настоящее время используется, что стороны подтвердили в судебном заседании, но его техническое обслуживание не осуществляется, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием данного газопровода.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Наличие параллельно данной воздушной линии электроэнергетики, используемой гражданами по назначению, новой линии не влечёт отказ в удовлетворении иска прокурора.

На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта электроэнергетики – ВЛ (воздушной линии), расположенной в <адрес> Моргаушского района Чувашской Республики, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья                                            Т.М.Салдыркина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-503/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Кадикасинского сельского посления Моргаушского района Чувашской Республики
Другие
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Судья
Салдыркина Т.М.
Дело на странице суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее