Дело № 2-11143/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 декабря 2015 года гражданское дело по иску ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» к Порошиной С.Н., Лекановой Н.К. о взыскании сумм незаконно полученных пособий,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара») обратился в суд с исковым заявлением к Порошиной С.Н. о взыскании незаконно полученного пособия на ребенка в размере ...., доплаты к ежемесячному пособию на ребенка в сумме ...., субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме ...., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ...., а также с исковым заявлением к Лекановой Н.К. о взыскании незаконно полученного пособия на оплату проезда в общественном транспорте в размере ... руб.
В обоснование иска указано, что в период с ** ** ** года по ** ** ** года и с ** ** ** по ** ** ** года Порошина С.Н. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При обращении за предоставлением субсидии ответчиком представлены заведомо недостоверные сведения о ее работе и получаемых доходах, что является основанием для отказа в выплате.
Также на основании представленных в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» документов семье Порошиной С.Н. и Лекановой Н.К. был присвоен статус малоимущей семьи на периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **. с ** ** ** по ** ** **
При этом для установления статуса малоимущей семьи Порошиной С.Н. и Лекановой Н.К. предоставлены заведомо недостоверные сведения о работе и получаемых доходах.
Установленный статус малоимущей семьи предоставил Порошиной С.Н. право на ежемесячное пособие на ребенка, которое ей выплачивалось на основании заявлений от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** и на доплату к ежемесячному пособию на ребенка, которое ей выплачивалось на основании заявлений от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **
На основании заявлений Лекановой Н.К. от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** ей в связи с имеющимся статусом малоимущей семьи была предоставлена государственная социальная помощь в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Порошина С.Н. в судебном заседании иск не признала, указав, что сведения о ее фактических доходах не были предоставлены работодателями. Не отрицала при этом, что в период с ** ** ** года по ** ** ** год не работала, не состояла в трудовых отношениях с ИП Д.И., также не отрицала, что ее сын П.А. не работал в ООО «...» и у ИП Д.И.
Леканова Н.К., извещенная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В ходе производства по делу Леканова Н.К. против заявленных к ней требований возражала, ссылаясь на то, что не знала о своем оформлении на работу, в связи с чем заявила в качестве дохода только свою пенсию.
Заслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
** ** ** Порошина С.П. обратилась в отдел предоставления субсидий ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» для повторного оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив полный комплект документов.
Для уточнения достоверности представленных сведений о доходах матери заявителя - Лекановой Н.К., специалистом ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» была запрошена выписка из лицевого счета застрахованного лица Лекановой Н.К. в пенсионном фонде, согласно которой Леканова Н.К., заявленная в качестве члена семьи Порошиной С.П., в ** ** ** году и ** ** ** году осуществляла трудовую деятельность, хотя при подаче заявлений в качестве дохода Лекановой Н.К. заявлялась только пенсия.
Письмом от ** ** ** №... Порошина С.П. уведомлена о наличии необоснованно начисленной субсидии за период с ** ** ** года по ** ** ** года, а также за ** ** ** года и ** ** ** года в размере ... руб. и о необходимости возврата указанной суммы. Указанная сумма внесена Порошиной С.Н. в кассу ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» в полном объеме.
** ** ** ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» сделан запрос в Управление пенсионного фонда Республики Коми о размере отчислений на страховую часть пенсии
у Порошиной С.Н. и ее сына П.А. в период с ** ** ** по ** ** **, а также сделан запрос в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару о размере удержанного НДФЛ за аналогичный период.
Согласно ответу из ИФНС доходы Порошиной С.Н. за ** ** ** год составили ... руб. в ООО «...», с ** ** ** года по ** ** ** год доходы отсутствуют.
Сведениями о доходах П.А. за ** ** ** год ИФНС не располагает
Из представленных суду ответов ОПФР по Республике Коми следует, что сведения о работе П.А., ** ** ** года рождения, в базе данных пенсионного фонда отсутствуют, в том числе за ** ** ** год. Сведения о работе Порошиной С.Н. за период с ** ** ** по ** ** ** также отсутствуют.
Как следует из представленной суду Порошиной С.Н. копии трудовой книжки, ** ** ** она уволена из ООО «...», следующая запись сделана ** ** ** о принятии на работу в АО СК «...». Сведений об иных местах работы ответчиком не представлено.
Между тем, согласно материалам дела о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Порошина С.Н. при обращении с заявлениями о назначении субсидии от ** ** **, от ** ** **, от ** ** **, от ** ** **, от ** ** **, от ** ** ** прилагала к ним справки ООО «...» о полученной заработной плате за период с ** ** ** по ** ** ** года в размере ... руб. в месяц, и от ИП Д.И. о работе за период с ** ** ** года по ** ** ** года.
Также были представлены справки о доходах сына ответчика - П.А., из ООО «...» за период с ** ** ** по ** ** ** года и от ИП Д.И. за период с ** ** ** по ** ** ** года.
Ответчик в ходе производства по делу не отрицала, что у ИП Д.И. ни она, ни ее сын не работали, а также, что П.А. не работал в ООО «...».
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
На основании п.п. «д» п. 8 Постановления для получения субсидии заявители или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В силу п. 14 Постановления заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с п.п. «в» п. 60 и п. 61 Постановления предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» п. 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку Порошиной С.Н. с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были предоставлены в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» заведомо недостоверные сведения о ее работе у ИП Д.И. и доходах в ООО «...», которые имеют существенное значение при решении вопроса о наличии оснований для предоставления субсидии, оснований для назначения и выплаты субсидии С.Н. не имелось.
Сумма необоснованно выплаченной субсидии за период с ** ** ** года по ** ** ** года и с ** ** ** по ** ** ** года составила ... руб., что подтверждается выпиской по лицевому счету ответчика.
Порошина С.Н. обращалась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлениями от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** и необходимыми документами на присвоение статуса малоимущей семьи и предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к ежемесячному пособию на ребенка
Леканова Н.К., являясь членом семьи Порошиной С.Н., обращалась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлениями от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** и необходимыми документами на присвоение статуса малоимущей семьи и предоставление мер социальной поддержки в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорте.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 в целях реализации Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» утвержден Порядок признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
Согласно п. 4 Порядка для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения государственной социальной помощи гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное бюджетное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания необходимый пакет документов в том числе документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
В качестве доходов семьи Порошина С.Н. предоставляла сведения о своих доходах и пенсии Лекановой Н.K.
При обращении с заявлениями Леканова Н.К. в качестве дохода семьи предоставляла сведения о своей пенсии и доходах Порошиной С.Н.
В том числе ответчиками предоставлялись сведения о работе Порошиной С.Н. у ИП Д.И. и доходах в ООО «...». Также в качестве дохода Лекановой Н.K. заявлена только ее пенсия, между тем, как согласно сведениям, предоставленным пенсионным фондом, ответчик в ** ** ** году и ** ** ** году осуществляла трудовую деятельность.
В заявлениях ответчики уведомлены под роспись об ответственности за предоставление документов с заведомо ложными сведениями, сокрытие доходов, влияющих на право назначения государственной помощи.
На основании представленных в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» документов семье Порошиной С.Н. и Лекановой Н.К. был присвоен статус малоимущей семьи на периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **
В связи с присвоением статуса малоимущей семьи Порошиной С.Н. выплачивалось ежемесячное пособие на ребенка, всего выплачено ... руб., доплата к ежемесячному пособию на ребенка, всего выплачено ... руб., Лекановой Н.К. выплачивалось пособие на оплату проезда в общественном транспорте, всего выплачено ... руб.
Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми»» утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Как установлено п.п. 3 п. 2 указанного Порядка, для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или по месту пребывания необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в том числе документ, подтверждающий уплату (неуплату) алиментов (для гражданина, в составе семьи которого имеются несовершеннолетние дети, родители (родитель) которых совместно не проживают с ними), документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
Согласно п.п. «б» п. 13 Порядка основанием для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими является наличие в представленных документах недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности.
На основании п. 16 Порядка в случае выявления центром факта недостоверности представленных гражданином сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений, влекущих утрату права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и лишении права на признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими на период, в течение которого семья или одиноко проживающий гражданин признавались малоимущими незаконно.
Порядком и условиями назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста, утвержденным Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 281, предусматривается, что пособие на оплату проезда назначается и выплачивается ежемесячно гражданам пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающим страховые пенсии по старости, пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, являющимся членами малоимущих семей или малоимущими одиноко проживающими гражданами (п. 2).
Как предусмотрено п. 4, п. 5 и п. 14 Порядка, для назначения пособия на оплату проезда малоимущий гражданин либо лицо, являющееся представителем малоимущего гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в центр или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о предоставлении пособия на оплату проезда по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям.
Справка о признании семьи или одиноко проживающего гражданина в установленном порядке малоимущими для получения пособия на оплату проезда не представляется. Указанный статус проверяется центром на основании сведений, имеющихся в программном комплексе «Социальная защита».
Документы, необходимые для назначения и выплаты пособия на оплату проезда, помещаются в личное дело малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, сформированное при признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
На основании п. 7 Порядка основанием для принятия решения об отказе в назначении и выплате пособия на оплату проезда являются отсутствие права на назначение и выплату пособия на оплату проезда по основаниям, установленным Законом Республики Коми, настоящими Порядком и условиями; отсутствие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно п. 13 Порядка сумма пособия на оплату проезда, излишне выплаченная гражданину вследствие представления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату указанного пособия, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал пособие на оплату проезда. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с законодательством.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей», установлено, что в соответствии с настоящим Законом семьям, имеющим детей, предоставляются следующие виды государственных гарантий: 1) ежемесячное пособие на ребенка; 2) доплата к ежемесячному пособию на ребенка.
Согласно ст. 2 Закона одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого до 01.01.2005 рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Республике Коми, назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в размере 90,64 рублей.
Одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого до 01.01.2005 рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими, выплачивается доплата к ежемесячному пособию на ребенка в следующих размерах: гражданам, имеющим детей в возрасте от 3 до 6 лет, - ... рубля; гражданам, имеющим детей в возрасте от 6 до 16 лет, - ... рублей; гражданам, имеющим детей в возрасте от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, - ... рублей.
Одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого после ** ** ** рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими, назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в следующих размерах: 1) гражданам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, - ... рубля; 2) гражданам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, - ...; 3) гражданам, имеющим детей в возрасте от 3 до 6 лет, - ... рубля; 4) гражданам, имеющим детей в возрасте от 6 до 16 лет, - ... рубля; 5) гражданам, имеющим детей в возрасте от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, - ... рубля.
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на ... рубля - для детей одиноких матерей (отцов), на ... рубля - для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 № 282 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей»» утверждены Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на каждого до 1 января 2005 года рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка и Порядок назначения и выплаты доплаты к ежемесячному пособию на каждого до 1 января 2005 года рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка
Согласно п.п. 6 п. 2 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия для назначения пособия заявитель либо лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или месту пребывания заявление с указанием способа его доставки, а также предусмотренные документы, в том числе документы, подтверждающие денежные доходы заявителя и всех членов его семьи, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия, указанные в пункте 5 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на каждого до 01.01.2005 рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка.
Как установлено п.п. 1 п. 5 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на каждого до ** ** ** рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, в доход семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения по всем местам работы.
Согласно п.п. 2 п. 9 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия основанием для принятия решения об отказе в назначении и выплате пособия является наличие в представленных документах недостоверных сведений.
На основании п. 16 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия обстоятельствами, влекущими прекращение выплаты пособия, являются обстоятельства, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 9 настоящего Порядка
В соответствии с п. 2, п.п. 1 п. 3 Порядка назначения и выплаты доплаты к ежемесячному пособию для назначения доплаты гражданин либо лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или месту пребывания заявление с указанием способа ее доставки.
Заявитель вправе представить справку о признании семьи малоимущей.
В силу п.п. 2 п. 10 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия основанием для принятия решения об отказе в назначении и выплате доплаты является наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Как следует из п.п. 2 п. 16 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия, обстоятельством, влекущим прекращение выплаты доплаты, является прекращение присвоения статуса малоимущей семьи.
Из приведенных норм, таким образом, следует, что предоставление заявителем сведений о своих доходах и доходах членов своей семьи является необходимым условием для признания семьи малоимущей и для предоставления членам малоимущей семьи в связи с этим социальных пособий и доплат.
Предоставление заявителем недостоверных сведений о доходах во всех случаях является основанием к отказу в признании семьи малоимущей и предоставлении мер социальной поддержки. Выявление указанных обстоятельств после принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки во всех случаях служит основанием к прекращению их предоставления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в результате предоставления заведомо недостоверных сведений о работе и получаемых доходах ответчики незаконно получили меры социальной поддержки.
При этом судом отклоняются доводы Лекановой Н.К. о том, что она не знала о своем оформлении на работу, поскольку даже в этом случае ответчик знала о полученных за работу доходах, однако не указала их при обращении с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку, как следует из материалов дела, Порошиной С.Н. было получено пособие на ребенка в размере ...., доплата к ежемесячному пособию на ребенка в сумме ...., субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме ...., а Лекановой Н.К. получено пособие на оплату проезда в общественном транспорте в размере .... в результате предоставления ответчиками заведомо недостоверных сведений о работе и получаемых доходах, указанные выплаты являются неосновательным обогащением ответчиков и подлежат взысканию в пользу истца.
На основании ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Руководствуясь указанной нормой, суд признает обоснованным требование истца о взыскании с Порошиной С.Н. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с момента направления требования о возврате излишне уплаченных сумм в размере ...
Поскольку при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГПК Российской Федерации с Порошиной С.Н. надлежит взыскать в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в сумме ...., с Лекановой Н.К. взыскать в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в сумме ... руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Порошиной С.Н. в пользу ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» незаконно полученное пособие на ребенка в размере ...., доплату к ежемесячному пособию на ребенка в сумме ...., субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме ...., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ...
Взыскать с Лекановой Н.К. в пользу ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» незаконно полученное пособие на оплату проезда в общественном транспорте в размере ... руб.
Взыскать с Порошиной С.Н. в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в сумме ...
Взыскать с Лекановой Н.К. в бюджет МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в сумме ....
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2015.