Дело № 5-662/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 декабря 2021 года г. Давлеканово
Судья Давлекановского районного суда Республики Башкортостан Галимзянов В.Р., по адресу: Республика Башкортостан, г. Давлеканово, ул. Садовая, д. 19,
рассмотрел дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Петрову О.Е., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Петрова О.Е. привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ с 15 часов 50 минут до 16 часов 52 минут в помещениях ООО «<данные изъяты>», расположенных по <адрес>, осуществлялась зрелищно-развлекательная деятельность, а также деятельность по оказанию услуг общественного питания, в нарушение п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции «COVID-19», а именно:
на момент проведения мониторинга не обеспечено проведение дезинфекции во всех помещениях после 8 часов утра, так как отсутствует доказательств ее проведения (отсутствует журнал по дезинфекции помещений, где указываются дата и время проведения дезинфекции, кем проведено и какие дезсредства использовались для проведения дезинфекции), имеется отметка технички в листе-графике уборки в 8 часов 08 ноября 2021 года;
на момент проведения мониторинга установлено, что в журнале утреннего фильтра для сотрудников 08 ноября 2021 года не отмечен вахтер-охранник А.Р.
отсутствуют приборы по обеззараживанию воздуха;
для обработки рук сотрудников и посетителей выставлены пульверизаторы, наполненные жидкостью неизвестного происхождении, так как отсутствует название средства для обработки рук;
использованные маски выбрасываются в контейнер для мусора, без предварительной герметичной упаковки их в 2 полиэтиленовые мешочки, контейнер для мусора стоит внутри барной стойки;
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Петрова О.Е. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просившего об отложении его рассмотрения.
В соответствии с абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Пункты 3 и 4 Правил предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии человека; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Главой Республики Башкортостан издан указом от 18 марта 2020 года № УГ-111 о введении на территории Республики Башкортостан режима «Повышенная готовность» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) на территории Республики Башкортостан введен режим «Повышенная готовность» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). На работодателей (ИП, самозанятым), осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан, возложена обязанность, в том числе: отказывать в обслуживании гражданам-потребителям, нарушающим требования по использованию средств индивидуальной защиты (масок); обеспечить неукоснительное соблюдение разработанных Роспотребнадзором рекомендаций для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах от 29 сентября 2020 года, размещенных на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (www.02.rospotrebnadzor.ru/content/228/39566/), в том числе: ограничить любые корпоративные мероприятия в коллективах, участие работников в иных массовых мероприятиях; не допускать на рабочее место (территорию) работников с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель, одышка и др.); обеспечить ношение средств индивидуальной защиты (масок), а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности; контролировать соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности); обеспечить нанесение разметки для соблюдения социального дистанцирования; разместить на своей территории памятки, листовки по вопросам профилактики COVID-2019; проводить обязательную дезинфекцию контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение рабочего дня с периодичностью каждые 2 часа; использовать в помещениях оборудование по обеззараживанию воздуха (по возможности), обеспечить регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений; обеспечить необходимый запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук работниками.
Юридическим лицам, ИП, самозанятым, осуществляющим деятельность в местах массового скопления людей (объекты торговли, медицинские организации, финансовые организации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и т.п.), а также деятельность по перевозке авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом: усилить проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий; каждый день регулярно проводить мероприятия по дезинфекции; обеспечить наличие памяток, листовок по вопросам профилактики COVID-2019; отказывать в обслуживании (допуске) клиентам (посетителям, пассажирам) без средств индивидуальной защиты (масок) (пп. 10, 11)
Указанные меры не отменены и сохраняют свое действие по настоящее время.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 № 15, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 4.4. вышеуказанных правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются в том числе – соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
Указанные мероприятия, осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Основанием для привлечения Петровой О.Е. к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ послужили выводы о том, что межведомственной комиссией по соблюдению Указа Главы Республики Башкортостан издан указом от 18 марта 2020 года № УГ-111 мониторинга по проведению (соблюдению) на объектах торговли и местах массового скопления людей профилактических мероприятий, ограничений и запретов, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, по результатам которого ведущим специалистом-экспертом Чишминсого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ составлен протокол об административном правонарушении о том, что ДД.ММ.ГГГГ с 15 часов 50 минут до 16 часов 52 минут в помещениях ООО «<данные изъяты>», расположенных по <адрес>, осуществлялась зрелищно-развлекательная деятельность, а также деятельность по оказанию услуг общественного питания, в нарушение п. 4.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции «COVID-19».
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает:
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
копией приказа директора ООО «<данные изъяты> плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении ответственным за организацию санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению новой коронавирусной инфекции Петрову О.Е., которая с приказом ознакомлена;
копией трудовой договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и Петровой О.Е.;
фотоматериалами.
Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 2, 11, 29 и 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил является составной частью осуществляемой ими деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия должны проводиться своевременно и в полном объеме.
Положения СП ДД.ММ.ГГГГ-20, нарушение пункта 4.4 которых вменено в вину Петровой Р.Е., определяя требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, обязанность по организации предусмотренных в разделе IV противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 возлагает на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1). Поименованные в абз. 2 п. 4.4. санитарных правил мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, в силу прямого указания СП 3.1.3597-20 осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выполнение названных мероприятий указанными органами власти обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Таким образом, Петрова О.Е. не может быть субъектом административной ответственности за неисполнение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.
Иных санитарных правил, чем СП 3.1.3597-20, которые в отношении граждан не имеют прямого действия, равно как санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы не исполнило общество, не приведено.
С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что условий, необходимых для квалификации действий Петровой О.Е. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).
Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (вопрос N 22).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости переквалификации действий Петровой О.Е. с ч. 2 ст 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
О возможности подобной переквалификации виновных действий лица, характеризующихся невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос 21).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что вина Петровой О.Д. в ненадлежащем выполнении введенных на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, запретов и ограничений, объективно установлена и доказана в ходе производства по делу.
Срок давности и порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания, судья учитывает, в качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность признание Петровой О.Е. вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Учитывая изложенное, а также цели административного наказания, характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя Петровой О.Д., принимая во внимание, что она ранее к административной ответственности не привлекалась, суд находит возможным назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 20.6.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░