Дело № 2-1714/2021
29RS0008-01-2021-002521-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2021 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2021 года в городе Котласе гражданское дело по иску заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» об обязании обеспечить надлежащий доступ к объектам социальной инфраструктуры,
установил:
заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее ООО «Феникс») об обязании обеспечить надлежащий доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой по результатам мониторинга состояния законности в сфере исполнения законодательства о защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья выявлены нарушения законодательства в деятельности ООО «Феникс». Установлено, что в помещении магазина автозапчастей «Гранд Авто», расположенном по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Толстого, д. 12, не обеспечен доступ моломобильным группам населения и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Указывает, что в связи с выявленными нарушениями помещение магазина не удовлетворяет требованиям доступности, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав и свобод. Поэтому просит обязать ответчика в срок до 1 ноября 2021 года обеспечить надлежащий доступ к объектам социальной инфраструктуры в помещение магазина «Гранд Авто», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Толстого, д. 12, путем: обеспечения информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), тактильными напольными указателями, которые должны располагаться в коридорах и на площадках лестничных маршей общественных зданий и сооружений для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования; обеспечения яркой контрастной маркировкой на дверях; обеспечения беспрепятственного доступа маломобильным группам населения посредством установки пандуса, подъемной платформы, лифтом или другими приспособлениями для инвалидов, в том числе кнопки вызова.
В судебном заседании старший помощник Котласского межрайонного прокурора Михина О.Н. от требований в части обязания ответчика устранить нарушения путем обеспечения беспрепятственного доступа маломобильным группам населения посредством установки пандуса, подъемной платформы, лифтом или другими приспособлениями для инвалидов, в том числе кнопки вызова отказалась, о чем представила соответствующее заявление заместителя прокурора. Определением суда от 31 августа 2021 года гражданское дело в этой части прекращено. Остальные требования поддержала по доводам, что изложены в иске.
Представитель ответчика ООО «Феникс» - Верховцева К.И. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что требования прокурора исполнены.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 9 Конвенции о павах инвалидов предусмотрено, что государства-участники, в число которых входит и Российская Федерация, принимают надлежащие меры дл обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
В соответствии ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
На основании Приказа Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр утвержден СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (п. 1.1).
Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).
В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации (п. 4.4).
Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели (п.п. 5.1.14, 8.1.6).
В нарушение указанных требований в помещении магазина автозапчастей «Гранд Авто», расположенном в здании на улице Толстого, д. 12, в г. Котласе, принадлежащем ООО «Феникс» отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), тактильные напольные указатели, которые должны располагаться в коридоре и на площадках лестничных маршей, отсутствует яркая контрастная маркировка на дверях при входе в магазин, что не удовлетворяет требованиям доступности и влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями.
В данном случае суд не принимает доводы ответчика о том, что требования заместителя прокурора исполнены в полном объеме, так как помещение магазина находится в самом здании и имеет отдельный вход, в связи с чем информационная мнемосхема (тактильная схема движения), тактильные напольные указатели, яркая контрастная маркировка на дверях должны располагаться как при входе в здание, так и в коридоре при проходе до помещения самого магазина и на дверях при входе в магазин, что не было сделано ответчиком. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотоматериалами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заместителя Котласского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Феникс» об обязании обеспечить надлежащий доступ к объектам социальной инфраструктуры являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, считает возможным, определить срок исполнения решения суда до 1 ноября 2021 года.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ООО «Феникс» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» об обязании обеспечить надлежащий доступ к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Феникс» в срок до 1 ноября 2021 года обеспечить надлежащий доступ к объекту социальной инфраструктуры - в помещение магазина «Гранд Авто», расположенное по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Толстого, д. 12, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью «Феникс», путем:
- обеспечения информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), тактильными напольными указателями, которые должны располагаться в коридорах и на площадках лестничных маршей общественных зданий и сооружений для обозначения инвалидам по зрению направления движения, а также для предупреждения их о возможных опасностях на пути следования;
- обеспечения яркой контрастной маркировкой на дверях.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Феникс» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы или внесения представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Ропотова
Мотивированное решение составлено 31 августа 2021 года.