Дело № 2-5209/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2018г. Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Кривошей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Желобицкого Б. Е. к Министерству социального развития Московской области в лице Люберецкого управления социальной защиты населения о признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт дома, обязании ответчика произвести перерасчет взысканной платы за капитальный ремонт, взыскании денежных средств за потерю времени, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец в обоснование иска указал, что в соответствии с Положением о жилищно-коммунальном хозяйстве владельцы жилья обязаны вносить средства на капитальный ремонт жилья.
Федеральным законом определено освобождение от уплаты налога лиц старше восьмидесяти лет, одиноко проживающих.
Указал, что он является одиноко проживающим пенсионером, ему 90 лет.
Указал, что Люберецкий жилищный трест взимает с него ежемесячно плату на капитальный ремонт, а Управление социальной защиты населения не компенсирует ему эти расходы по причине отсутствия в паспорте отметки о регистрации в <адрес>.
Временная регистрация в <адрес> определена справкой.
Полагает, что ответчиком нарушены положения Закона о льготах 80-летним пенсионерам, а также Постановление Верховного суда РФ о наличии прав на льготы вне зависимости от места пребывания.
Просил признать незаконным взимание платы за капитальный ремонт дома со дня вступления в силу федерального закона и обязать ответчика произвести перерасчет начисленной и взысканной платы за капитальный ремонт, а также, взыскать за потерю времени 5000 рублей, моральный вред 5000 рублей.
От уплаты госпошлины просил его освободить, т.к. он инвалид 2 группы. Просил дело рассмотреть без его участия.
В суд истец не явился.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 199-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г. инвалидам 1 и П групп, детям–инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основанием для предоставления льгот по оплате взноса на капитальный ремонт является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГ №-ПП «О порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» меры социальной поддержки по оплате жилья коммунальных услуг в Москве предоставляются только в натуральном виде через соответствующие организации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 199-ФЗ (ст.5) федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой, в соответствии с которой Р. Ф. передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Закон Московской области от ДД.ММ.ГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГ № в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области.
В соответствии с «ПОРЯДКОМ предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», утвержденным Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ N 1082/46, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством РФ и Московской области, предоставляются отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Таким образом, указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.
По правилам ст. 20 Закона № финансирование расходов по обеспечению социальной поддержки лиц, указанных в настоящем Законе, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.
Таким образом, указанными нормативными актами установлено предоставление, в том числе, перечисленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № «О праве граждан РФ на свободу передвижения...» установлено понятие места жительства на территории Российской Федерации: регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства, постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
- место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства;
- местом пребывания является место, где гражданин временно проживает -гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №, регистрация граждан по месту жительства подтверждается соответствующей отметкой в паспорте.
Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 5242-1 (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГ №-О в случаях прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Таким образом, требование Минсоцразвития МО о предоставлении сведений о регистрации (учете) по месту жительства направлено на обеспечение организационных условий реализации Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области.
Как усматривается из данных паспорта истца, он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Согласно справки ГБУ «МФЦ <адрес>» МФЦ района Марьино от ДД.ММ.ГГ. заявитель проживает и оплачивает жилищные, коммунальные и прочие услуги по указанному адресу в полном объеме с учетом мер социальной поддержки («Ветераны труда», «Инвалиды 1 группы»).
Само по себе желание на получение каких-либо мер социальной поддержки, предусмотренных в Московской области, не может являться основанием для обязания ответчика предоставить ему меры социальной поддержки как лицу, временно пребывающему по определенному адресу на территории Московской области.
Выбор в предоставлении мер социальной поддержки по месту жительства или по месту временного пребывания законодательством не предусмотрен.
Суд полагает, что указанный истцом ответчик является ненадлежащим ответчиком. Орган социальной защите не должен производить перерасчет платы за капитальный ремонт, начислений за капитальный ремонт данный орган также не производит.
Другие требования истца суд считает также необоснованными (за потерю времени и компенсации морального вреда).
Взносы на капитальный ремонт взимаются управляющей компанией либо Фондом капитального строительства, к которым истец вправе обратиться в общем порядке, представив необходимые документы о месте своего проживания либо пребывания.
Доказательств о том, что истец обращался с заявлением к ответчику с приобщением квитанций на оплату капитального ремонта дома по месту своего жительства в <адрес> и по месту своего пребывания в <адрес> истцом суду не представлено, отказа органа социальной защиты по месту жительства и по месту пребывания истца в компенсации расходов на оплату расходов на капитальный ремонт суду также не представлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Желобицкому Б. Е. к Министерству социального развития Московской области в лице Люберецкого управления социальной защиты населения о признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт дома, обязании ответчика произвести перерасчет взысканной платы за капитальный ремонт, взыскании денежных средств за потерю времени в сумме 5000 рублей, компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей, истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Сорокина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГг.