Производство № 2а-6361/2020
УИД 28RS0004-01-2020-008083-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
при секретаре Духанине М.И.,
с участием представителя административного ответчика Дубоделовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грибцова Сергея Вонифатьевича к Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области об обязании предоставить льготу по налогу, отмене начисления налога за 2018 год, взыскании судебных расходов,
установил:
Грибцов С.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что ответчиком была необоснованно начислена сумма 68 530 рублей по налогу на имущество за 2018 год по нежилому помещению, находящемуся по адресу: *** кадастровым номером ***. Данное помещение предоставляется для временного безвозмездного пользования Амурской областной общественной организации «Источник», что подтверждается заключенным Договором безвозмездной аренды от 01.01.2018 г. В данном помещении проводятся регулярные творческие занятия, репетиции, а также другие мероприятия ВИА «Зеркала», руководителем которого является истец. Грибцов С.В. работает в городском Доме культуры на должности артиста оркестра «Амур Джаз банд» и использует это помещение как творческую студию. Данный факт подтверждается справкой Управления культуры Администрации г. Благовещенска от 24.10 2019 г. Истец обращался в Министерство имущественных отношений Амурской области в июле 2019 года, а также в июле 2020 года с просьбой исключить помещение из Перечня помещений, используемых под офисы, и облагаемых налогом исходя из кадастровой стоимости. Оно было исключено на 2020 год, но на 2018, 2019 годы в исключении было отказано. Истец обращалась в ИФНС №1 с жалобой о предоставлении льготы, но получил формальный ответ со ссылкой на налоговое законодательство, в которой объясняется порядок исчисления налога, а не предоставления льготы, или объяснения, почему истец не может воспользоваться данной льготой. Правомерность включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, может быть оспорена на налогоплательщиком в судебном порядке. В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц. При этом, представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости имущества, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения. Помимо снижения налоговых ставок в отношении объектов торгового, офисного и бытового назначения, представительные органы муниципального образования вправе устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, представительные органы муниципальных образований обладают широкими полномочиями по регулированию налоговой нагрузки на территории соответствующего муниципального образования, выражающимися в снижении налоговых ставок вплоть до нуля, а также предоставлении налоговых льгот. Данное Помещение предоставляется безвозмездно, никакой финансовой выгоды истец не получает.
На основании изложенного административный истец просит суд обязать межрайонную ИФНС № 1 России по Амурской области предоставить льготу по налогу на имущество в соответствии со ст. 407 п.1 пп.14 на 2018, 2019 годы; отменить начисление налога на имущество за 2018 год в сумме 68 530 рублей; возместить из бюджета уплаченную сумму госпошлины в размере 300 рублей, расходы по юридическим услугам в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного ответчика Дубоделова А.А. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, представив отзыв, согласно которому за Грибцовым С.В. с 13.12.2017 на основании права *** (помещение) в базе данных Инспекции учтен объект с кадастровым номером ***. Согласно данным, представленным регистрирующим органом, кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером *** определена в размере 6 852 976,48 рублей по состоянию на 01.01.2018 (постановление Правительства Амурской области от 29.11.2016 № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства на территории Амурской области»). 19.09.2019 Грибцов С.В. обращался в инспекцию с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц, предусмотренную пп.14 п 1 ст. 407 НК РФ на объект с кадастровым номером ***. Налоговым органом 03.10.2019 направлен ответ налогоплательщику, в котором сообщалось, что для предоставления льготы на объект, налогоплательщику необходимо предоставить справку, выданную соответствующим органом, подтверждающую использование помещения в качестве творческой мастерской. Однако, Инспекцией при подготовке ответа Грибцову С.В., не был учтен тот факт, что данный объект, включен в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ. Вопрос об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости не входит в компетенцию налогового органа, для исключения объекта из Перечня необходимо обратиться в Министерство имущественных отношений Амурской области, о чем Инспекция ранее сообщала заявителю в письмах. На текущий момент в налоговый орган не поступала информация об исключении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** из Перечня, определяемого в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления Грибцову С.В. льготы по налогу на имущество физических лиц.
В судебное заседание не явились иные лица, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не представили. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся лиц, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения присутствующей стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочия-ми, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального слу-жащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ установлен налог на имущество физических лиц.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
Статья 401 Налогового кодекса РФ относит жилые помещения, иные здание, строение, сооружение, помещение к числу объектов налогообложения.
В силу ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно выписке из ЕГРН, нежилое помещение с кадастровым номером *** находится в собственности Грибцова С.В. с 13.12.2017 года, на основании регистрации права *** от 13.12.2017 года.
18 сентября 2019 года Грибцов С.В. обратился в межрайонную ИФНС № 1 России по Амурской области с заявлением, в котором просил предоставить налоговую льготу предусмотренной пп. 14 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером ***, расположенного по адресу *** (не жилое помещение).
03 октября 2019 года письмом № 15-13/48257 Грибцову С.В. межрайонной ИФНС № 1 России по Амурской области предоставлен ответ, согласно которому для предоставления льготы на объект, указанный в заявлении, необходимо представить справку, выданную соответствующим органом – Управлением культуры городской Администрации), подтверждающую использование помещения в качестве творческой деятельности. Льгота не предоставлялась.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Подпункт 14 п. 1 ст. 407 НК РФ предусматривает право на налоговую льготу для физических лиц, осуществляющих профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.
Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения (п.5 ст. 407 НК РФ).
П. 2 ст. 406 НК РФ к таковым объектам относит объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, объекты налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Еди-ном государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу указанных норм Кодекса в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378 Кодекса, в отношении которых субъектом Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, с учетом условий, установленных пунктами 3-5 статьи 378.2 Кодекса, а также порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно приказу Министерства имущественных отношений Амурской области от 28.12.2017 г. № 1118-ОД, помещение с кадастровым номером *** включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ на 2018 год.
Пункт 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно выписке из ЕГРН, кадастровая стоимость нежилого помещения с указанным кадастровым номером составляет 6852976, 48 рублей.
В связи с изложенным, нежилое помещение с кадастровым номером 28:01:010240:645 по состоянию на 2018 год было согласно пункту 7 статьи 378.2 включено уполномоченным государственным органом в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2, и на него не распространяется льгота, предусмотренным пп.14 п. 1 ст. 407 НК РФ.
Доводы административного истца о применении в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:01:010240:645 пп.14 п. 1 ст. 407 НК РФ, согласно которому право на налоговую льготу имеют физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования, необоснованны, поскольку им не учтены положения п. 5 ст. 407 НК РФ, согласно которой налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса (т.е. в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Грибцовым С.В. требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180,227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Грибцова Сергея Вонифатьевича к Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области об обязании предоставить льготу по налогу, отмене начисления налога за 2018 год, взыскании судебных расходов – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Вискулова В.В.
Решение суда в окончательной форме принято 18 декабря 2020 года
Председательствующий судья Вискулова В.В.