Дело № 12-6/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Кабанск 08 февраля 2018 года
Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Максимов А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рабдаевой Э.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении с жалобой Афонасьевой В.А. на постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ст. 44 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» Административной комиссии МО «Кабанский район» от 07.12.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении Административной комиссии МО «Кабанский район» от 07.12.2017 г. Афонасьева В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 44 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб. Административным органом установлено, что 18.10.2017 г. около 16 ч. 00 мин. Афонасьева В.А. совершила правонарушение, выразившееся в отсутствии договора на вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов). В нарушение действующего законодательства Афонасьевой В.А. не заключен договор на сбор и вывоз ТКО, т.е. не соблюдены требования к порядку сбора твердых коммунальных отходов, установленных нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия (Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 г. № 393 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия»). Установлено, что Афонасьева В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не предпринимает мер по соблюдению указанной нормы, не заключает договор со специализированной организацией на вывоз ТКО.
Афонасьева В.А. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить, мотивируя тем, что Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 г. № 393 «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия» определяет правила утилизации и вывоза ТКО. Процедура заключения договора на вывоз мусора в каком-либо законодательном акте, на которые ссылается административная комиссия, не прописана. В постановлении указано, что она не явилась на составление протокола 16.11.2017 г., но это было и невозможно, т.к. повестку на составление протокола она получила по почте 17.11.2017 г. В административном протоколе нет сведений и фактов нарушения ею правил утилизации и вывоза ТКО, как это написано в фабуле ст. 44 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV, и это не означает, что можно штрафовать человека за незаключение договора. Здесь речь идет о нарушениях при сборе, накоплении мусса и тому подобном. Например, если человека поймают за выбрасыванием мусора в неустановленном месте и т.д. Она вывозит ТКО, образующиеся у нее, самостоятельно на личном транспорте на санкционированный полигон, по мере их накопления. Таким образом ею не нарушены экологические, санитарные требования природоохранного законодательства, а незаключение договора на вывоз ТКО и самостоятельный вывоз мусора собственником жилья в частном секторе на санкционированный полигон не является нарушением ст. 44 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV. Назначив ей штраф 3000 руб., административная комиссия, нарушая ее права и интересы, пытается принудить ее к заключению договора именно с администрацией МО СП «Выдринское», что неприемлемо. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается. Заключение гражданином – собственником помещения и (или) земельного участка договора на сбор и вывоз бытовых отходов с организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, является одним из возможных выбираемых им способов обеспечения, соблюдения на принадлежащей ему территории (в помещении, доме, строении), природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, правых норм в сфере благоустройства. Иное противоречит ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебное заседание Афонасьева В.А. не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного органа Административной комиссии МО «Кабанский район» по доверенности Зачиняева Ю.С. представила письменный отзыв на жалобу, суду пояснила, что в силу Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" (ч. 3 ст. 5) граждане обязаны заключать данные договоры, порядок сбора определен Разделом 7 Постановления Правительства РБ от 22.08.2016 N 393. Доводы заявителя о понуждении ее к заключению договора не могут быть приняты во внимание, т.к. она не исполнила своей обязанности по организации сбора ТКО. Афонасьева не представила квитанций, товарных чеков о наличии договора, на рассмотрение представила договор от 09.11.2017 г., который не освобождает ее от ответственности, т.к. заключен позже. Представленная ею квитанция от 09.11.2017 г. не соответствует нормативам накопления ТКО, оплатила 204 руб. за 2 куб.м. ТКО как за 1 человека, хотя указано что у нее 9 человек, при нормативе 2, 27 куб.м. на 1 человека. Когда административная комиссия получила дело на рассмотрение, по его материалам Афонасьевой была направлена повестка от 10.11.2017 г. на составление протокола, специалисты Администрации МО СП «Выдринское» сообщили, что от получения повестки лично Афонасьева отказалась, ей вручено почтой, специалист ФИО5 подтвердила, что та получила повестку.
Представитель административного органа Административной комиссии МО «Кабанский район» по доверенности Костюнина А.М. суду пояснила, что Афонасьева на рассмотрение дела не явилась, повестку получила.
Представитель Администрации МО СП «Выдринское», чье должностное лицо составило протокол об административном правонарушении, по доверенности Грищук М.Б. суду пояснила, что она сама лично 7 или 8 ноября 2017 г. вместе с их водителем выезжала по месту жительства Афонасьевой для вручения ей уведомления о явке в администрацию поселения на 14 ч. 16.11.2017 г. для составления протокола об административном правонарушении. Устно разъяснила Афонасьевой это, Афонасьева отказалась разговаривать, читать и получать уведомление. 10.11.2017 г. ей направили уведомление почтой, извещение она получила 14.11.2017 г., но письмо получила позже.
Допрошенный в качестве свидетеля водитель Администрации МО СП «Выдринское» ФИО8 подтвердил данные пояснения Грищук М.Б. об обстоятельствах вызова Афонасьевой В.А. на составление протокола об административном правонарушении.
Выслушав пояснения представителей административных органов, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 44 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях» (в ред. Закона Республики Бурятия от 03.10.2016 N 1929-V) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований к порядку сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), установленных нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия, а именно неисполнение лицом, у которого образуются твердые коммунальные отходы, требований по организации сбора, накопления твердых коммунальных отходов, требований по оборудованию площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов и содержания площадки, размещение крупногабаритного мусора за пределами площадки (контейнерной площадки) для сбора твердых коммунальных отходов, установка контейнеров для твердых коммунальных отходов за пределами оборудованной площадки (контейнерной площадки) для сбора отходов, если данные действия (бездействие) не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу подп. 2 п. 3 ст. 5 физические лица обязаны заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с п. 7.3 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 г. № 393, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, при его отсутствии - с оператором по обращению с ТКО, по частным домовладениям - собственниками домовладений.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством установлена обязанность собственников частных домовладений заключать с соответствующими организациями договор на вывоз ТКО, в связи с чем несостоятельны доводы Афонасьевой В.А. об обратном.
Согласно сведений ЕГРН Афонасьева В.А. является собственником квартиры (с 03.11.2010 г.) и земельного участка (с 20.12.2013 г.), расположенных по адресу: <адрес>, что ею и не оспаривалось. Следовательно на ней как на собственнике лежит обязанность по заключению вышеуказанного договора.
Доводы Афонасьевой В.А. о извещении ее о дате и времени составления протокола об административном правонарушении днем позднее несостоятельны, т.к. об этом она была заблаговременно и лично извещена работниками Администрации МО СП «Выдринское», от получения уведомления о вызове отказалась.
С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Афонасьевой В.А. оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ст. 44 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» Административной комиссии МО «Кабанский район» от 07.12.2017 г. в отношении Афонасьевой В.А. – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья А.А. Максимов