Дело №2а-311/2022; 33а-3415/2022 судья Сизова Н.Ю. 2022 год
УИД 69RS0004-01-2021-001205-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергуненко П.А., Иванова Д.А.
при секретаре судебного заседания Хохловой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Образцовой О.А.
административное дело по апелляционной жалобе Лобашева Н.Н. на решение Бологовского городского суда Тверской области от 07 июня 2022 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области и депутату Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашеву Н.Н. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашева Н.Н..
Возложить на Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области обязанность включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашева Н.Н. и рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашев Н.Н..
В удовлетворении требований Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства путем досрочного прекращения полномочий Лобашева Н.Н. как депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области в связи с неисполнением им установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей - отказать.
В удовлетворении требований Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к депутату Совета депутатов муниципального образования «Березайскре сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашеву Н.Н. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства - отказать в полном объеме».
Судебная коллегия
установила:
Бологовский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом последующих уточнений заявленных требований, обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 октября 2021 года исключен из числа заинтересованных лиц и привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика депутат Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашев Н.Н.,
В обоснование заявленных требований, с учетом уточнения основания административного иска, прокурор указал, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение», по результатам которой установлено, что Лобашев Н.Н. избран в Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области. В настоящее время Лобашев Н.Н. замещает муниципальную должность депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области. На него, как на лицо, замещающее муниципальную должность, законом возложена обязанность ежегодно, в установленные сроки представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей. Согласно представленной информации Главного управления региональной безопасности Тверской области за отчетный 2020 год сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей от Лобашева Н.Н. не поступали.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является безальтернативным последствием.
Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашева Н.Н. в связи с нарушением требований антикоррупционного законодательства может быть поставлен прокурором перед представительным органом власти, в связи с чем 22 апреля 2022 года прокурором в Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области внесено представление о необходимости разрешения вопроса, связанного с прекращением полномочий депутата Лобашева Н.Н.
Однако до настоящего времени представление прокурора надлежащим образом не рассмотрено, что свидетельствует о бездействии муниципального органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 39, 125-126, 218-220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор просил признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашева Н.Н., возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашева Н.Н., рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашева Н.Н., устранить нарушения действующего антикоррупционного законодательства путем досрочного прекращения полномочий Лобашева Н.Н. как депутата Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» в связи с неисполнением им установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Корнилова Н.В. заявленные требования с учётом их уточнений поддержала, просила административные исковые требования удовлетворить.
Административные ответчики Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области и депутат Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Лобашев Н.Н. в судебном заседании не присутствовали.
Ранее в судебном заседании ответчик депутат Лобашев Н.Н. высказался против удовлетворения требований прокурора, представитель Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области пояснил, что вопрос о прекращении полномочий на данный момент не разрешен.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Тверской области и администрация муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лобашева Н.Н. ставит вопрос об отмене решения суда. Указанное решение суда считает незаконным и необоснованным.
Полагает подлежащим применению предусмотренный действующим законодательством способ устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления путем возложения на Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области на ближайшем со дня вступления в законную силу решения суда заседании Совета депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий.
Указывает на то, что никакой правовой оценки не получила уважительная причина непредоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, которые все же были представлены с опозданием в связи экстренной госпитализацией супруги Лобашева Н.Н.
Нарушение сроков в связи с наличием уважительной и документально подтвержденной причины предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера в данном случае свидетельствует об отсутствии оснований для применения к нему истребуемой административным истцом меры ответственности.
Допущенные судом нарушения норм права являются существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Бологовского городского суда Тверской области от 07 июня 2022 года подлежит отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступление прокурора Обихода И.Д., возражавшего против жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно статье 2 названного Федерального закона депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон № 230-ФЗ), Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон № 79-ФЗ).
Частью 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 7.2. статьи 40 Закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 10 Закона Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» определено, что если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Тверской области в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Тверской области, и лицами, замещающими муниципальные должности в Тверской области, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, при избрании на должность; лицами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Такие сведения предоставляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
Контроль за расходами осуществляется уполномоченным Правительством Тверской области исполнительным органом государственной власти Тверской области по реализации государственной антикоррупционной политики в Тверской области.
Как следует из предписаний части 10.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата определяется, в том числе, положениями части 4.5 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ и части 7.3, части 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, Методическими рекомендациями по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которым данная мера дисциплинарной ответственности может быть реализована по отношению к депутату, нарушившему законодательство в сфере противодействия коррупции, при условии обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата.
Согласно части 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Также право требовать досрочного прекращения полномочий депутата принадлежит прокурору, поскольку прокуратура единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от «О прокуратуре Российской Федерации»). Наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации правом обращения с заявлением о прекращении полномочий депутата не свидетельствует об ограничении полномочий прокурора по осуществлению им от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Лобашев Н.Н. замещает муниципальную должность депутата Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, срок окончания полномочий – сентябрь 2023 года.
Согласно предоставленной Главным управлением региональной безопасности Тверской области информации за отчетный 2020 год сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги от Лобашева Н.Н. не поступали.
Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой подтверждена данная информация.
22 апреля 2022 года прокурором в Совет депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушений закона и указано, что имеются основания для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Лобашева Н.Н.
В повестку дня заседания Совета депутатов Березайского сельского поселения на 26 мая 2022 года включён вопрос о рассмотрении представлении Бологовского межрайонного прокурора.
Однако, как видно из ответа Совета депутатов Бологовскому межрайонному прокурору от 31 мая 2022 года, заседание Совета депутатов 26 мая 2022 года не состоялось ввиду отсутствия кворума.
В связи с нарушением Советом депутатов положений части 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ прокурором заявлены настоящие требования в судебном порядке.
Проанализировав приведённые выше нормы законов, суд пришёл к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия, исходя из обстоятельств административного дела и требований закона, соглашается с решением суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Решение суда соответствует нормам статьи 186 КАС РФ о вступлении решения в законную силу, в связи с чем каких-либо добавлений, на что указано в апелляционной жалобе, о способе восстановления права - после вступления решения суда в законную силу не требовалось.
Наличие уважительных причин для нарушения срока представления сведений депутатом о своих доходах и о доходах челнов семьи обоснованно не было предметом судебного обсуждения и разбирательства, поскольку суд первой инстанции отказал прокурору в части требований о возложении обязанности на Совет депутатов досрочно прекратить полномочия депутата Лобашева Н.Н., указав, что решение вопроса о прекращении полномочий депутата является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Лобашев Н.Н. вправе был приводить свои доводы на заседании Совета депутатов при рассмотрении вопроса о прекращении его полномочий как депутата.
По сообщению прокурора, на заседании Совете депутатов муниципального образования «Березайское сельское поселение» 09 июня 2022 года полномочия депутата Лобашева Н.Н. прекращены.
Безусловных оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, не установлено.
Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 07 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лобашева Н.Н. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи