Дело № 2-1790/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Донских Е.А.,
с участием представителя ответчика – адвоката Сварцевич А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым к Джораевой Лидии Николаевне о понуждении к отчуждению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации г. Алушта Республики Крым Огнева Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Джораевой Л.Н. о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:15:060201:92, общей площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым г. Алушта, с. Генеральское, ул. Цветочная, д. 2, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, принадлежащий на праве собственности Джоранвой Л.Н., с последующей передачей Джораевой Л.Н. вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Администрацией города Алушты на отчуждение имущества.
Исковые требования по сути мотивированы тем, что 01.12.2021 года Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направил сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года №26.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2023 года № КУВИ-001/2023-4780311 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 90:15:060201:92, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Генеральское, ул. Цветочная, д. 2, является Джораева Л.Н., 09.12.1954 года рождения, паспорт гражданина иностранного государства Украина серия СО № 273252, выдан Жовтневым РУ ГУ МВС Украины в г. Киев 16.12.1999 г. Гражданства Российской Федерации ответчик не имеет.
Поскольку Джораева Л.Н. не является гражданином Российский Федерации, а город Алушта Республики Крым входит в перечень территорий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года №26, на которых иностранным гражданам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, а принадлежащие должны быть отчуждены в течение 1 года с момента регистрации такого права, земельный участок, собственником которого является ответчик, подлежит отчуждению.
Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранными гражданами.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением суда от 22.11.2023 года в соответствии с требованиями ст. 50 ГПК РФ назначено ответчику Джораевой Л.Н. в качестве представителя – адвоката, Единым Крымским Республиканским центром субсидируемой юридической помощи, направлен адвокат Сварцевич А.А.
Представитель ответчика в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, судом установлены следующие фактически обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 №2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п.3 ст.15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Норма п.3 ст.15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
Указом Президента Российской Федерации №26 от 09.01.2011 года «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года №201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года №26, территория муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (п. 44.12) включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п.1 ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписки из ЕГРН от 07.12.2023 г., собственником земельного участка площадью 2500+/-10 кв.м. расположенного по адресу: РК, г. Алушта, с. Генеральское, ул. Цветочная, 2, кадастровый номер 90:15:060201:92, является Тюшев Алексей Владимирович, 06.09.1969 года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации, серия 78 14 № 075624, выдан 16.09.2014 года отделением УФМС России по Ярославской области в гор. Тутаеве и Тутаевском районе, государственная регистрация права осуществлена 05.07.2023 года.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 11,12,194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации города Алушты Республики Крым к Джораевой Лидии Николаевне о понуждении к отчуждению земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко