К делу №а-512/ 2021
УИД 23RS0029-01-2020-006979-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Лазаревское г. Сочи | « 13 » мая 2021 года |
Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
судьи | С.П. Богдановича, |
при секретаре | А.А. Бурлакиной, |
с участием:
представителя административного истца Н.В. Сычевой М.А. Захаровой,
действующей на основании доверенности от 20.01.2020 года № и ордера от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сычевой Натальи Валерьевны к Администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Сычева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи (далее по тексту – Администрация района), в котором просит признать незаконным изложенное в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № решение административного ответчика об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», обязав Администрацию района предварительно согласовать предоставление Сычевой Н.В. в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона – «Ж2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, и утвердить схему расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование своих требований административный истец указала, что является собственником жилого помещения с кадастровым номером № кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. С целью последующего выкупа земельного участка, находящегося под спорным объектом недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ Сычева Н.В. обратилась в Администрацию района за предоставлением муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», в чем ей отказано оспариваемым решением административного ответчика, изложенным в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ №. Несогласие административного истца с принятым органом местного самоуправления решением явилось причиной его обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Административный истец Сычева Н.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель административного истца Сычевой Н.В. – Захарова М.Л. доводы административного иска поддержала и просила удовлетворить его требования. Выразила несогласие с выводами проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, указав, что выявленные экспертом несоответствия таковыми считаться не могут, поскольку образование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, формируемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «ГеоМаркер», производится в целях эксплуатации существующего объекта недвижимости, а не строительства, не препятствует разрешенному использованию расположенных на участке объектов недвижимости и не нарушает установленных ст. 11.9 ЗК РФ требований.
Представитель административного ответчика Администрации района в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
Исходя из требований ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
Пунктами 1-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что Сычевой Н.В. по праву собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером 23:49:0201002:1100 площадью 276,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию района поступило заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка площадью 300 кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее по тексту – Схема) по <адрес> выполненной ООО «ГеоМаркер», исходя из которой земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м планируется образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (обособленный земельный участок с кадастровым номером №) с сохранением в измененных границах.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № (единое землепользование) площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> <адрес>, является собственностью муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подп. 6 п. 2 той же статьи ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В свою очередь, подп. 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земель
Изложенным в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № решением Администрация района отказала в предоставлении Сычевой Н.В. муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», поскольку в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденным постановлением Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Административный регламент), основанием для предоставления муниципальной услуги является правомерный индивидуальный жилой дом.
Между тем, из предоставленной административным истцом Схемы и выписки из ЕГРН следует, что часть строения, расположенная в многоквартирном доме по адресу: г. <адрес>, является жилым помещением № которое пересекает границы формируемого земельного участка, что не соответствует действующему законодательству, а также основанию для получения муниципальной услуги.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд учитывает, что наименование случаев предварительного согласования предоставления земельного участка приведено в виде таблицы в п. 13 Административного регламента, где предусмотрено предварительное согласование предоставления земельного участка собственникам расположенных на нем жилых домов, индивидуальных жилых, дачных, садовых домов, жилых строений, гаражей, за исключением жилых помещений (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
По делу назначена и проведена экспертами ООО «АКБ «АЛЬЯНС» ФИО6 и ФИО7 судебная строительно-техническая экспертиза. Из выводов экспертов, изложенных в их заключении от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, изначально являлся жилым домом блокированной застройки, состоящим из семи автономных блоков.
Жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, является автономным блоком жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером №, который, в свою очередь, расположен в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в составе единого землепользования с земельным участком с кадастровым номером №.
При этом экспертным исследованием установлено несоответствие фактического расположения жилого помещения с кадастровым номером № с содержащимися в ЕГРН сведениями о месте размещения жилого дома с кадастровым номером № (зоне несоответствия площадью 38 кв.м).
Также в результате проведенных геодезических работ экспертами установлено, что контур жилого помещения с кадастровым номером № не пересекает границы формируемого в соответствии со Схемой земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, однако границы этого формируемого участка пересекают элемент благоустройства каменную клумбу (площадь пересечения 10 кв.м) и инженерное сооружение подпорную стену (длина пересечения 15м). Также в границах предложенного Схемой к формированию земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м расположены подводящие инженерные системы жилого дома блокированной застройки с кадастровым номером №.
В соответствии с подп. 1 п. 32 Административного регламента Администрация района принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в случаях, если:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно:
а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»;
в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Пунктом 12.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года №202, установлены предельные размеры земельных участков, образуемых из земель муниципальной собственности, которые для индивидуального жилищного строительства составляют от 400 до 1000 кв.м.
Таким образом, предложенное Схемой образование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м не соответствует установленным п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ требованиям.
Кроме того, предложенное Схемой образование земельного участка пересекает элемент благоустройства, техническое сооружение, а принадлежащее административному истцу жилое помещение согласно внесенным в ЕГРН сведениям не соответствует месту расположения объекта недвижимости, в составе которого таковое расположено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного иска Сычевой Натальи Валерьевны к Администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.
Мотивированное решение суда составлено 17 мая 2021 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.П. Богданович
Копия верна:
Судья
Лазаревского районного суда г. Сочи С.П. Богданович