Решение
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием истца Цолоевой Х.Б., представителя ответчика Аушевой Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по исковому заявлению Цолоевой Х. Б. к Администрации <адрес> (далее – Администрация) о признании действий должностных лиц администрации, выразившихся в непредоставлении земельного участка незаконными и возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство,
установил:
В 1990 году администрация, профсоюзный комитет и Совет трудового коллектива Назрановской трикотажной фабрики ходатайствовал перед Назрановским РИК о выделении истцу земельного участка. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № комиссии Правительства Республики Ингушетия по земельным вопросам, утвержденного распоряжением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-р, на основании ст. 10 Закона Республики Ингушетия «О регулировании земельных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ №-рз постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей на праве собственности выделен земельный участок площадью 0,06га из земель населенного пункта <адрес> под индивидуальное жилищное строительство. Вторым пунктом данного постановления главному архитектору <адрес> поручено совместно с администрацией <адрес> отвести земельный участок в натуре и выдать соответствующие документы. По настоящее время, ей фактически вышеуказанный земельный участок не предоставлен, а также не выданы соответствующие документы на земельный участок. При обращении к главе администрации <адрес> с заявлением о выдаче письменного отказа в предоставлении ей земельного участка, администрация даёт ответ за №-из от ДД.ММ.ГГГГ, что она состоит в списке очередников за №, и из- за отсутствия земельного фонда не распределяет земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, тогда как ее коллеги, а также и другие лица указанные в вышеуказанномпротоколе жилищной комиссии давно получили земельные участки. Неправомерными действиями должностных лиц администрации на протяжении длительного времени нарушаются ее права. Просит признать действия (бездействие) должностных лиц администрации, выразившиеся в непредоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, незаконными, обязать администрацию <адрес> предоставить ей в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, площадью 0,06 га из земель населённого пункта ЦАО <адрес> с указанием месторасположения земельного участка.
Цолоева Х.Б. просила удовлетворить заявленные требования и обязать Минимущество выделить ей земельный участок в натуре.
Аушева Ф.М. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку администрация не имеет полномочий выделения земельного участка. Полномочия по распределению земельных участков переданы Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия привлеченный к участию в деле в качестве соответчика своего представителя не направило.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
Согласно ст.ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Установлено, что у истца отсутствует право на получение земельного участка во внеочередном порядке, предусмотренное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Земельным кодексом, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и другими нормативно-правовыми актами дающими право на получение земельного участка во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Установлено, что постановлением администрации <адрес> «О выделении земельных участков площадью 0,06 га под индивидуальное строительство жителям <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с протоколом комиссии Правительства РИ по земельным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № комиссии Правительства РИ по земельным вопросам, утвержденного распоряжением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-р, истцу на праве собственности под индивидуальное жилищное строительство выделен участок площадью 0,06га.
Между тем земельный участок истцу в натуре не отведен, не указано месторасположение земельного участка.
Согласно ответу администрации <адрес> №-из от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца о выдаче письменного отказа в предоставлении ей земельного участка, она состоит в списке очередников за № и из-за отсутствия земельного фонда не распределяет земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.
Сохранение Цолоевой Х.Б. в очереди на получение земельного участка после принятия решения о его предоставлении без отведения его в натуре противоречит нормам действующего законодательства и лишает ее возможности фактической реализации права на однократное бесплатное получение земельного участка в собственность.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, является первым этапом порядка предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст.2 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-рз "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия" Правительство Республики Ингушетия осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно вышеуказанному постановлению в настоящее время органом уполномоченным распоряжаться земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, является Минимущество.
С учетом установленных по делу обстоятельств требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Цолоевой Х. Б. к администрации <адрес> о признании действий должностных лиц администрации, выразившихся в непредоставлении земельного участка незаконными, и возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить в полном объеме.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия определить месторасположение земельного участка, выделенного Цолоевой Х. Б. на основании постановления администрации <адрес> «О выделении земельных участков площадью 0,06 га под индивидуальное строительство жителям <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья