Дело №88-17267/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 24 ноября 2020 года
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи М.В, Сафронова М.В., единолично, рассмотрев материал по заявлению Нигматуллиной Ханизы Шариповны о взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе Нигматуллиной Ханизы Шариповны на определение Свердловского районного суда г. Перми от 14 мая 2020 года и апелляционное определение Пермского краевого суда от 06 июля 2020 года,
установил:
решением Свердловского районного суда г. Перми от 26 сентября 2019 года в удовлетворении иска Казакова В.В. к Нигматуллиной Х.Ш. отказано.
Определением Свердловского районного суда г. Перми от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Пермского краевого суда от 06 июля 2020 года, во взыскании судебных расходов с Казакова В.В. отказано.
В кассационной жалобе Нигматуллина Х.Ш. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба на вступившее в законную силу определение суда и вынесенное по результатам его обжалования определение апелляционной инстанции, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Свердловского районного суда г. Перми от 26 сентября 2019 года в удовлетворении иска Казакова В.В. к Нигматуллиной Х.Ш. отказано. Решение в мотивированной форме изготовлено 07 октября 2019 года, вступило в законную силу как не обжалованное 07 ноября 2019 года.
Ответчик 07 марта 2020 года обратилась с заявлением о взыскании судебных расходов, указывая, что понесла их в общей сумме 70000 рублей, в том числе: расходы по оплате юридических услуг 40 000 рублей, расходы в связи с проведением строительной экспертизы 25 000 рублей и технического заключения 5 000 рублей.
Разрешая заявление, суды исходили из пропуска Нигматуллиной Х.Ш. установленного статьей 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока со дня вступления судебного акта в законную силу на обращение с таким заявлением, которое подано после 01 октября 2019 года, в то время как решение суда вступило в законную силу 08 ноября 2019 года, при этом каких-либо уважительных причин пропуска данного срока заявителем не приведено.
Суд кассационной инстанции с выводами судов соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов, начинает исчисляться со дня вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в редакции Федерального закона № 451-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 30 «О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда» днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции определено 1 октября 2019 года.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разъяснено, что после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
На момент принятия итогового судебного акта по данному делу в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствовала норма, регулирующая сроки возмещения судебных расходов.
Поскольку, как было указано выше, положения статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступили в силу с 1 октября 2019 года, то именно с указанной даты следует применять трехмесячный срок к заявлениям о возмещении судебных расходов, поступившим после 01 октября 2019 года.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что при применении положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу со дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, следует учитывать, что, по общему правилу, порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что к требованиям о взыскании судебных расходов, заявленным после 01 октября 2019 года, подлежат применению положения части 1 статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции.
Поскольку решение суда вступило в законную силу 07 ноября 2020 года и никем не обжаловалось, то трехмесячный срок по вопросу рассмотрения заявления о взыскании судебных расходов начал течь с указанной даты и на момент обращения с заявлением ответчика 10 марта 2020 года истек.
Доводы кассационной жалобы о том, что на дату возникновения у Нигматуллиной Х.Ш. права на возмещение судебных расходов, то есть, дату вынесения решения, отсутствовала норма права, устанавливающая срок для предъявления такого заявления, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При этом судами правильно отмечено, что с заявлением о восстановлении пропущенного срока на подачу такого заявления ответчик не обращалась.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Свердловского районного суда г. Перми от 14 мая 2020 года и апелляционное определение Пермского краевого суда от 06 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нигматуллиной Ханизы Шариповны без удовлетворения.
Судья М.В. Сафронов