Дело № 2-1293/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2016 г. г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе суда председательствующего судьи Ивахненко Л.А. при секретаре Александровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта Ярославской области, ГКУ «Ярдорслужба», Государственному предприятию Ярославской области «Ярдормост» об обязании произвести ремонт автодорожного покрытия,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту транспорта Ярославской области, ГКУ «Ярославская областная дорожная служба», Переславское ГУП «Автодор», просит суд обязать ответчиков - Департамент транспорта Ярославской области, ГКУ «Ярославская областная дорожная служба», ГП ЯО «Ярдормост» произвести ремонт автодорожного покрытия <скрыто> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД Переславль-Залесского МО ВД РФ проведена проверка, в ходе которой проведено обследование автодороги <скрыто>
Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83- п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» утверждены Перечни автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области. Автомобильная дорога <скрыто> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, и, согласно государственному контракту № 145939 от 23.12.2014г., заключенному ГКУ ЯО «Ярдорслужба» на период с 01.01.2015г по 31.12.2016г. автомобильная дорога передана на содержание ГП «Ярдормост».
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-93. Разделом 3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в частности покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной полосой дорожного движения.
В соответствии с представленным ОГИБДД МО МВД России «Переславль-Залесский» РФ актом проверки автомобильной дороги <скрыто> выявлены участки, на которых предельно допустимые повреждения покрытия превышают значения, установленные в таблице 2 п. 3.1.3 раздела 3.1 ГОСТа Р 50597-93: на участках дороги: - с 116 км + 000 м по 117 км + 000 м;
с 117 км + 200 м по 117 км + 300 м;
с 118 км + ООО м по 118 км + 200 м;
с 122 км + 000 м по 123 км + 000 м;
с 126 км + 200 м по 126 км + 400 м;
с 129 км + 900 м по 130 км + 100 м;
с 132 км + 800 м по 133 км + 900 м;
с 135 км + 100 м по 135 км + 300 м;
с 136 км + 900 м по 137 км + 600 м;
с 138 км + 000 м по 138 км + 300 м;
с 142 км + 000 м по 142 км + 300 м,
а именно отсутствует ровность покрытия проезжей части автодороги, где количество просветов под 3-х метровой рейкой 9 % и более, что существенно снижает безопасное использование указанной автодороги.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Прийма Е.В. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснила суду, что с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств срок исполнения решения суда может быть продлен с целью получения необходимого финансирования работ в установленном законом порядке, до двух лет. Представитель ответчика Департамента транспорта Ярославской области в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя и о переносе судебного заседания для проведения совместной проверки дорожного полотна. Указанное ходатайство судом отклонено, поскольку имеющихся в деле письменных доказательств достаточно для рассмотрения спора по существу, частичное выполнение ремонтных работ по существо заявленного требования не влияет.
Представитель ответчика ГКУ ЯО «Ярдорслужба» по доверенности Кузнецова Н.В. заявленные исковые требования не признала, пояснила суду, что ГКУ ЯО «Ярдорслужба» надлежащим ответчиком по спору не является, выполняет функции по заключению муниципальных контрактов на содержание автодорог общего пользование, в перечень работ по содержанию ремонт полотна дороги не включен. Спорная автодорога нуждается в ремонте полотна, ямочный ремонт выполняется ГП «Ярдормост» в пределах выделенного по условия контракта финансирования и уже является недостаточным для поддержания нормативного состояния полотна автодороги.
Представитель ответчика Переславского филиала ГП Ярославской области «Ярдормост» в судебном заседании не участвовал, ходатайств, заявлений суду не представил.
Представитель третьего лица - ОГИБДД Переславль-Залесского МО МВД России в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке.
Заслушав помощника Переславского межрайонного прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пп. 1, 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 3, п. 2 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Ярославской области N 337-п от 08.04.2009 г. в целях оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них переданы Государственному казенному учреждению Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба".
Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. N 440-п утвержден порядок содержания и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ярославской области, согласно которому, содержание и ремонт региональных автомобильных дорог обеспечивается следующими мероприятиями: оценка технического состояния автомобильных дорог; проектирование содержания и ремонта региональных автомобильных дорог; проведение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог; прием работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 14 марта 2011 г. № 151-п с 01.04.2014 г. создано ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба», в качестве основных целей создания Учреждения определены реализация федеральных, областных, ведомственных целевых программ развития дорожного хозяйства области и обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в интересах обеспечения прав пользователей автомобильными дорогами.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая то, что функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции капитального ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения осуществляет ГКУ ЯО "Ярдорслужба", надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора является именно это учреждение.
Постановлением Правительства области от 12.03.2008 г. №83-п утверждены Перечни автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области. Автомобильная дорога <скрыто> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения (л.д. 15-16).
Из материалов дела следует, что заказчиком ГКУ «Ярдорслужба» и подрядчиком ГП ЯО "Ярдормост" был заключен государственный контракт № 145939 от 23.12.2014 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них, согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. В Перечень (Приложение № 1 к государственному контракту) включена а/д <скрыто> В ведомость объемов и стоимости работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них в Переславском муниципальном районе ЯО включены и работы по содержанию покрытия: ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий, ямочный ремонт покрытий. ГП ЯО "Ярдормост" получено задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, установлены сроки выполнения – 31.12.2016 г.
В статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" автомобильные дороги относятся к линейным объектам капитального строительства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с разделом IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог к содержанию работ по дорожным одеждам относится, в том числе: очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий; восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума; устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м;
Т.е. ремонтные работы к объем содержания не включены.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения"(утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221). Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Разделом 3 ГОСТ Р 50597-93 предусматривает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. В частности покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1.1.).
Как следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД Переславль-Залесского МО ВД РФ проведена проверка состояния автомобильной дороги
<скрыто>, в ходе которой согласно акту от 14.06.2016 г., фототаблице выявлены участки, на которых предельно допустимые повреждения покрытия превышают значения, установленные в таблице 2 п. 3.1.3 раздела 3.1 ГОСТа Р 50597-93: на участках дороги:
- с 116 км + 000 м по 117 км + 000 м;
с 117 км + 200 м по 117 км + 300 м;
с 118 км + ООО м по 118 км + 200 м;
с 122 км + 000 м по 123 км + 000 м;
с 126 км + 200 м по 126 км + 400 м;
с 129 км + 900 м по 130 км + 100 м;
с 132 км + 800 м по 133 км + 900 м;
с 135 км + 100 м по 135 км + 300 м;
с 136 км + 900 м по 137 км + 600 м;
с 138 км + 000 м по 138 км + 300 м;
с 142 км + 000 м по 142 км + 300 м,
а именно отсутствует ровность покрытия проезжей части автодороги, где количество просветов под 3-х метровой рейкой 9 % и более. (л.д.8-13, т.е. состояние дорожного полотна не соответствует нормативному, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 2.2. раздела 2 Положения о департаменте транспорта Ярославской области"), к полномочиям департамента относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Таким образом, обязанность по выполнению ремонта спорной автодороги возложена на Департамент транспорта ЯО, являющийся надлежащим ответчиком по спору
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом требований ст.ст. 38, 161 БК РФ, ст. 204 ГПК РФ истребуемый и уточненный процессуальным истцом срок для выполнения установленной судом обязанности – в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу, является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░░░ 505970-93 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.