К делу №
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
06 августа 2019 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Ожева М.А.,
РїСЂРё секретаре Р¤РРћ2,
с участием:
представителя истца - РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р¤РРћ3,
ответчика Р¤РРћ1,
представителя ответчика Р¤РРћ1 – Р¤РРћ5,
представителя третьего лица администрации муниципального образования В«<адрес>В» - Р¤РРћ4,
представителя третьего лица администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» - Р¤РРћ7,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Рє Р¤РРћ1 РѕР± исключении РёР· Единого государственного реестра недвижимости сведений Рѕ координатах поворотных точек земельного участка Рё РѕР± освобождении части земельного участка РІ пределах береговой полосы,
третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>);
Филиал государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес>),
администрация муниципального образования «<адрес>»,
администрация муниципального образования «Каменномостское сельское поселение»,
установил:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным РёСЃРєРѕРј Рє ответчику, СЃ учетом уточнения требований РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 39 ГПК Р Р¤, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ следующее. <адрес> РІ соответствии СЃ Рї. 6 приказа Генерального РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об организации РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора Р·Р° исполнением законов, соблюдением прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина» РЅР° основании данных, содержащихся РІ Едином государственном реестре недвижимости, Р° также сведений интерактивного сервиса Федеральной службы государственной регистрации кадастра Рё картографии Р Р¤ «Публичная кадастровая карта», проведена проверка исполнения земельного законодательства. Установлено, что земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1378 Рј2, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, принадлежит РЅР° праве собственности Р¤РРћ1, Рѕ чём, РІ ЕГРН сделана запись Рѕ регистрации права в„–. Вместе СЃ тем установлено, что часть вышеуказанного земельного участка, площадью 107 РєРІ.Рј., расположена РІ пределах береговой полосы реки Белая, которая РІ силу закона является собственностью Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Земельные участки, расположенные РІ пределах береговой полосы водных объектов общего пользования РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ частной собственности. Согласно информации филиала государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ <адрес> сведения Рѕ Р·РѕРЅРµ СЃ особыми условиями использования территории «Береговая полоса <адрес>В» внесены РІ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании приказа Управления РїРѕ охране окружающей среды Рё природным ресурсам Республики Адыгея «Об утверждении Р·РѕРЅ СЃ особыми условиями использования территории» в„–-Рє РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Наличие зарегистрированного права собственности РЅР° часть СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, площадью 107 РєРІ.Рј., расположенного РІ пределах береговой полосы реки Белая, нарушает права Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц РЅР° равный доступ Рє природным ресурсам. Рстец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ: исключить РёР· Единого государственного реестра недвижимости сведения Рѕ координатах поворотных точек земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1378 Рј2, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>; обязать Р¤РРћ1 освободить часть земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, площадью 107 Рј2, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ пределах береговой полосы реки Белая.
Представитель истца - РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Р¤РРћ3 РІ судебном заседании исковые требования поддержал Рё РїРѕСЏСЃРЅРёР», что согласно представленным РІ прокуратуру сведениям РёР· ФГБУ «ФКП Росреестра» спорные земельные участки находятся частично РІ береговой полосе реки Белой. Относительно заявленного ответчиком ходатайства Рѕ примени СЃСЂРѕРєРѕРІ РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РѕРЅ полагает указанные ответчиком СЃСЂРѕРєРё неверно исчисленными, поскольку Соглашение Рѕ перераспределении земельного участка заключено ответчиком СЃ администрацией Каменномостского сельского поселения ДД.РњРњ.ГГГГ. Согласно СЃС‚. 11.7 Земельного кодекса Р Р¤, РїСЂРё перераспределении земельного участка прежний земельный участок перестает существовать. Следовательно, СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РЅРµ истек. Рстец РЅРµ требует признать отсутствующим право РЅР° весь земельный участок, Р° только освободить ту часть земельного участка, которая находится РІ береговой полосе.
Ответчик Р¤РРћ1 РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал.
Представитель ответчика Р¤РРћ1 – Р¤РРћ5 РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признал Рё РІ отзыве РЅР° исковые требования РїРѕСЏСЃРЅРёР» следующее. РЎ заявленными уточненными исковыми требованиями РѕРЅРё РЅРµ согласны РїРѕ следующим основаниям. Рсковые требования РІ заявленном РІРёРґРµ неисполнимы. Перечень ситуаций, РєРѕРіРґР° раздел земельных участков РЅРµ разрешён законом изложен РІ Рї. 4 СЃС‚. 11.9 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - Р—Рљ Р Р¤): образование участков РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє невозможности разрешённого использования находящихся РЅР° РЅРёС… объектов недвижимости; обременения (ограничения), сохраняемые РЅР° образуемых земельных участках, РЅРµ позволяют использовать участки РІ соответствии СЃ разрешённым использованием; РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ вклинивание или вкрапливание образуемых участков РІ РґСЂСѓРіРёРµ участки, появляется изломанность границ, чересполосица, создаётся невозможность размещения объектов недвижимости, выявляются РґСЂСѓРіРёРµ недостатки, препятствующие использованию Рё охране земель; границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных Р·РѕРЅ, лесничеств, лесопарков (исключение составляют участки, формируемые для проведения работ РїРѕ геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, Р° также водохранилищ, иных искусственных водных объектов); образуемый РїСЂРё разделе земельный участок РЅРµ имеет самостоятельного подъезда Рё выхода Рє местам общего пользования (дорогам, проездам Рё выездам), что может повлечь ограничение прав владельцев иных земельных участков РІ части обеспечения РїСЂРѕС…РѕРґР° или проезда Рє выделяемому земельному участку. Как РІРёРґРЅРѕ РёР· представленных истцом сведений Рѕ частях земельного участка СЃ кадастровым номером 01:04:0100023:67, РїСЂРё разделе земельного участка РІРЅРѕРІСЊ образованный земельный участок, РЅРµ будет иметь самостоятельного подъезда Рё выхода Рє местам общего пользования (дорогам, проездам Рё выездам). Рто первое основание, установленное Рї. 4 статье 11.9 Р—Рљ Р Р¤, согласно которому раздел участков запрещён законом.
РљСЂРѕРјРµ того, образование новых участков приведёт Рє невозможности постановки РІРЅРѕРІСЊ образованных земельных участков РЅР° кадастровый учёт Рё Рє невозможности разрешённого использования находящихся РЅР° РЅРёС… объектов недвижимости. Рто второе основание, согласно которому раздел земельных участков запрещён законом. Земельные участки образуются РїСЂРё разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе РёР· земельных участков, Р° также РёР· земель, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности (Рї. 1 СЃС‚. 11.2 Р—Рљ Р Р¤). Согласно Рї.Рї. 1 Рё 2 СЃС‚.11.5 Р—Рљ Р Р¤ выдел земельного участка осуществляется РІ случае выдела доли или долей РёР· земельного участка, находящегося РІ долевой собственности. РџСЂРё выделе земельного участка образуются РѕРґРёРЅ или несколько земельных участков. РџСЂРё этом земельный участок, РёР· которого осуществлен выдел, сохраняется РІ измененных границах (измененный земельный участок). РџСЂРё выделе земельного участка Сѓ участника долевой собственности, РїРѕ заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности РЅР° образуемый земельный участок Рё указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности РЅР° измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности РЅР° измененный земельный участок СЃ учетом изменившегося размера РёС… долей РІ праве долевой собственности. Р’ силу Рї. 3 СЃС‚. 11.2 Р—Рљ Р Р¤ целевым назначением Рё разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение Рё разрешенное использование земельных участков, РёР· которых РїСЂРё разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, Р·Р° исключением случаев, установленных федеральными законами. Р’ отношении земельных участков РІ зависимости РѕС‚ РёС… целевого назначения Рё разрешенного использования устанавливаются РёС… предельные минимальные Рё максимальные размеры. РџСЂРё выделе РІРЅРѕРІСЊ образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение Рё разрешенное использование РёСЃС…РѕРґРЅРѕРіРѕ земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным Рё максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Согласно разъяснениям РІ Рї. 35 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Пленума Высшего Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 01.07. 1996 N6/8 "Рћ некоторых вопросах, связанных СЃ применением части первой Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", РІ соответствии СЃ Рї. 3 СЃС‚. 252 ГК Р Р¤ СЃСѓРґ вправе отказать РІ РёСЃРєРµ участнику долевой собственности Рѕ выделе его доли РІ натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся РІ общей собственности. РџРѕРґ таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества РїРѕ целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности. Указанные разъяснения соответствуют Рї.2 С‡.3 СЃС‚.27 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–221-ФЗ "Рћ государственном кадастре недвижимости", согласно которому орган кадастрового учета принимает решение РѕР± отказе РІ постановке РЅР° учет земельного участка РІ случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который РІ результате преобразования сохраняется РІ измененных границах (измененный земельный участок), РЅРµ будет соответствовать установленным РІ соответствии СЃ федеральным законом требованиям Рє предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. РР· РЅРѕСЂРј права следует, что разделение земельного участка РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РІ случае, если РІСЃРµ образуемые РїСЂРё этом земельные участки имеют площадь РЅРµ менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения Рё РІРёРґР° целевого использования.
Согласно п.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования Рё застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (Рї. 8 СЃС‚. 1, Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 8 ГПК Р Р¤). Согласно Правилам землепользования Рё застройки РњРћ «Каменномостское сельское поселение» <адрес>, частью 2 СЃС‚.2.4 установлены предельные размеры земельных участков, установленные для участков градостроительного зонирования Р–3.101 РњРћ «Каменномостское сельское поселение» для индивидуального жилищного строительства: предельный минимальный размер - 350 РєРІ.Рј.; предельный максимальный размер - 5000 РєРІ.Рј. Образуемый земельный участок размером 107 РєРІ.Рј., выделенный РІ собственность Р¤РРћ1 РёР· РёСЃС…РѕРґРЅРѕРіРѕ земельного участка, вышеуказанным требованиям РЅРµ соответствует. Следовательно, заявленные истцом требования имеют неисполнимый характер.
Кроме того, согласно ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. В настоящее время нарушение прав граждан по передвижению и доступу к реке Белой установленными границами земельного участка с кадастровым номером 01:04:0100023:67 не имеется. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
РџРѕ заявлению правообладателя, Постановлением Главы РњРћ «Каменномостское сельское поселение» в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории квартала в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>В» была утверждена схема расположения земельного участка РЅР° кадастровом квартале в„–, общей площадью 1378 РєРІ.Рј., относящегося Рє категории «земли населённых пунктов», расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, образуемого РІ результате перераспределения земельного участка, находящегося РІ частной собственности Сѓ Р¤РРћ1 площадью 1029 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, Рё земельного участка, находящегося РІ государственной РЅРµ разграниченной собственности, площадью 349 РєРІ.Рј., образованного согласно утверждённого Генерального плана Рё Правил землепользования Рё застройки поселения РІ территориальной Р·РѕРЅРµ: «Ж3.101. Р—РѕРЅР° застройки индивидуальными жилыми домами Рё личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства» СЃ РІРёРґРѕРј разрешённого использования: «отдельно стоящие индивидуальные жилые РґРѕРјР° СЃ земельными участками». Таким образом, РІ постановлении нет ограничений или обременений земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– имеются сведения Рѕ земельном участке кадастровый в„–, РіРґРµ указано, что земельный участок находится РЅР° земле населенных пунктов - весь (Рї.10.) разрешенное использование - отдельно стоящие индивидуальные жилые РґРѕРјР° СЃ земельными участками (Рї.11), площадь участка 1378 РєРІ.Рј., (Рї.11) правообладатель Р¤РРћ1
Согласно исковым требованиям, часть земельного участка расположена РІ пределах береговой полосы реки Белая, как РІРёРґРЅРѕ РёР· представленных материалов, данных Рѕ наличии ограничений РїСЂРё приобретении прав РЅР° земельный участок РЅРµ имеется. Более того, русло реки, изменяя СЃРІРѕС‘ нахождение периодически изменяло СЃРІРѕС‘ положение относительно границ СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка Рё РЅР° протяжении длительного времени продвинулось ближе Рє границе СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, разливаясь, река затапливала РґРѕСЂРѕРіСѓ, ведущую Рє земельному участку Р¤РРћ1 Рё его соседей. Р’ РёСЃРєРµ указано Рѕ наличии записи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± утверждении Р·РѕРЅС‹ СЃ особыми условиями использования территории «береговая полоса <адрес>В» РЅР° основании приказа Управления РїРѕ охране окружающей среды Рё природным ресурсам Республики Адыгея в„–-Рє РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Р’ соответствии СЃ Федеральным законом "Рћ государственном кадастре недвижимости" границы участка должны быть описаны Рё удостоверены РІ установленном земельным законодательством РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РІ том числе посредством проведения кадастровых работ. РџСѓРЅРєС‚ 9 СЃС‚.38 указанного закона предусматривает, что РїСЂРё уточнении границ земельного участка РёС… местоположение определяется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· сведений, содержащихся РІ правоустанавливающем документе РЅР° земельный участок, паи РїСЂРё отсутствии такого документа РёР· сведений, содержащихся РІ документах, определявших местоположение границ земельного участка РїСЂРё его образовании. Р’ случае, если указанные РІ настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие РЅР° местности 15 Рё более лет Рё закрепленные СЃ использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Земельный участок был внесен РІ государственный кадастр недвижимости, РІ котором отсутствуют данные Рѕ том, что участок относится Рє землям общего пользования, сведений Рѕ регистрации каких-либо ограничений РІ его отношении нет. Данные РїРѕ ограничению или обременению РЅРµ отражены РЅРё РІ РѕРґРЅРѕРј документе. Доказательств, что РЅР° территории участка Р¤РРћ1, категории земель населенных пунктов, нарушаются права Рё (или) законные интересы граждан, нет.
Согласно Р—Рљ Р Р¤ Р¤РРћ1 РїРѕ настоящее время РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.40 реализовывал права собственника земельного участка РЅР° его использование: РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» строительство объекта недвижимости Рё благоустройство земельного участка, возвёл стены для предотвращения подтопления своего земельного участка, установил забор, разместил иные объекты для обеспечения жизнедеятельности. РўРѕ есть, выполнил обязанности собственника земельного участка РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 42 Р—Рљ Р Р¤ - использовать земельные участки РІ соответствии СЃ РёС… целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Собственник и правообладатель земельного участка использовал его по целевому назначения, исправно платил налоги и не может быть ответственным за изменения русла реки, не может влиять на геоморфологические изменения земельного участка.
Согласно ст. 3 ЗК РФ, п. 9, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, в соответствии со ст. 31 ВК РФ водный реестр представляет собой лишь систематизирование документированных сведений о водных объектах и создается и информационного обеспечения комплексного использования объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, не единственным источником сведений о существовании водных объектов и о субъектах права собственности на них. Таким образом, информация 2016 года не систематизирована, о чем доказывает отсутствие обременений и ограничений. Указанные обстоятельства по возникновению вновь образованного земельного участка, охранной зоны, не отражены в одном документе. Территориальные изменения русла реки и изменение границ, обусловленных природными явлениями, не имеют оснований предъявления иска к ответчику в рамках заявленных требований.
Запись в ЕГРП не является нарушением права истца, а является правом частной собственности в силу Конституции Российской Федерации, где признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в ст. 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.1997 г. N8-П). В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд допускается только при предоставлении предварительного и равноценного возмещения (п. 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 №11). Возможность отказаться от имущества в целом подробно отображено в Гражданском Кодексе России, в частности ст. 236. В нем разъясняется о том, что это является исключительным желанием, который оформлен в установленном порядке. Отказ от прав собственности является вынужденной или крайней мерой отчуждения земельного надела. Российское законодательство дает право отказаться от участка в пользу государства. При этом соблюдение условий, указанных выше, определено законодательными актами РФ в части компенсирующих, ни в одном документе не отражены издержки собственника земельного участка по оформлению материалов, несению затрат и прочих расходах. С учетом, что собственник является пенсионером, данное обстоятельство несопоставимо с расходами в пользу государства, выполнение требований прокуратуры лишает средств к существованию ответчика и членов семьи.
Часть земельного участка, принадлежащего ответчику, была отнесена к землям населенных пунктов. В связи с иском собственник будет лишен права пользования земельным участком, а также препятствует приобретению земельного участка в собственность, что противоречит принципам и нормам Конституции Российской Федерации, ЗК РФ. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю. В соответствии п.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» граждане Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом и, право собственности на который возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Прокуратурой при предъявлении иска не учтено, что Горизонтальные деформации сопровождаются смещением русел рек, русловые процессы, совокупность явлений, связанных с взаимодействием потока и грунтов, слагающих ложе реки, проявляющихся в развитии различных форм русел и форм руслового рельефа, режим и сезонность, многолетних и вековых изменений ответчик изменить не в состоянии. То есть, вновь образованное русло реки и часть участка не могут вменяться в вину ответчику. Весь земельный участок по указанному адресу расположен для указанных целей.
Рсковые требования РїРѕ сути являются требованиями РїРѕ изъятию земельного участка или его части СЃ возложением определенных, незаконных обязанностей РїРѕ совершению действий, РЅРµ определенных законом Рё РЅРµ имеющих оснований РїРѕ выполнению СЃС‚. 53 Р—Рљ Р Р¤. Рзъятие земельного участка для государственных или иных РЅСѓР¶Рґ РёР· права собственности допускается только РїСЂРё предоставлении предварительного Рё равноценного возмещения. Указанные обстоятельства РІ РёСЃРєРµ РЅРµ отражены. Требования РѕР± обязательном претензионном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РЅРµ соблюдены, Р° также РЅРµ приложены Рє РёСЃРєСѓ подтверждающие документы РІ обосновании требований.
Рстцом РЅРµ выполнены требования определенные статьями 131-135 ГПК Р Р¤ - соблюдение обязательного досудебного РїРѕСЂСЏРґРєР° разрешения СЃРїРѕСЂР°, что проверяется СЃСѓРґРѕРј РЅР° стадии принятия РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Рє производству, предоставления материалов РІ обосновании требований. Если доказательств соблюдения обязательного досудебного РїРѕСЂСЏРґРєР° урегулирования СЃРїРѕСЂР° истец Рє РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РЅРµ приложил, РѕРЅРѕ подлежит оставлению без движения. Ответчик РѕС‚ истца претензий РїРѕ настоящее время РЅРµ получал, как Рё иных материалов согласно СЃС‚. 132 ГК Р Р¤.
Согласно ст. 45 ГПК прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Прокуратура выполняет надзорные функции в том числе «защищает» права ответчика предусмотренные Конституцией РФ о праве частной собственности. При защите прав граждан и организаций действия прокуратуры позволяют оперативно принимать меры к пресечению нарушений и предотвращению последствий этих нарушений.
При предъявлении иска не выполнены условия ст. 56 ГПК РФ - обязанность доказывания, где каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Ни одного доказательства, обосновывающего позиции истца, им в суд не предоставлено. Если истец в ходе судебного разбирательства не может доказать обстоятельства, на которых базируются его исковые требования, то суд отказывает в иске.
РџРѕ мнению Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё, РїСЂРё подтверждении фактического местоположения границ земельного участка РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ использовать как картографическую РѕСЃРЅРѕРІСѓ государственного кадастра недвижимости, так Рё карты (планы), представляющие СЃРѕР±РѕР№ фотопланы местности масштаба 1:5 000 Рё крупнее. РџРёСЃСЊРјРѕ Министерства экономического развития Р Р¤ РѕС‚ 27.12.2011 в„–29478-РРњ/Р”23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменением площади земельного участка Рё (или) изменением описания местоположения его границ». РџРѕРґ конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов Рё горизонтальных положений границ земельного участка. Если прежние значения внутренних углов Рё горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка РЅРµ считается измененной. Факт изменения русла реки Белая РІ указанном квадрате может быть подтвержден свидетельскими показаниями, материалами имеющимися Сѓ лиц ответственных Р·Р° проведение мониторинга состояния русла реки, геоинформационным системам, космические СЃРЅРёРјРєРё Р·Р° период 1990 Рё август 2014, полученными РІ результате высоко детальной космической съемки СЃ космического аппарата Ворлд-Р’СЊСЋ-2, СЃ пространственным разрешением 0,5 Рј, картографическими данными имеющимися РІ архивных материалах Росреестра, картах топографии РњРћ Р Р¤ геодезических картах 1950-1960 РіРѕРґРѕРІ Рё карты состояния РЅР° настоящее время. РЎРЅРёРјРєРё привязаны Рє географическим координатам, что позволяет проводить различные измерения (длину Рё площадь объектов, расстояния РѕС‚ того или РёРЅРѕРіРѕ объекта) РїСЂРё помощи специальной программы.
Участок принадлежит ответчику на праве собственности, часть участка площадью 107 кв.м. расположена в пределах береговой полосы реки Белая, которая в силу закона является собственностью Российской Федерации. Наличие зарегистрированного права собственности на часть спорного земельного участка нарушает права Российской Федерации и неопределённого круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.
Уточнение обстоятельств дела предполагает уяснение требований истца, которые должны быть четкими и непротиворечивыми. Определяя совокупность фактов, установление которых необходимо для разрешения дела, суд вправе включить в предмет доказывания факты, имеющие юридическое значение для дела, но не указанные сторонами. Кроме того, суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем, способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права. В соответствии с абз. 3 п. 52 постановления Пленума 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица. При этом возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом. Однако обстоятельства владения спорным земельным участком истцом в данном деле не установлено. Признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет.
Российская Федерация РІ лице Комитета имущественных отношений администрации РњРћ В«<адрес>В» продала земельный участок РїРѕ адресу: <адрес>, РїРіС‚. Каменномостский, <адрес> для индивидуального жилищного строительства РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ6, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, Р¤РРћ6 продал участок Р¤РРћ1, который владеет спорным участком СЃ момента приобретения РЅР° него права собственности РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом, номер РІ реестре 3236, Рѕ чём РІ Едином государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј ДД.РњРњ.ГГГГ сделана запись регистрации в„–. Таким образом, истцом неверно избран СЃРїРѕСЃРѕР± защиты права, так как совокупность имеющихся РїРѕ делу доказательств позволяет сделать вывод, что истец РЅРµ владеет участком. РљСЂРѕРјРµ того, РІ нарушение Рї.Рї. 2 С‡.2 СЃС‚.131 ГПК Р Р¤ РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении истцом РЅРµ указано место его нахождения.
Частью 6 статьи 6 ВК РФ установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 метров. В части 1 ст. 8 Кодекса указано, что водные объекты находятся в собственности России (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи. Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 ст. 102 ЗК РФ). В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда. Следовательно, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Частью 1 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (ч.6 ст.6 Водного кодекса) и прибрежные защитные полосы (ч.2 ст.65 Водного кодекса), на территории которых действует больший перечень запретов и ограничений.
Вместе с тем в силу норм ВК РФ (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов.
Положения действующего водного законодательства не содержат норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов или к их береговой полосе, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне или береговой полосе само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ). При этом в пункте 3 статьи 3 ЗК РФ закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Согласно п.2 ст.16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 ВК РФ (в редакции от 17.04.2006 №53-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах водоохранной зоны или береговой полосы водного объекта в качестве критерия разграничения публичной собственности в названной статье Закона не упомянуто.
С учетом приведенных норм, нахождение спорного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта, так же как и в его береговой полосе, само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17-19 ЗК РФ, а также в статье 3.1 Вводного закона.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 названной статьи).
Таким образом, истец должен представить доказательства того, что спорный земельный участок находится в переделах двадцатиметровой полосы от границы водного объекта, определяемой по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Вместе с тем, истцом таких доказательств не представлено.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.04.2003 No6-П, о соотношении положений статей 167 и 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении последствий недействительности сделки и об истребовании имущества из чужого незаконного владения, вопрос о праве собственности на недвижимое имущество, приобретенное у лица, не имеющего права его отчуждать, может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 No 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 Гражданского кодекса).
По смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации No10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» приведенных разъяснений иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 No 12576/11. Упомянутые в абз.2 п.52 вышеуказанного постановления Пленумов иски о виндикации и реституции направлены на возврат фактического владения, а иск о признании права подлежит удовлетворению только, если такое владение истцом сохранено (п.58).
РџРѕ общему правилу такой СЃРїРѕСЃРѕР± защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению РІ том случае, РєРѕРіРґР° заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, РЅРµ имеет РёРЅРѕР№ возможности защиты СЃРІРѕРёС… прав РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием РІ Едином государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј записи Рѕ праве собственности ответчика РЅР° это Р¶Рµ имущество. Обязательным условием для реализации данного СЃРїРѕСЃРѕР±Р° защиты права является отсутствие необходимости защиты владения. Р’ данном случае, Рстец РЅРµ является фактическим владельцем СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, что РЅРµ отрицается сторонами. Следовательно, РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ праве собственности РЅР° земельный участок может быть решен только РїСЂРё рассмотрении виндикационного РёСЃРєР° СЃ соблюдением правил, предусмотренных статьей 301 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 № 3039/07 и 27.01.2009 № 10527/08).
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Виндикационный иск может быть удовлетворен только при наличии следующих условий: выбытие вещи из владения собственника (обладателя вещного права); поступление вещи во владение несобственника по незаконным основаниям; отказ несобственника удовлетворить притязания собственника на возврат ему вещи. При этом истец должен доказать, что является собственником, обладателем вещного права, либо юридического титула на обладание вещью. Кроме того, истцу необходимо обосновать утрату фактического владения вещью и доказать возможность ее идентификации при помощи индивидуальных признаков. Следует также установить нахождение вещи в незаконном владении ответчика и отсутствие добросовестности ее приобретения, характер ее приобретения последним (истец должен опровергнуть презумпцию добросовестности приобретателя имущества).
Р’ пункте 32 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё Пленума Высшего Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– разъяснено, что применяя СЃС‚. 301 ГК Р Р¤ судам следует иметь РІ РІРёРґСѓ, что собственник вправе истребовать СЃРІРѕРµ имущество РѕС‚ лица, Сѓ которого РѕРЅРѕ фактически находится РІ незаконном владении. Согласно пункту 36 вышеуказанного постановления Пленума лицо, обратившееся РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РѕР± истребовании своего имущества РёР· чужого незаконного владения, должно доказать СЃРІРѕРµ право собственности РЅР° имущество, находящееся РІРѕ владении ответчика. Р’ обоснование требований истец ссылается РЅР° то, что государственной регистрацией права собственности Р¤РРћ1 нарушены права Рё законные интересы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, поскольку спорный земельный участок находится РІ береговой полосе реки Белая. Право собственности Сѓ первого приобретателя Р¤РРћ6 возникло РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи.
РћРЅРё также заявляют Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ истцом СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности. РСЃРєРѕРІРѕР№ давностью признается СЃСЂРѕРє для защиты права РїРѕ РёСЃРєСѓ лица, право которого нарушено. РџРѕ общему правилу, СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности составляет три РіРѕРґР°. Требование Рѕ защите нарушенного права принимается Рє рассмотрению СЃСѓРґРѕРј независимо РѕС‚ истечения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности. Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, Рѕ применении которой заявлено стороной РІ СЃРїРѕСЂРµ, является основанием Рє вынесению СЃСѓРґРѕРј решения РѕР± отказе РІ РёСЃРєРµ (статьи 195, 196, 199 Гражданского кодекса).
В пунктах 4, 15 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее - постановление Пленума No 43) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Пропуск стороной по делу срока исковой давности при наличии заявления надлежащего лица о ее применении позволяет суду отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В пункте 57 постановления Пленумов N10/22 разъяснено, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в реестре. При этом сама по себе запись в реестре о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Рстец является органом государственной власти, РЅР° который возложены обязанности РІ том числе РїРѕ контролю Р·Р° использованием Рё сохранностью находящегося РІ государственной собственности имущества Рё который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, Р° также имеет возможность РІ пределах СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности получить сведения Рѕ государственной регистрации прав РЅР° спорные объекты недвижимости Р·Р° иным лицом. РџСЂРё этом последующее перераспределение функций РїРѕ управлению государственным имуществом между органами государственной власти РЅРµ может служить основанием для изменения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности или РїРѕСЂСЏРґРєР° его исчисления РїРѕ требованию, заявленному РІ защиту интересов публично-правового образования (постановления Президиума Высшего Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ No 10527/08, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ No 10853/10, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ No 7337/11).
Земельный участок находится РІ собственности Рё фактическом владении Ответчика СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, тогда как СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј истец обратился только ДД.РњРњ.ГГГГ, спустя почти семь лет СЃ момента истечения СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности. РќР° земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий Р¤РРћ1 РЅР° праве собственности. Признание права собственности РЅР° земельный участок отсутствующим недопустимо без решения СЃСѓРґСЊР±С‹ расположенного РЅР° нем здания. Рстец РІ силу СЃРІРѕРёС… полномочий имел возможность РІ пределах СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности получить сведения Рѕ выбытии земельного участка РёР· федеральной собственности Рё Рѕ государственной регистрации перехода права собственности РЅР° него Рє РёРЅРѕРјСѓ лицу. Российская Федерация пропустила СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, Рѕ применении которого заявляет ответчик (аналогичная правовая позиция изложена РІ постановлении Арбитражного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ NoР¤08-6588/2018 РїРѕ делу NoРђ63-12515/2017).
Давностный срок по заявленному иску начинает течь с момента, когда публично-правовое образование в лице уполномоченного органа узнало (должно было узнать) о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного земельного участка, и о том, кто
является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4 постановления Пленума No 43).
Согласно Рї. 7 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N43 «О некоторых вопросах, связанных СЃ применением РЅРѕСЂРј Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности», исковая давность РЅРµ распространяется РЅР° требования, РїСЂСЏРјРѕ предусмотренные СЃС‚. 208 ГК Р Р¤. Рљ РёС… числу относятся требования собственника или РёРЅРѕРіРѕ владельца РѕР± устранении РІСЃСЏРєРёС… нарушений его права, если эти нарушения РЅРµ были соединены СЃ лишением владения, РІ том числе требования Рѕ признании права (обременения) отсутствующим. Так как РІ данном случае имеет место лишение владения Участком Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерацией, следовательно, РІ данном случае РЅРµ применимы положения, предусмотренные абзацем 5 статьи 208 ГК Р Р¤. РРЅРѕР№ РїРѕРґС…РѕРґ РїРѕ применению РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности РїРѕ указанному требованию РЅРµ обеспечивает достоверность Рё публичность государственного реестра, РЅРµ способствует должной защите прав участников гражданского оборота Рё восстановлению РёС… нарушенных прав РІ отношении объектов недвижимости (Рї. 1 СЃС‚. 8.1 ГК Р Р¤).
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года (постановление ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А63-6019/2009).
В пункте 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по делу № АЮ-1434/2009 указано, что Территориальное Управление Росимущества является органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, а также имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости за иным лицом. При этом последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между органами государственной власти не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов публично-правового образования.
Согласно Положению Рѕ Федеральном агентстве РїРѕ управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ No432 «О Федеральном агентстве РїРѕ управлению государственным имуществом» для надлежащего осуществления этих обязанностей Росимущество наделено различными контрольными полномочиями. Р’ соответствии СЃ пункта 5.7 Положения Росимущество осуществляет РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества Рё выдачу выписок РёР· указанного реестра. Согласно пункту 5.8 Положения Росимущество осуществляет контроль Р·Р° управлением, распоряжением, использованием РїРѕ назначению Рё сохранностью земельных участков, находящихся РІ федеральной собственности, РёРЅРѕРіРѕ федерального имущества, закрепленного РІ хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий Рё федеральных государственных учреждений, Р° также переданного РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ иным лицам, Рё РїСЂРё выявлении нарушений принимает РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации необходимые меры РїРѕ РёС… устранению Рё привлечению виновных лиц Рє ответственности. Р’ пункте 5.10 Положения Росимущество наделено правом проводить РІ пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося РІ федеральной собственности, назначает Рё РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ документальные Рё иные проверки, РІ том числе организует проведение ревизий Рё принимает решения Рѕ проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий Рё федеральных государственных учреждений, РІ том числе включенных РІ прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, Р° также иных юридических лиц РІ целях определения эффективного использования Рё сохранности федерального имущества; РІ соответствии СЃ пунктом 6.4 запрашивает Рё получает РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ сведения, необходимые для принятия решений РїРѕ отнесенным Рє компетенции Агентства вопросам, РІ том числе РїРѕ вопросам приватизации, управления Рё распоряжения федеральным имуществом Таким образом, РІ рамках предоставленных полномочий Росимущество РІ лице территориальных органов обязано обеспечить учет Рё сохранность объектов федеральной собственности. РР· изложенного следует, что Управление РІ силу СЃРІРѕРёС… полномочий имело возможность РІ пределах СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности получить сведения Рѕ выбытии имущества РёР· федеральной собственности Рё Рѕ государственной регистрации прав РЅР° спорный объект недвижимости Р·Р° иным лицом. Таким образом, субъективное право РЅР° предъявление РёСЃРєР° РѕР± истребовании имущества РёР· чужого незаконного владения возникло СЃ момента, РєРѕРіРґР° Российская Федерация РІ лице уполномоченного органа должна была узнать Рѕ выбытии РёР· владения имущества - СЃ момента государственной регистрации права РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ имущество Р·Р° ответчиком.
Как отмечено выше, государственная регистрация права собственности на спорное имущество за ответчиком осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. Таким образом, орган государственной власти должен был знать об обстоятельствах выбытия земельного участка из государственной собственности, если спорный участок когда бы то ни было находился в государственной собственности, в момент совершения юридически значимого действия - государственной регистрации права собственности за ответчиком. Данная позиция соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ No 10853/10.
Поскольку истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, срок исковой давности по виндикационному требованию истек, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Представитель ответчика просил суд применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес>, извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, суд полагал возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, суд полагал возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования В«<адрес>В» - Р¤РРћ4 РїРѕ заявленным исковым требованиям полагался РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» - Р¤РРћ7 РїРѕ заявленным исковым требованиям полагался РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно с ч.ч. 1, 2 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Как следует РёР· материалов дела, пояснений сторон, Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования В«<адрес>В» продал земельный участок, находящийся РїРѕ адресу <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, площадью 1029 РєРІ.Рј., РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р¤РРћ6
Р¤РРћ6 продал данный земельный участок площадью 1029 РєРІ.Рј. Р¤РРћ1 ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании Договора купли-продажи земельного участка.
Р’ соответствии СЃ Соглашением Рѕ перераспределении земель, находящихся РІ государственной неразграниченной собственности, РІ частной собственности РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, администрация РњРћ «Каменномостское сельское поселение» РІ результате перераспределения вышеуказанного земельного участка площадью 1029 РєРІ.Рј. СЃ кадастровым номером в„– образовала новый земельный участок площадью 1378 РєРІ.Рј. СЃ кадастровым номером в„–, который передала РІ собственность Р¤РРћ1
<адрес> в соответствии с п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведений интерактивного сервиса Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РФ «Публичная кадастровая карта», проведена проверка исполнения земельного законодательства.
Р’ С…РѕРґРµ проверки было установлено, что земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1378 Рј2, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, принадлежит РЅР° праве собственности Р¤РРћ1, Рѕ чём, РІ ЕГРН сделана запись Рѕ регистрации права в„–, вместе СЃ тем, часть вышеуказанного земельного участка площадью 107 РєРІ.Рј., расположена РІ пределах береговой полосы реки Белая, которая РІ силу закона является собственностью Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Данный факт подтвержден Выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, и справкой <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-20).
В силу ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 5 и ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования.
Прямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, также установлен ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», запрещено отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования, к которым относятся улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие объекты.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеприведенных РЅРѕСЂРј права, земельные участки, расположенные РІ пределах береговой полосы водных объектов общего пользования РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ частной собственности.
Согласно информации филиала государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея сведения о зоне с особыми условиями использования территории «Береговая полоса р. Белая» внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 24.11.2016 на основании приказа Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея «Об утверждении зон с особыми условиями использования территории» №111-к от 12.04.2016.
Наличие зарегистрированного права собственности на часть спорного земельного участка, площадью 107 кв.м., расположенного в пределах береговой полосы реки Белая, нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года. В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п.п.1,2 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям суд полагает необоснованными, поскольку основаны на ошибочном трактовании норм материального права.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора в суд с иском послужили результаты проверки, проведенной в мае 2019 года.
Соглашение о перераспределении земельного участка заключено ответчиком с администрацией Каменномостского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, при этом согласно ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении земельного участка прежний земельный участок перестал существовать.
Кроме того, в соответствии с правилами ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
При этом согласно исковому заявлению, прокурор района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, требуя устранения нарушений природоохранного законодательства и освобождения части спорного земельного участка.
С учетом изложенного, суд отказывает ответчику в применении срока исковой давности по делу, и удовлетворяет исковые требования к ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес> Рє Р¤РРћ1 РѕР± исключении РёР· Единого государственного реестра недвижимости сведений Рѕ координатах поворотных точек земельного участка Рё РѕР± освобождении части земельного участка РІ пределах береговой полосы.
Рсключить РёР· Единого государственного реестра недвижимости сведения Рѕ координатах поворотных точек земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, площадью 1378 Рј2, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.
Обязать Р¤РРћ1 освободить часть земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, площадью 107 Рј2, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ пределах береговой полосы реки Белая.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
РЎСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ
Копия верна: судья Ожев М.А.