Судья Балашов Д.А.. |
№ 33-1887/2021 10RS0016-01-2021-000527-22 № 2-312/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Гудковой Г.В., Савина А.И.
при ведении протокола помощником судьи Чернявской И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-312/2021 по апелляционной жалобе истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 01 апреля 2021 г. по иску Аникиева Ю. Н. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением ответчика ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, по причине недостижения возраста. Кроме того, ответчик не включил истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера (далее также – РКС) период его срочной службы в армии с декабря 1984 г. по 27.11.1987. Истец с данным решением не согласен, просил признать решение ответчика незаконным; возложить на ответчика обязанность включить спорный период службы в армии в стаж работы в РКС и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14.11.2020
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на неверное применение судом норм материального права. Полагает, что у него есть все законные основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости по достижению возраста 55 лет. Одновременно настаивает на включение периода прохождения срочной службы в армии в стаж работы в РКС для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В возражениях ответчик полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17.06.2021 произведена замена ответчика
ГУ УПФР в г. Сегеже РК (межрайонное) на ответчика ГУ - ОПФР по Республике Карелия.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец доводы жалобы поддержал.
Ответчик в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (18,6 на 2020) мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера
Согласно Приложению 6 к ФЗ «О страховых пенсиях» в 2020 г. возраст, по достижении которого возникает право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона, увеличивается на 24 месяца.
Из п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, для досрочного назначения страховой пенсии по старости мужчине, достигшему возраста 56 лет 06 месяцев необходимо иметь стаж работы в РКС (с учетом периодов работы в МКС) не менее 15 лет либо в МКС не менее 20 лет, страховой стаж не менее 25 лет, ИПК не менее 18,6.
Из материалов дела усматривается, что 19.10.2020 истец Аникиев Ю.Н., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 09.12.2020 № 962 в назначении указанной пенсии истцу было отказано в связи с недостижением необходимого возраста.
Из указанного решения следует, что ответчик учел истцу в страховой стаж 31 год 09 месяцев 12 дней (период военной службы по призыву учтен в двойном размере, а периоды работы до 01.01.2002 с учетом льготного исчисления в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2П - 41 год 05 месяцев 14 дней), при требуемом стаже 25 лет; в стаж работы в РКС 24 года 02 месяца 28 дней, при требуемом стаже 15 лет; требуемая величина индивидуального коэффициента установлена.
В связи с получением ответчиком сведений, содержащихся в архивной справке войсковой части № 77360 Минобороны РФ от 23.03.2021 о прохождении истцом срочной военной службы по призыву в спорный период в районах Крайнего Севера, был произведен новый расчет стажа истца.
Согласно новому предварительному расчету стажа истцу учтено: в страховой стаж 31 год 11 месяцев 19 дней (период военной службы по призыву учтен в двойном размере, а периоды работы до 01.01.2002 с учетом льготного исчисления в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2П - 41 год 09 месяцев 28 дней), при требуемом стаже 25 лет; в стаж работы в РКС - 27 лет 03 месяца 12 дней (учтена срочная военная служба по призыву для определения права на досрочное установление пенсии), при требуемом стаже 15 лет; требуемая величина индивидуального коэффициента установлена.
Установив обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь законодательством в области спорных правоотношений, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о включении спорного периода в стаж работы в особых климатических условиях, поскольку спорный период прохождения срочной военной службы по призыву учтен ему в стаж работы в РКС для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Принимая во внимание, что истец не достиг возраста 56 лет 06 месяцев для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», суд отказал в удовлетворении требований об отмене решения ответчика об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости и назначении указанной пенсии с 14.11.2020.
Мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию истца, основанную на неверном толковании норм материального права, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном решении.
По делу не выявлено случаев нарушения законности со стороны ответчика, не установлено нарушения последним прав истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, основания для вынесения в адрес ответчика частного определения отсутствуют.
Решение суда постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с надлежащей оценкой представленных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 01 апреля 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи