Дело №2-1838/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь «13» июля 2017 года
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре Мезелевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГБУЗС «Городская больница №», Департаменту здравоохранения <адрес> о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в котором просил: признать действия (бездействия) медицинских работников поликлиники № ГБУЗС «Городская больница № им. ФИО3» в части отказа в постановке на учет в поликлинике № и предоставлении услуг по ОМС как на бесплатной, так и на платной основе незаконными и необоснованными; признать решение и.о. главного врача ГБУЗС «Городская больница №» ФИО4 № от 03.04.2017 г. незаконным и необоснованным, отменить его; обязать руководство ответчиков принять меры дисциплинарного взыскания в отношении должностных лиц (медицинских работников) виновных в совершении административных проступков, связанных с незаконными и необоснованными действиями (бездействиями) должностных лиц (медицинских работников) поликлиники №, выразившихся в необоснованном отказа от оказания медицинской помощи, а именно: недобросовестное выполнение медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей по предоставлению медицинской помощи; возместить истцу за счет средств ГБУЗС «Городская больница №» и Департамента здравоохранения <адрес> финансовые затраты личных средств (убытки) в сумме 9 800 рублей, понесенные в результате вынужденных обращений в адрес негосударственных медицинских учреждений; возместить за счет ответчиков неустойку в размере 3% от цены выполнения работы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 640 рублей; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей; взыскать с ответчика (исполнителя медицинских услуг) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной удом в пользу истца в размере 8 820 рублей; возместить за счет ответчиков судебные расходы.
В обоснование своих требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес регистратуры поликлиники № ГБУЗС «Городская больница №» за оказанием медицинской помощи, связанной с необходимостью осмотра и диагностирования заболеваний, предъявив паспорт гражданина РФ, полис ОМС, СНИЛС, направление на медицинское освидетельствование.
Однако медицинскими работниками было отказано в оказании ему медицинской помощи, со ссылкой на регистрацию истца в <адрес> – Алания, <адрес>, где ему и должны оказывать медицинскую помощь. Таким образом, истцу было отказано в постановке на учет в поликлиники № и предоставлении услуг по ОМС как на бесплатной, так и на платной основе. В результате указанных действий (бездействий) медицинских работников поликлиники, истец был вынужден обратиться за медицинской помощью в негосударственные лечебные учреждения, вследствие чего понес убытки в размере 9 800 рублей.
Полагая, данный отказ незаконным, нарушающим его конституционные права, истец обратился с вышеуказанным иском в суд.
В судебном заседании истец ФИО1 на иске настаивал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика - ГБУЗС «Городская больница №» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставив письменные возражения.
Представитель ответчика – Департамент здравоохранения <адрес>, возражал против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения.
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 30 обратился в регистратуру Поликлиники № ФИО6 «Городская больница №» за оказанием медицинской помощи, связанной с необходимостью осмотра и диагностирования заболеваний, проведения рентгеновских исследований пояснично-крестцового и грудного отделов позвоночника, а также УЗИ - исследования вен нижних конечностей.
Указанные исследования медицинского характера, являются мероприятиями по диагностике заболеваний и состояний, и относятся в соответствии со ст.32, ч.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к виду первичной медико-санитарной помощи в плановой форме.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам <адрес> медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, первичная медико-санитарная помощь, в зависимости от соответствующей ситуации может быть оказана за счет средств федерального бюджета, бюджета <адрес> или средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании гражданину медицинской помощи в райках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
В соответствии с п.4 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации.
Действующими нормативно-правовыми актами не установлена типовая форма или бланк указанного заявления, поэтому такое заявление может быть составлено в произвольной форме, однако которое обязательно должно содержать сведения, указанные в п.4 вышеназванного порядка.
Заявление, как указано в самом порядке подаётся на имя руководителя медицинской организации, и может быть направлено в медицинское учреждение по почте или подано лично гражданином. После поступления такого заявления, это событие фиксируется в журнале регистрации входящих документов ФИО6 «Городская больница №» и поступает руководителю учреждения, который его рассматривает и принимает решение о принятии гражданина на медицинское обслуживание или об отказе в принятии на медицинское обслуживание.
Если руководителем принято решение о принятии гражданина на медицинское обслуживание в организации, то заявление направляется в структурное подразделение, в котором подлежит медицинскому обслуживанию гражданин, где фиксируется в соответствующем журнале регистрации заявлений о выборе медицинской организации для медицинского обслуживания.
Медицинское учреждение в течение двух рабочих дней направляет письмо о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления. Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма, направляет соответствующую информацию письмом в медицинскую организацию, принявшую заявление. В течение трех рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание медицинская организация, принявшая заявление, направляет в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, и в страховую медицинскую организацию, выбранную гражданином, уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание. После получения уведомления, медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение трех рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет копию медицинской документации гражданина в медицинскую организацию, принявшую заявление. После получения копии медицинской документации, медицинские работники имеют возможность её изучить, установить какие имеются противопоказания (при их наличии) у пациента, и спланировать правильное оказание необходимой медицинской помощи.
Таким образом, заявление о выборе медицинской организации обязательно, поскольку без такого заявления у медицинской организации нет данных о пациенте, и соответственно отсутствует возможность его постановки на персонифицированный учёт в соответствии с требованиями ч.1 ст.92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отсутствует возможность получения выплат за оказанную медицинскую помощь из территориального фонда обязательного медицинского страхования и Департамента здравоохранения <адрес>, отсутствует возможность получить копию медицинской документации из организации, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании, сведений о наличии у него заболеваний и противопоказаний с учетом которых ему необходимо оказывать медицинскую помощь.
Учитывая изложенное, действующим законодательством Российской Федерации, пациентам предоставлено право на выбор медицинской организации, и право на выбор врача с учетом с учетом согласия врача, однако при этом пациент обязан соблюдать установленный законом порядок этого выбора, и подать соответствующее заявление. Пациент не имеет права нарушать установленный порядок, а также требовать оказания медицинской помощи от медицинских работников в нарушение такого порядка.
В судебном заседании установлено, что истец на медицинском обслуживании в ФИО6 «Городская больница №» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не находился, соответствующее заявление в медицинское учреждение не подавал, порядок, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, истцом соблюдён не был и медицинское учреждение не имело законных оснований для оказания ему указанной медицинской помощи.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой заведующей Поликлиники №, копией листов журнала регистрации входящих документов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копией листов журнала регистрации заявлений о выборе медицинской организации для медицинского обслуживания Поликлиники № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Более того, материалами дела подтверждается, что ФИО1 прикреплен к ГБУЗС «Городская больница №» с ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, по утверждению истца им предъявлено направление на медицинское освидетельствование № от ДД.ММ.ГГГГ Службы в <адрес> управления по <адрес> ФСБ России.
В соответствии с п.2 названного Порядка, действие настоящего Порядка не распространяется на отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
Указанное в направлении вмешательство медицинского характера, является мероприятием, направленным на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий и в соответствии с ч.1 ст.65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» именуется медицинским освидетельствованием.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В соответствии с ч.2 ст.61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза проводится в соответствии с положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п.2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военноврачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В соответствии с п.5 Приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности», для проведения военно-врачебной экспертизы и врачебно-летной экспертизы в органах безопасности создаются следующие военно-врачебные комиссии (далее - ВВК) и врачебно-летные комиссии (далее - BJIK): Центральная военно-врачебная комиссия ФСБ России (далее - ЦВВК); ВВК территориальных органов безопасности; ВВК военномедицинских организаций ФСБ России; Поликлиники ФСБ России, ЦКВГ ФСБ России, ГКВГ ФСБ России; ВВК образовательных организаций ФСБ России (далее - ВВК образовательных организаций); BJIK территориальных органов безопасности; BJTK военно-медицинских организаций ФСБ России; ЦВВК создается приказом начальника ФГКУ ЦВВЭ ФСБ России; ВВК и BJ1K создаются приказами соответствующих начальников органов безопасности по согласованию с начальником ВМУ ФСБ России; ВВК образовательных организаций создаются на определенный период времени.
В соответствии с п.5 Приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка прохождения обязательных предварительных медицинских осмотров гражданами Российской Федерации, поступающими на работу в органы федеральной службы безопасности, и вынесения заключений о соответствии состояния их здоровья возможности исполнять возложенные на них обязанности, а также прохождения медицинских осмотров работниками органов федеральной службы безопасности», граждане, поступающие на работу в органы безопасности, проходят предварительные осмотры в соответствии с Перечнем исследований, проводимых в рамках предварительных медицинских осмотров граждан Российской Федерации, поступающих на работу в органы федеральной службы безопасности (приложение № к настоящему Порядку), в военно-медицинских организациях.
При отсутствии военно-медицинских организаций по месту жительства граждан предварительные осмотры они проходят в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в соответствии с заключаемыми договорами.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 «Городская больница №» и Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> и городу Севастополю заключен государственный контракт на оказание медицинских услуг № идентификационный код 1719102003776910№.
В соответствии с абзацем первым п. 1.2. государственного контракта №, для приема пациентов Заказчика в учреждение здравоохранения Исполнителя с целью оказания медицинской помощи, пациент Заказчика предоставляет Исполнителю:
-направление, по форме в соответствии с Приложением № к настоящему контракту, с указанием в нем фамилии, имени, отчества больного, номер санитарного билета и цели направления, подписанное руководством военномедицинской службы УФСБ России по <адрес> и городу Севастополю, заверенное печатью военно-медицинской службы УФСБ России по <адрес> и городу Севастополю (далее - ВМС).
В соответствии с п.6.3. названного государственного контракта, настоящий контракт об оказании медицинских услуг пациентам Заказчика заключается сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а в части обязательств до их полного исполнения Сторонами, и вступает в силу с даты подписания его Сторонами.
В соответствии с частью 2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации, действие настоящего контракта распространяется на правоотношения Сторон, возникшие между ними с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с исковым заявлением, истец обратился в ГБУЗС «Городская больница №» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до заключения указанного контракта, при этом им не предъявлено направление, со всеми реквизитами, обусловленными контрактом.
Более того по условиям контракта, направление выдает военно-медицинская служба УФСБ России по <адрес> и городу Севастополю, а не отдел кадров, как на это указано в направлении.
Таким образом, с представленным направлением на медицинское освидетельствование, ДД.ММ.ГГГГ для проведения военно-врачебной экспертизы истцу надлежало обратится в военноврачебную комиссию медицинской организации, указанной в абзаце первом самого направления, т.е. Поликлинику ВМС УФСБ России по <адрес> и <адрес>.
Кроме того, доводы истца об отказе в предоставлении им медицинских услуг на платной основе также не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В соответствии с ч.7 ст.84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок и условия предоставления медицинскими организациями плавных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.
Порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Так, информация об оказании таких услуг размещена в помещении поликлиники №, а также на официальном сайте ГБУЗ с «Городская поликлиника №».
В соответствии с п.28 Правил, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч.7 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Учитывая изложенное, истец не был лишен возможности воспользоваться информацией, размещенной как на официальном сайте медицинского учреждения, так и информацией находящейся на
информационных стендах медицинского учреждения, а также обратиться для заключения соответствующего договора.
Между тем, указанные действия истцом не произведены, к компетентным лицам, уполномоченным на заключение договоров оказания платных медицинских услуг, истец не обратился, договор на возмездное оказание медицинской помощи не заключил, информированное добровольное согласие не оформил.
Таким образом, истцом заявление на выбор медицинской организации истцом в учреждение не подано, договор на оказание платных медицинских услуг не заключен, информированное добровольное согласие не оформлено, а для прохождения военно-врачебной экспертизы ему следовало обратиться в другую медицинскую организацию.
В связи с изложенным, действия работников регистратуры, и медицинских работников указавших истцу на необходимость соблюдения установленного законом порядка оказания медицинской помощи, являются правомерными, поскольку без оформления истцом соответствующих документов, оказание запрошенной им медицинской помощи недопустимо.
Требования истца о признании незаконными и необоснованными действий (бездействий) медицинских работников Поликлиники № ФИО6 «Городская больница №» не подлежат удовлетворению, поскольку названные лица выполняли свои должностные обязанности и не имели права оказывать услуги медицинского характера в нарушение установленного законом порядка, без соответствующего письменного заявления на выбор медицинской организации, без получения копии медицинской карты от организации на медицинском обслуживании которой находился истец в момент обращения в медицинское учреждение, без заведения на него соответствующей амбулаторной карты в ФИО6 «Городская больница №», без получения информированного добровольного согласия, (а в случае оказания медицинской помощи на платной основе, без заключённого договора возмездного оказания услуг), так как в таком случае медицинские работники не имеют права производить медицинские вмешательства, что прямо указано в ч. 1 и ч.7 ст.20, ч.1 ст.21, ч.2 ст.84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Требования истца о признании решения и.о. главного врача ФИО6 «Городская больница №» ФИО4 исх.954 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, отменить его, также не подлежат удовлетворению, поскольку указанный ответ дан медицинским учреждением в соответствии с п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который не нарушает права истца, не возлагает на него каких-либо обязательств, а указывает на нормы закона, которыми урегулирован порядок выбора пациентом медицинской организации.
Требования истца об обязании руководства ФИО6 «Городская больница №» и Департамент здравоохранения <адрес>, принять меры дисциплинарного взыскания в отношении должностных лиц (медицинских работников) не подлежит удовлетворению, поскольку наложение мер дисциплинарное ответственности является исключительной компетенцией работодателя.
С учетом вышеизложенного, требования истца о возмещении ему за счёт средств ФИО6 «Городская больница №» и Департамента здравоохранения <адрес> финансовые затраты личных средств за обращения в негосударственные медицинские учреждения, не подлежат удовлетворению, поскольку такие обращения, как и заключенные договора на оказание платных медицинских услуг являются волеизъявлением истца и соответствующих медицинских организаций. Заключенные соглашения между истцом и организациями оказывающими ему на платной основе медицинскую помощь, могут предусматривать их взаимные обязательства, но не возлагать обязательства, в том числе и по оплате таких услуг на государственные медицинские учреждения или структуры.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании убытков, соответственно не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 17.07.2017 г.
Судья Ю.С. Степанова