РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 января 2019г.
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Титовой Н.В.,
РїСЂРё секретаре Барановой Р•.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронова ВА об оспаривании решения призывной комиссии Липецкой области,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Воронов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Липецкой области об оспаривании решения призывной комиссии Липецкой области от (дата) ссылаясь на то, что (дата) после медицинской и призывной комиссии в военкомате Липецкой области он был призван годным к прохождению срочной военной службы. Для уточнения диагноза для дачи заключения о его годности к военной службе он не был направлен ни на обследование, ни на лечение, в связи с чем, он обратился в суд с данным иском.
В судебное заседание административный истец Вороно В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель административного ответчика Военного комиссариата Липецкой области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Призывная комиссия г. Липецка и Липецкой области являются структурным подразделением военного комиссариата Липецкой области.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ от 07.12.2012г. № 1609 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 4,6)
В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.
Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). (п. 9)
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военный комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
В силу ст. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является военный комиссариат Липецкой области, который представляет интересы также и своих структурных подразделений военного комиссариата г. Липецка, призывной комиссии г. Липецка, призывной комиссии Липецкой области.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом Воронов В.А., (дата) года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Липецка с (дата)
В период осеннего призыва (дата) года Воронов В.А. проходил медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Липецка, ему была определена категория годности к военной службе "<данные изъяты> -годен с незначительными ограничениями по <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Расписания болезней (приложение к постановлению Правительства РФ от 04.07.2013г. N 565).
Сведений о наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в материалах личного дела не имеется. К исковому заявлению истцом также не были приложены документы, свидетельствующие о наличии у истца заболеваний, препятствовавших к прохождению военной службы.
Решением призывной комиссии г. Липецка № от (дата) года Воронов В.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Данное решение было обжаловано в призывную комиссию Липецкой области административным истцом и призывной комиссией Липецкой области решение призывной комиссии г. Липецка оставлено без изменения.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
По результатам медицинского освидетельствования, с учетом представленных административным истцом жалоб в виду отсутствия каких-либо медицинских заключений врачей-специалистов решением призывной комиссии г. Липецка и Липецкой области административному истцу установлена категория годности <данные изъяты> - годен с незначительными ограничениями по <данные изъяты>, ст. <данные изъяты> Расписания болезней.
Вместе с тем, категория годности к военной службе определяется степенью осложнения заболевания.
Согласно разъяснениям к графе Расписания болезней № <данные изъяты> являются - болезни <данные изъяты>
<данные изъяты> является - <данные изъяты>
РџСѓРЅРєС‚ 1 Приложения N 31 Рє Рнструкции РїРѕ подготовке Рё проведению мероприятий, связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ пребывающих РІ запасе, утвержденной приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ РѕС‚ 02.10.2007 N 400, предусматривает, что граждане, вызываемые РЅР° медицинское освидетельствование Рё заседание призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, обязаны лично прибыть РІ военный комиссариат (РЅР° призывной РїСѓРЅРєС‚), имея РїСЂРё себе РІ том числе, медицинские документы Рѕ состоянии Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ.
Таких документов истцом предоставлено. В результате освидетельствования жалоб на иные заболевания, дающие Воронову В.А. право на освобождение от призыва, не представлено.
Административным истцом не представлено доказательств о наличии заболеваний с соответствующими медицинскими исследованиями, предоставляющего призывнику право на освобождение от призыва на военную службу, правильность определенной категории годности не опровергнута.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение призывной комиссии города Липецка и Липецкой области принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
Кроме того, из сведений личного дела призывника следует, что на <данные изъяты> учете в <данные изъяты> не состоит. На <данные изъяты>-учете у специалистов поликлиники по месту жительства не наблюдается.
Наличие у Воронова В.А. заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.
Административным истцом суду не представлено каких-либо бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва (дата) он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности <данные изъяты>
Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.
Суд отмечает, что, считая себя негодным к военной службе, Воронов В.А. не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Не оспаривается, что решение административного ответчика о призыве Воронова В.А. на военную службу принято, исходя из результатов проведенного призывнику медицинского освидетельствования и установленной призывнику категории годности к военной службе; последние определялись с учетом имеющихся в личном деле призывника документов о состоянии его здоровья, высказанных жалобах при проведении медицинского освидетельствования; объективных данных, свидетельствующих о наличии у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не установлено и истцом не приведено, утверждения об этом носят предположительный характер.
Разрешая требования Рѕ признании незаконным решения призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рі. Липецка Рѕ признании его годным Рє военной службе, СЃСѓРґ, руководствуясь положениями Рнструкции РїРѕ подготовке Рё проведению мероприятий, связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ пребывающих РІ запасе, утвержденной приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ РѕС‚ 2 октября 2007 Рі. N 400, Положением Рѕ военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 04.07.2013 РіРѕРґР° N 565, РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что выявленные Сѓ Р’РѕСЂРѕРЅРѕРІР° Р’.Рђ. заболевания учтены призывной комиссией РїСЂРё принятии решения Рѕ степени годности Рє военной службе, однако РЅРµ предоставляют последнему право РЅР° освобождение РѕС‚ призыва РЅР° военную службу, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, оснований для признания незаконным указанного решения РЅРµ имеется.
Кроме того, оспариваемое решение призывной комиссии не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, не повлекло и не может повлечь для него каких-либо правовых последствий, поскольку утратило свое значение в связи с тем, что призыв, в рамках которого было вынесено данное решение, в силу положений ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закончен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Воронову ВА в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения призывной комиссии Липецкой области от (дата). отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Н.В. Титова
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2019г.