УИД 35RS0004-01-2021-000710-66 Адм.дело № 2а-243/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 г. г.Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при помощнике судьи, исполняющем обязанности секретаря судебного заседания Даниловцеве Д.Н.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Белозерского района Вологодской области Попова К.И.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения «Город Белозерск» Фоминой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Город Белозерск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по соблюдению санитарного законодательства, и законодательства, регулирующего самовольные постройки,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением администрации города Белозерска от 14 июня 2019 г. № утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Белозерск» и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Белозерск», куда включено, в том числе, место (площадка) у многоквартирного жилого <адрес>.
У многоквартирных домов № и № по <адрес> расположено пять хозяйственных построек, часть из которых в деревянном, а часть в металлическом исполнении.
Прокурор Белозерского района Вологодской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Белозерск» о признании незаконным бездействия по реализации полномочий, направленных на приведение указанного выше места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по реализации полномочий по решению вопроса о сносе самовольных построек, принятии решения о сносе самовольных построек или приведении их в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, и возложении на административного ответчика обязанности привести место (площадку) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, установить законность возведения хозяйственных построек и принять решения о сносе самовольных построек либо приведения их в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства.
В обоснование административного иска прокурор указал, что между домами № и № по <адрес> установлен контейнер для твердых коммунальных отходов, однако место его установки не оборудовано ограждением и не отвечает требованиям о необходимом расстоянии до ближайших многоквартирных домов. Кроме того, администрация города Белозерска самоустранилась от исполнения полномочий по установлению законности возведения хозяйственных построек у многоквартирных домов и принятия решения о сносе данных самовольных построек. В адрес администрации прокурором было внесено представление, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В заявлении об уточнении заявленных административных исковых требований от 1 сентября 2021 г. прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города Белозерска по соблюдению санитарного законодательства и возложить на административного ответчика обязанность в двухнедельный срок привести место (площадку) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также в месячный срок установить законность возведения № построек, выполненных из дерева и металла, расположенных в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № у многоквартирных домов № и № по <адрес>, и № по <адрес>. При выявлении самовольных построек принять решение об их сносе или их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства.
В судебном заседании прокурор Попов К.И. уточненные административные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу для жизни и здоровья граждан. Возложенные на органы местного самоуправления полномочия, администрация города Белозерска не выполняет. От жителей многоквартирных домов поступают жалобы, однако никаких мер по устранению выявленных нарушений не принимается.
Представитель административного ответчика – администрации городского поселения «Город Белозерск» Фомина Ю.Б. административные исковые требования прокурора признала частично. Суду пояснила, что, действительно, место (площадка) сбора твердых коммунальных отходов, расположенная между домами № и № по <адрес>, в настоящее время не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, так как не имеет ограждения и расположена менее установленного СанПиН расстояния до многоквартирного дома №. Однако в предложенный прокурором срок привести площадку в соответствие с требованиями законодательства не представляется возможным, поскольку средства в бюджете на эти цели не заложены. Просила установить срок исполнения решения суда в этой части до 1 июня 2022 г. По указанным прокурором хозяйственным постройкам в настоящее время составлена схема их расположения, определены кадастровые номера земельных участков, на которых они расположены. Администрацией города предприняты меры для установления владельцев построек, а именно были направлены уведомления по адресам, указанным в постановлении о закреплении земельных участков под индивидуальные гаражи с целью установления их собственников. Администрация поселения исполняет полномочия по выявлению самовольных построек. Кроме того, полагала, что предложенный прокурором срок исполнения данного требования также является недостаточным.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца – территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований по следующим основаниям.
В статье 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена и в ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Данная обязанность отнесена к полномочиям городского поселения и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.18 ч.1 ст.14).
Пунктами 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача в Российской Федерации от 28 января 2021 г. №, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее № метров, но не более № метров.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В исполнение возложенных законом полномочий, администрацией города Белозерска вынесено постановление от 22 октября 2020 г. №, которым утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г.Белозерск и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г.Белозерск.
Согласно данному реестру у многоквартирного дома № по <адрес> организована площадка для сбора твердых коммунальных отходов, которая имеет бетонное покрытие, ограждение и пластиковый контейнер.
Вместе с тем, представленными прокурором доказательствами установлено, что у данного многоквартирного дома контейнер установлен на бетонную площадку, которая не имеет ограждения. Кроме того, данная площадка располагается между домами № и № по <адрес> и расстояние от нее до стены дома № составляет № метров, что менее минимального расстояния в № метров, установленного требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Данный факт подтверждается актом осмотра, проведенного прокуратурой Белозерского района 17 марта 2021 г. (л.д.29-35), актом осмотра специалистами администрации городского поселения «Город Белозерск» от 14 июня 2021 г. (л.д.95) и не оспаривался представителем административного ответчика в судебном заседании.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что созданное администрации городского поселения «Город Белозерск» место (площадка) для сбора твердых коммунальных отходов от населения многоквартирного дома № по <адрес> не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Ввиду этого имеются основания для удовлетворения административного иска прокурора в данной части и признания незаконным бездействия административного ответчика в части неисполнения полномочий по приведению данной площадки в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и возложения на него обязанности устранить выявленные нарушения.
При определении срока исполнения решения в данной части суд учитывает, что административному ответчику понадобится некоторое время для изыскания дополнительного финансирования на данные цели и организации проведения мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений. В то же время необоснованно длительный срок, предложенный представителем администрации городского поселения «Город Белозерск» - до 1 июня 2022 г. приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим суд полагает необходимым установить месячный срок исполнения решения с момента вступления его в законную силу.
Прокурором также заявлено административное исковое требование со ссылкой на п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Город Белозерск» в части реализации полномочий о сносе самовольных построек и о возложении на административного ответчика принять меры для сноса самовольных построек или принятия мер для приведения их в соответствие с установленными требованиями в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В обоснование данных требований прокурор указал на выявление им пяти хозяйственных построек, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и № вблизи домов № № и № по <адрес>.
В соответствии с ч.1. ст.222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (часть 2 ст.222 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, как следует из разъяснений, данных в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.
Из представленных суду фотографий и актов осмотра установлено, что хозяйственные постройки представляют из себя временные строения из досок или металла, которые не соответствуют признакам недвижимой вещи, перечисленным в ч.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ, так как не имеют прочной связи с землей. В связи с этим к ним не могут быть применены положения ст.222 Гражданского кодекса РФ, регулирующие отношения по самовольным постройкам. Соответственно не может быть признано незаконным неисполнение возложенных на орган местного самоуправления городского поселения полномочий по регулированию вопросов, связанных с самовольными постройками.
В то же время, при разрешении данного административного искового требования суд учитывает, что пунктами 7.1, 8, 9 ст.14 Федерального закона 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из доказательств, истребованных судом, следует, что выявленные прокурором хозяйственные постройки располагаются на земельных участках № и №. Каждый из данных земельных участков не предназначен для обслуживания какого-либо одного конкретного многоквартирного дома, и, соответственно, не может быть отнесен к общему имуществу собственников помещений какого-либо из таких домов. Следовательно, данные земельные участки находятся в ведении городского поселения.
Из представленных фотоматериалов следует, что часть хозяйственных построек имеет бесхозный обветшалый вид. Учитывая, что они выполнены, в том числе, с использование легковоспламеняющихся материалов – дерева, по мнению суда, данные строения могут создавать угрозу пожарообразования. Так как располагаются они на незначительном расстоянии от многоквартирных домов и от иных строений, суд полагает, что администрацией городского поселения «Город Белозерск» должны быть приняты меры в порядке, установленном ст.72 Земельного кодекса РФ, для установления владельцев и пользователей данных строений с целью проверки законности пользования земельными участками, на которых они располагаются, и их возведения. Ввиду изложенного суд полагает необходимым возложить на ответчика данную обязанность.
Срок для исполнения решения в данной части суд полагает необходимым установить в три месяца с момента вступления решения в законную силу, так как для установления владельцев и пользователей хозяйственных построек понадобится значительное время.
Административное исковое требование прокурора о возложении на администрацию городского поселения «Город Белозерск» обязанности принять решение о сносе данных хозяйственных строений как самовольных построек или о их приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, удовлетворено быть не может, ввиду того, что данные строения не могут быть признаны самовольными постройками.
Также не может быть возложена на административного ответчика обязанность по принятию мер к освобождению земельных участков с кадастровыми номерами № и № от выявленных прокурором хозяйственных строений, так как в таком случае исполнение решения было бы поставлено под условие, а именно – в случае выявления, что данные строения возведены и используются самовольно без соответствующих разрешительных документов. Вынесение решения под условием недопустимо так как ведет к затруднительности его исполнения
Кроме того, орган местного самоуправления самостоятелен в определении принятия решения по дальнейшему использованию земельного участка, находящегося в его ведении, в случае выявления незаконного использования гражданами данным земельным участком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административные исковые требования прокурора Белозерского района Вологодской области частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Белозерск» по реализации полномочий, направленных на приведение организованного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного между многоквартирными домами № и № по <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по реализации полномочий по решению вопроса об установлении владельцев хозяйственных построек, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и № и принятии мер о проверке законности их возведения.
Возложить на администрацию городского поселения «Город Белозерск» обязанность:
- в течение месяца с момента вступления в законную силу данного решения, привести место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную между многоквартирными домами № и № по <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;
- в течении трех месяцев с момента вступления данного решения в законную силу провести мероприятия по установлению владельцев пяти хозяйственных построек, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № (на схеме обозначены номерами 36,37,38) и № (на схеме обозначены номерами 1 и 2), у домов № и № по <адрес> и проверить законность возведения данных хозяйственных построек.
Административное исковое требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности о принятии решения о сносе самовольных построек или приведении их в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 6 октября 2021 г.
Судья Н.С. Михеев