Решение по делу № 3а-262/2021 от 17.02.2021

дело № 3а-262/2021

УИД 36OS0000-01-2021-0000701-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    03 июня 2021 года                                                                           город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дёминой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аристовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибелко Воронеж» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибелко Воронеж» (далее по тексту - ООО «Сибелко Воронеж», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ООО «Сибелко Воронеж» на праве собственности, равной их рыночной стоимости:

- с кадастровым номером , площадью 59 346 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей, в размере 19 999 600 руб., по состоянию на 22 июля 2019 года на период с 22 июля      2019 года по 31 декабря 2020 года;

- с кадастровым номером , площадью 2 521 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания зданий и сооружений, в размере 1 462 200 руб., по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года;

- с кадастровым номером , площадью 2 527 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания промышленных зданий, в размере 1 296 400 руб., по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами , .

Постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» кадастровая стоимость земельных участков:

1) с кадастровым номером установлена по состоянию на                01 января 2014 года и составляет 3 329 081 руб. 34 коп.,

2) с кадастровым номером установлена по состоянию на               01 января 2014 года и составляет 2 943 171 руб. 63 коп.

Вместе с тем согласно отчету об оценке оценщика ИП Трюшникова Е.С. № 06/12/20-05 от 09 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 1 296 400 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 1 462 200 руб.

Постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 969 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Воронежской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 28 566 790 руб. 56 коп.

Согласно отчету об оценке оценщика ИП Трюшникова Е.С. № 06/12/20-04 от 09 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22 июля 2019 года определена в размере 19 999 600 руб.

Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, вынужденного уплачивать налоговые платежи в завышенном размере.

Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 7 и № 13 и № 14 от 19 января 2021 года заявления ООО «Сибелко Воронеж» о пересмотре кадастровой стоимости были отклонены.

В связи с изложенным административный истец ООО «Сибелко Воронеж» просит изменить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость, установив ее равную рыночной стоимости.

Определением Воронежского областного суда от 04 марта 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленных отчетов оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов оценки, производство по делу приостановлено.

Определением Воронежского областного суда от 03 июня 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, производство по административному делу возобновлено в связи с поступлением в адрес суда заключения судебного эксперта № 2466/6-4 от 20 апреля 2021 года.

В настоящем судебном заседании судом в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ приняты уточнения административных исковых требований, поступившие в суд 27 мая 2021 года и направленные административным истцом ООО «Сибелко Воронеж» иным лицам, участвующим в деле, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером , площадью 59 346 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей, в размере 20 058 948 руб., по состоянию на 22 июля 2019 года на период с 22 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 года;

- с кадастровым номером , площадью 2 521 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания зданий и сооружений, в размере 1 598 314 руб., по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года;

- с кадастровым номером , площадью 2 527 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания промышленных зданий, в размере 1 531 362 руб., по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

Просил возложить обязанность по оплате судебной экспертизы на административного ответчика правительство Воронежской области.

Административный истец ООО «Сибелко Воронеж» и представитель административного истца по доверенности Давыдов М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили.

Представители административных ответчиков правительства Воронежской области, Управления Росреестра по Воронежской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

Представители заинтересованных лиц администрации Петинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области и администрации Стрелицкого городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -                  КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ                      «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 4, 7 и 9 статьи 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 октября 2020 года, ООО «Сибелко Воронеж» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

1) с кадастровым номером , площадью 59 346 +/- 85 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей, для размещения иных объектов промышленности (л.д. 15-17)

2) с кадастровым номером , площадью 2 521 +/- 35.14 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания зданий и сооружений, для иного использования (л.д. 18-20),

3) с кадастровым номером , площадью 2 527 +/- 47 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания промышленных зданий, для промышленного строительства (л.д. 21-23).

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 ноября 2020 года следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков:

                                                                с кадастровым номером определена по состоянию на 22 июля 2019 года и составляет 28 566 790 руб. 56 коп. (л.д. 24),

                                                                 с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2014 года и составляет 3 329 081 руб. 34 коп. (л.д. 25),

                                                                с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2014 года и составляет 2 943 171 руб. 63 коп. (л.д. 26).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области».

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06 ноября 2020 года № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории региона.

Постановление правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года     № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» признано утратившим силу с 01 января 2021 года.

Таким образом, на дату рассмотрения спора по существу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и является архивной ввиду утверждения новых результатов очередной государственной кадастровой оценки.

Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли безопасности и земли иного специального назначения Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 969 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Воронежской области».

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года                 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30 декабря 2016 года, к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером осуществлялось в соответствии с п. 23 приказа Минэкономразвития РФ от 24 сентября 2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».

Из представленных суду письменных пояснений представителя филиала                ФГБУ «ФКП Росреестра», акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (л.д. 149-152, 153) следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 28 566 790 руб.                    56 коп., удельный показатель 481,36 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 22 июля 2019 года, дата определения кадастровой стоимости 22 июля 2019 года.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования административного истца об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области с применением удельного показателя, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 969 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Воронежской области».

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и определена по состоянию на 01 января                2014 года постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря                    2015 года № 970.

В силу абзаца первого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

21 декабря 2020 года представитель административного истца обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлениями об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.

Решениями Комиссии №№ 7, 13, 14 от 19 января 2021 года вышеназванные заявления были отклонены, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением (л.д. 88-96).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ                            «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость, в силу прямого указания цитируемого закона, может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

С учетом положений статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец в обоснование своих требований представил в суд отчеты об оценке № 06/12/20-04, № 06/12/20-05 от 09 декабря 2020 года, составленные                                       ИП Трюшниковым Е.С.

Отчетом № 06/12/20-04 от 09 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 22 июля 2019 года в размере 19 999 600 руб. (л.д. 28-54).

Отчетом № 06/12/20-05 от 09 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 296 400 руб., земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января                    2014 года в размере 1 462 200 руб. (л.д. 56-86).

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные административным истцом отчеты вызвали у суда сомнения в их обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.

В связи с этим судом назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствуют ли отчеты об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствуют, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Заключением эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ № 2466/6-4 от 20 апреля 2021 года установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчетов об оценке № 06/12/20-04, № 06/12/20-05 от 09 декабря 2020 года, выполненных оценщиком ИП Трюшниковым Е.С., которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Одновременно экспертом определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости:

- с кадастровым номером по состоянию на 22 июля                       2019 года в размере 20 058 948 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 598 314 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 531 362 руб. (л.д. 174-201).

В силу статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ                                 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Таким образом, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете. Экспертом проанализированы элементы сравнения, установленные в подпункте «е» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7, «Оценка недвижимости (ФСО № 7»), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611 (далее - ФСО № 7).

Экспертом применен сравнительный подход при расчете стоимости объектов оценки, отказ от затратного и доходного подходов мотивированно обоснован.

Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений.

В результате анализа характеристик сравнительным подходом выбраны аналоги с наиболее подходящими своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектами оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение, сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года                            № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Закона об оценочной деятельности, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, № 298 и от                                  25 сентября 2014 года № 611.

Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем необоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не обращались.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость, определенной заключением судебного эксперта.

Согласно разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28,                          в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Принимая во внимание, что приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06 ноября 2020 года № 2562                        «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории региона, и учитывая, что постановлением правительства Воронежской области от 20 ноября 2020 года             № 1044 «О признании утратившими силу постановлений правительства Воронежской области и администрации Воронежской области» постановление правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» признано утратившим силу                                     с 01 января 2021 года, т.е. на дату рассмотрения спора по существу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной ввиду утверждения новых результатов очередной государственной кадастровой оценки, суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения о том, что сведения о кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибелко Воронеж» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 59 346 +/- 85 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, земли безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей, для размещения иных объектов промышленности, по состоянию на 22 июля 2019 года в размере 20 058 948 (двадцать миллионов пятьдесят восемь тысяч девятьсот сорок восемь) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 521 +/- 35.14 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания зданий и сооружений, для иного использования по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 598 314                             (один миллион пятьсот девяносто восемь тысяч триста четырнадцать) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 527 +/- 47 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания промышленных зданий, для промышленного строительства, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 531 362 (один миллион пятьсот тридцать одна тысяча триста шестьдесят два) руб.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 21 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                  О.В. Дёмина

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2021 года.

3а-262/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Сибелко Воронеж
Ответчики
Правительство Воронежской области
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ВО
Управление Росреестра по Воронежской области
Другие
Давыдов Максим Вячеславович
Администрация Петинского СП Хохольского МР Воронежской области
Администрация Стрелицкого городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Дёмина Ольга Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
17.02.2021Регистрация административного искового заявления
17.02.2021Передача материалов судье
18.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2021Судебное заседание
03.06.2021Производство по делу возобновлено
03.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
03.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее