Дело № 2-649/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2019 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Е.С.
при секретаре Олейник Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Новикову Василию Владимировичу о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам контролирующего (надзорного) органа для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и исполнения, а также самовольных перепланировки и переоборудования жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с иском к Новикову В.В. о возложении на него обязанности предоставить доступ в жилое помещение — <адрес> должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области для проведения проверки и составления акта проверки на предмет исполнения предписания № № от 11.12.2018.
В обоснование своих исковых требований Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее, в том числе - Министерство) указало, что результатам проверки, проведённом Министерством в рамках своей компетенции по коллективному обращению жильцов многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес>, которые отражены в вышеуказанном акте от 06.12.2018, был установлен факт использования жилого помещения — <адрес> указанного многоквартирного дома не по назначению, в качестве офисного. Данное нарушение жилищного законодательства предусматривает административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 11.12.2018 собственнику вышеуказанного жилого помещения Министерством было выдано предписание под указанным выше номером о прекращении использования жилого помещения не по назначению в срок до 30.01.2019. Провести 05.07.2019 проверку исполнения предписания должностному лицу Министерства не представилось возможным ввиду того, что доступ в жилое помещение предоставлен не был. При этом, о времени проведении проверки ответчик извещался заказным почтовым отправлением с уведомлением, которое было оставлено им невостребованным. Препятствуя доступу в квартиру сотрудниками Министерства, ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая тем самым права истца в рамках возложенных на него функций государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В судебном заседании представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Неделькина Т.О. Поддержала исковые требования Министерства к Новикову В.В. по основаниям и мотивам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Новиков В.В. исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области не признал. В обоснование возражений в отношении иска указал, что он использует спорное жилое помещение по назначению, незаконных действий по перепланировке квартиры он не производил. Он на настоящее время фактически проживает в данной квартире. Рекламная продукция (вывеска) на оконном проёме принадлежащей ему спорной квартиры демонтирована, что усматривается визуально без доступа в квартиру. Полагает, что у должностных лиц Министерства отсутствуют основания для доступа в его, истца квартиру, для проведения повторной проверки.
Проанализировав и оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы истца и возражения ответчика, суд усматривает достаточные основания для удовлетворения заявленных исковых требований Министерства регионального контроля (надзора).
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности — Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 (далее — Правила пользования жилыми помещениями, Правила), которые предписывают собственника жилого помещения использовать его по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (подпункт «а» пункта 19 Правил).
В качестве пользователя жилым помещением собственник, исходя из положений подпункта «и» пункта 10 и пункта 19 названных выше Правил в их едином правовом смысле, обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем.
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, в том числе, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области в силу пункта 8.1 статьи 13, статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, и Положения о государственном жилищном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, и пункта 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Калининградской области, утверждённого постановлением Правительства Калининградской области от 21.04.2014 № 224, наделено полномочиями осуществления указанных выше функций регионального государственного надзора в сфере жилищных правоотношений.
В судебном заседании исходя из доказательств, содержащихся в материалах дела, установлено, что ответчик Новиков В.В. с 10.09.2014 является собственником жилого помещения — <адрес> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, выдана филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области - л.д. 44-46).
Новиковым В.В. на основании разрешения органа местного самоуправления проведены работы по перепланировке и переустройству вышеуказанной квартиры. В результате были демонтированы ванная и туалет, устроены санузел и тамбур на части жилой комнаты, произведён демонтаж перегородки между жилой комнатой, кухней и коридором с целью устройства кухни-столовой.
На основании приказа заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области от 15.11.2018 № (л.д. 9) ведущим консультантом Министерства в связи с обращением собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес> (л.д. 7) 06 декабря 2018 года проведена внеплановая проверка в отношении собственника <адрес> указанном доме Новикова В.В. по фактам нарушения жилищного законодательства в отношении использования жилого помещения не по назначению и порядка его перепланировки и переустройства.
По результатам проверки, которые отражены в акте проверки от 06.12.2018, выявлено использование названной выше принадлежащей Новикову В.В. квартиры в качестве офисного помещения: на окнах размещена рекламная продукция с указанием адреса данной квартиры, в жилом помещении имеется офисное оборудование — стол, стул стеллажи для документов, оргтехника, отсутствует спальное место (л.д. 11-12). С данным актом Новиков В.В. был ознакомлен 06.12.2018 под роспись в нём.
На основании изложенного должностное лицо Министерства регионального контроля (надзора) пришло к выводу о нарушении Новиковым В.В. при использовании названного выше жилого помещения требований стать 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, ему 11 декабря 2018 года было выдано предписание № о прекращении использования не по назначению жилого помещения. Срок исполнения — 30.01.2019 (л.д. 10).
Приведённые обстоятельства установлены вступившим 29.05.2019 в законную силу решением Советского городского суда Калининградской области от 28 февраля 2019 года по административному делу № 2а-130/2019, которым суд отказал в удовлетворении административного искового заявления Новикова В.В. к ведущему консультанту отдела технического надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Демидович И.Н. о признании незаконным предписания № от 11.12.2018 (л.д. 47-50, 51-53), и в силу части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным для суда при рассмотрении настоящего дела, не подлежат доказыванию вновь и оспариванию.
Суд пришёл к выводу, который изложен в вышеуказанном решении от 28.02.2019, о законности предписания № от 11.12.2018, выданное Новикову В.В. уполномоченным должностным лицом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.
Приказом министра регионального контроля (надзора) Калининградской области от 24.05.2019 № назначена внеплановая выездная проверка исполнения Новиковым В.В. предписания № от 11.12.2018, проведением 05 июля 2019 года в <адрес> <адрес> в <адрес>, принадлежащей Новикову В.В. (л.д. 13).
В целях извещения Новикова В.В. о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением ему заблаговременно — 10.06.2019 была направлена копия указанного Приказа, в котором указана дата и время проведения проверки. Почтовое отправление осталось адресатом невостребованным и было возвращено Министерству с отметкой организации почтовой связи в связи с истечением срока хранения (отчёт об отслеживании отправления по почтовому идентификатору — л.д. 14).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 67 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Из акта проверки от 05.07.2019 следует, что проверка исполнения Новиковым В.В. предписания № от 11.12.2018 должностным лицом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области не проведена вследствие того, что доступ в квартиру Новикова В.В. предоставлен не был. Заявлений о невозможности участия в проверке или переносе её проведения от Новикова В.В. не поступало (л.д. 16-17).
Исходя и приведённых выше законоположений, которым не соответствуют мотивы возражений ответчика Новикова В.В., должностное лицо контролирующего органа - Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области имеет право на доступ в жилое помещение — <адрес> принадлежащую Новикову В.В., для осуществления вышеуказанных проверочных мероприятий, на которые оно уполномочено. В то же время, бездействие Новикова В.В. по не предоставлению должностному лицу Министерства доступа в принадлежащее ему, ответчику, жилое помещение не отвечают требований жилищного законодательства.
Ограничивая доступ в своё жилое помещение Новиков В.В. тем самым препятствует исполнению должностными лицами Министерства в рамках своей компетенции полномочий по осуществлению деятельности жилищного надзора, определённой статьёй 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Новикову В.В. являющиеся законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
Срок для исполнения Новиковым В.В. обязанности предоставить должностным лицам Министерства доступа в принадлежащее ему жилое помещение суд определяет в 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу, находя его разумным и достаточным.
В порядке статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Новикова В.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Новикову Василию Владимировичу удовлетворить.
Обязать Новикова Василия Владимировича в течении двадцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет исполнения предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области № от 11 декабря 2018 года.
Взыскать с Новикова Василия Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 22 октября 2019 года.
Судья Е.С. Зайцева