Судья 1 инстанции Суровцева Ю.В. | УИД 38RS0031-01-2021-001034-13 |
Судья–докладчик Медведева Н.И. | № 33а-5967/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 августа 2021 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Бутиной Е.Г., Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1284/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Иркутской области к Половникову С.Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Половникова С.Ф. – Данилова А.А. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что Половников С.Ф. имеет (имел) в собственности транспортные средства:
- катер, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 150 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- автобус, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 95 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 125 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: данные отсутствуют, год выпуска Дата изъята , мощность 125 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- катер, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: серия, VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 74 л.с., дата регистрации права Дата изъята , дата прекращения права Дата изъята ;
- катер, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: данные отсутствуют, VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 450 л.с., дата регистрации права Дата изъята
В связи с этим Половников С.Ф. является плательщиком транспортного налога с физических лиц согласно статье 357 НК РФ и статье 3 Закона Иркутской области от 4 июля 2007 г. № 53-03 «О транспортном налоге».
Налоговым органом в адрес административного ответчика по месту регистрации заказным письмом направлено налоговое уведомление от 24 июня 2018 г. № 6617168 об уплате транспортного налога с физических лиц за 2016-2017 год со сроком уплаты - не позднее 3 декабря 2018 г.
В установленный срок обязанность по уплате транспортного налога с физических лиц за 2016-2017 год налогоплательщиком не исполнена.
В соответствии со статьей 75 НК РФ на суммы неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления должнику требования об уплате налога.
На основании статей 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика по месту регистрации заказным письмом направлено требование об уплате налога и пени от 1 февраля 2019 г. № 8902, со сроком уплаты до 27 марта 2019 г. К указанному сроку требование об уплате налога и пени налогоплательщиком не исполнено.
17 августа 2020 г. мировым судьей судебного участка № 62 Иркутского района Иркутской области вынесено определение об отмене судебного приказа от 28 августа 2019 г. № 2а-2115/2019 в отношении Половникова С.Ф. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц.
На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Половникова С.Ф. задолженность в размере 22 038,54 руб., в том числе: 2 222,00 руб. - недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год; 33,62 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год за период с 4 декабря 2018 г. по 31 января 2019 г.; 19 488,00 руб. - недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год; 294,92 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год за период с 4 декабря 2018 г. по 31 января 2019 г.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 25 марта 2021 г. административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Иркутской области удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Половникова С.Ф. – Данилов А.А. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов к отмене решения указывает, что административным истцом требования о взыскании обязательных платежей и санкций за период 2016-2017 годы заявлены 1 марта 2021 г. - за пределами установленного шестимесячного срока, ходатайство о восстановлении срока отсутствует. Кроме того, обращает внимание на то, что в адрес административного ответчика направлялось два уведомления от 24 июня 2018 г. со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г. и от 1 февраля 2019 г. со сроком уплаты до 27 марта 2019 г., а с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился только 23 августа 2019 г., т.е. по уведомлению от 24 июня 2018 г. срок пропущен и на подачу заявления о выдаче судебного приказа.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Иркутской области, административного ответчика Половникова С.Ф., его представителя Данилова А.А., надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что процедура и сроки принудительного взыскания задолженности по налогам и пени налоговым органом соблюдены в части сроков направления уведомлений и требований, обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 г., 2017 г., расчет задолженности по транспортному налогу и пени налоговым органом произведен правильно.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Так, в соответствии со статьей 362 НК РФ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Транспортный налог на территории Иркутской области установлен и введен в действие в соответствии с главой 28 части второй Налогового кодекса РФ Законом Иркутской области «О транспортном налоге» от 4 июля 2007 г. № 53-оз.
В соответствии со статьей 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Половников С.Ф. являлся собственником транспортных средств:
- катер, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 150 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- автобус, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 95 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 125 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: (данные изъяты), VIN: данные отсутствуют, год выпуска Дата изъята , мощность 125 л.с., дата регистрации права Дата изъята ;
- катер, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: серия, VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 74 л.с., дата регистрации права Дата изъята , дата прекращения права Дата изъята ;
- катер, государственный регистрационный знак: Номер изъят, марка/модель: данные отсутствуют, VIN: Номер изъят, год выпуска Дата изъята , мощность 450 л.с., дата регистрации права Дата изъята
Регистрация указанных транспортных средств за Половниковым С.Ф. подтверждена имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспорена административным ответчиком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений пункта 4 статьи 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней от даты направления заказного письма.
Согласно налоговому уведомлению № 6617168 от 24 июня 2018 г., направленному административному ответчику посредством почтовой связи, необходимо было уплатить транспортный налог за 2016 г. в сумме 2 222 рублей и за 2017 год в размере 19 488 рублей в срок не позднее 3 декабря 2018 г.
Уведомление направлено почтовой связью по адресу регистрации Половникова С.Ф.: <адрес изъят>, что подтверждается списком почтовых отправлений № 479561 от 5 июля 2018 г. (почтовый идентификатор отправления 65091525075229).
Согласно отчету отслеживания с почтовым идентификатором отправления 65091525075229, сформированному сайтом Почты России, уведомление налогового органа № 6617168 от 24 июня 2018 г. получено административным ответчиком 19 июля 2018 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Поскольку в указанный в уведомлении срок налог не был уплачен, налоговым органом в адрес Половникова С.Ф. направлено требование об уплате налогов за 2016 год, 2017 год № 8902 по состоянию на 1 февраля 2019 г. со сроком уплаты задолженности до 27 марта 2019 г.
Требование направлено почтовой связью по адресу регистрации Половникова С.Ф.: <адрес изъят>, что подтверждается списком почтовых отправлений № 206 от 22 февраля 2019 г. (почтовый идентификатор отправления 66091532486581).
Согласно отчету отслеживания с почтовым идентификатором отправления 66091532486581, сформированному сайтом Почты России, требование налогового органа № 8902 по состоянию на 1 февраля 2019 г. получено административным ответчиком 28 февраля 2019 г.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, действующего в период спорных правоотношений).
На основании пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что налоговым органом выставлено требование по уплате транспортного налога за 2016 г. и 2017 г. № 8902 со сроком исполнения – 27 марта 2019 г., поскольку сумма задолженности за 2016 г. не превысила 3 000 рублей и составляла 2 222 рублей, соответственно шестимесячный срок для обращения налогового органа к мировому судье, установленный абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, следует исчислять с 27 марта 2019 г. (требование № 8902).
23 августа 2019 г. на судебный участок № 62 Иркутского района Иркутской области поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Половникова С.Ф. задолженности по уплате налогов, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
28 августа 2019 г. по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 62 Иркутского района Иркутской области вынесен судебный приказ о взыскании с Половникова С.Ф. задолженности по налогу и пени, который отменен определением мирового судьи от 17 августа 2020 г., в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
В Иркутский районный суд Иркутской области настоящее административное заявление направлено 17 февраля 2021 г., зарегистрировано 1 марта 2021 г., что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 477 от 17 февраля 2021 г. (л.д. 35), почтовым конвертом с номером почтового идентификатора 80092357278122 (л.д. 26), отчетом отслеживания отправления с почтовым идентификатором 80092357278122, сформированным сайтом Почты России, и штампом входящей корреспонденции, т.е. в установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок, исчисляемый со дня отмены судебного приказа.
С учетом изложенного, требования о взыскании налога, пеней предъявлены налоговым органом к Половникову С.Ф. в установленные НК РФ сроки, а доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Проверяя расчет задолженности налогоплательщика по транспортному налогу, пени, судебная коллегия приходит к выводу, что он является арифметически верным, произведен исходя из налоговой базы, административным ответчиком не оспорен.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к субъективному изложению обстоятельств и переоценке доказательств, которым судом дана правильная оценка.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что налоговым органом расчет задолженности по уплате налога и пени произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления собственника о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена. За административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу, в предусмотренный налоговым требованием срок административный ответчик установленную законом обязанность по уплате указанного налога в полном объеме не исполнил.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, апелляционная жалоба не содержит доводов, предусмотренных статьей 310 КАС Российской Федерации для отмены решения суда, а также иных доводов, указывающих на незаконность решения суда, - оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 25 марта 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий |
Судьи |
Н.И. Медведева
Е.Г. Бутина
Н.М. Усова