№2-2509/2024
24RS0002-01-2024-003142-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2024 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием представителя истца Боровской К.А.,
при секретаре Смолевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью управляющая организация «Планета уюта» о возложении обязанности ввести в эксплуатацию приборы учета потребления теплоснабжения и холодной воды в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО УО «Планета уюта» о возложении обязанности ввести в эксплуатацию приборы учета потребления теплоснабжения и холодной воды в многоквартирном доме, мотивируя свои требования тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения требований жилищного законодательства в части оборудования многоквартирных домов на территории г. Ачинска общедомовыми приборами учета теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения было установлено, что управление многоквартирным домом №2 по ул. Гагарина г. Ачинска осуществляет управляющая компания ООО УО «Планета Уюта», а коммунальные услуги по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению представляет ресурсоснабжающая организация ООО «Теплосеть». По информации, представленной ООО «Теплосеть», общедомовой прибор учета тепловой энергии выведен из эксплуатации 14.04.2022 из-за нерабочего состояния тепловычеслителя ВКТ-7 (невозможность снять показания) и в последующем заявка на ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в ресурсоснабжающую организацию не поступала; общедомовой прибор учета холодной воды ПРЭМ-50 №340937 допущен в эксплуатацию 24.12.2019 до следующей поверки 22.11.2022 и по истечении срока поверки заявка на ввод данного прибора в эксплуатацию в ООО «Теплосеть» не поступала. По мнению прокурора, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, и потому обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Поскольку начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды необоснованно производится собственникам помещений, расположенных в данных многоквартирном доме, не оборудованном общедомовыми приборами учета использования коммунальных услуг, по нормам потребления, т.е. за фактически не поставленные услуги, Ачинский городской прокурор просил возложить на ООО УО «Планета уюта» обязанность вести в эксплуатацию перечисленные приборы учета потребления теплоснабжения и холодной воды в многоквартирном доме № 2 по ул.Гагарина Ачинска
В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Боровская К.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО УО «Планета уюта», уведомленный о дне слушания дела надлежащим образом судебным сообщением, полученным 16.071.2024 (л.д. 37,40), судебной повесткой (л.д. 38), а также в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 36 ГПК РФ).
Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчика о судебном заседании. Действия ответчиков судом расценены как избранный им способ реализации процессуальных прав, не могущий являться причиной задержки рассмотрения дела по существу, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица ООО «Теплосеть», уведомленный о дне слушания дела надлежащим образом судебным извещением (л.д. 34,37), а также в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явился. В поступившем отзыве представитель общества Кротова С.В., действующая на основании доверенности от 26.12.2023 (л.д. 36), требования Ачинского городского прокурора поддержала и просила удовлетворить, считая, что после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», работы по установке приборов учета в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу о необходимости их установки отдельное решение общего собрания собственников помещений в доме (л.д. 35).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
На основании ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила № 491).
Пунктом 10 Правил №491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются ФЗ РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 261-ФЗ); целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения, и повышения энергетической эффективности.
В силу части 1 и 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
При этом, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом №2 по ул. Гагарина, г. Ачинска на основании решения конкурсной комиссии о рассмотрении единственной заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом 10.08.2023, протокола № 31 от 10.08.2023, договора управления многоквартирным домом №1431 от 31.08.2023 осуществляет ООО УО «Планета уюта» (л.д. 13-24).
Коммунальные услуги по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению жильцам дома представляет ресурсоснабжающая организация ООО «Теплосеть».
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять жилищные услуги надлежащего качества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Проведенной Ачинской городской прокуратурой проверкой установлено и подтверждено информацией ООО «Теплосеть», что в доме 2 ул. Гагарина г. Ачинска ОДПУ тепловой энергии выведен из эксплуатации 14.04.2022 из-за нерабочего состояния тепловычеслителя ВКТ-7 и более заявка на ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в ресурсоснабжающую организацию не направлялась; ОДПУ холодной воды ПРЭМ-50 №340937 допущен в эксплуатацию 24.12.2019 до следующей поверки 22.11.2022, в дальнейшем заявка на ввод в эксплуатацию ОДПУ холодной воды в ресурсоснабжающую организацию не направлялась (л.д. 8-9).
Данная информация подтверждена представленными актом технического осмотра прибора учета дома 2 по ул. Гагарина г. Ачинска ООО «Теплосесть» от 14.04.2022, а также актом допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии дома 2 по ул.Гагарина г.Ачинска со сроком поверки 22.11.2022 (л.д.10,11).
Отсутствие на день рассмотрения дела введенных в эксплуатацию в установленном порядке общедомовых приборов учета тепловой энергии и холодной воды в указанном доме ответчиком не опровергнуто, подтверждено в ответе на запрос Ачинского городского прокурора от 01.12.2023.
Так, в сообщении директором ООО УО «Планета уюта» указано, что в доме 2 по адресу г. Ачинск, ул. Гагарина имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, ГВС и ХВС, которые будут введены в эксплуатацию во втором квартале 2024 г. при установлении плюсовых температур (л.д. 12).
Между тем, в ходе рассмотрения дела доказательств устранения выявленных прокурором нарушений, в том числе в срок, указанный в ответе от 01.12.2023, ответчиком не представлено, в то время как приводимые ответчиком обстоятельства не исключают и не прекращают обязанности управляющей организации по оснащению многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечения ввода приборов учета в эксплуатацию как части отношений, возникающих при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами.
Так, п. 6 Правил № 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктами 16 и 17 Правил № 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Согласно ч. 11 ст. 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и ФЗ N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, тем самым обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, в частности используемых на общие домовые нужды, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники обязаны вносить, а управляющая организация - взыскивать плату за предоставленные работы и оказанные услуги.
В связи с этим организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок содержания и обслуживания жилищного фонда.
Таким образом, заключив договор управления названным многоквартирным домом, ООО УО «Планета уюта» приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и, как управляющая организация, должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом. В данном случае ответчик должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Отсутствие общедомовых (коллективных) приборов учета теплоснабжения и холодной воды нарушает вышеприведенные положения закона, и соответственно права лиц, проживающих в доме.
Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные обстоятельства дела, а также учитывая, что в многоквартирном доме имеется техническая возможность по установке приборов учета потребления теплоснабжения и холодной воды, суд полагает требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя заявленные требования, в силу предписанных ст. 204 ГПК РФ требований к содержанию решения суда, с учетом разъяснений, изложенных в абз.2 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», суд считает необходимым определить ответчику срок для устранения нарушений в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая организация «Планета уюта» (ОГРН 1202400015267) в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу совершить действия по оснащению многоквартирного дома №2 по адресу Красноярский край, город Ачинск, улица Гагарина коллективными (общедомовыми) приборами учета теплоснабжения (тепловой энергии), холодной воды и ввести данные приборы в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Ирбеткина Е.А.