Дело №2а-1291/2019
33RS0011-01-2019-001436-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 04 июня 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.
при секретаре Алфимовой В.А.
с участием административных истцов Соколовой Ольги Александровны, Пучкова Олега Валентиновича,
их представителя адвоката Соловьевой Евгении Сергеевны,
представителя заинтересованного лица органа государственного пожарного надзора Цыбакина Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовой Ольги Александровны и Пучкова Олега Валентиновича о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 22.01.2019 №01/07-36 о выявлении оснований для признания дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции; о признании незаконным постановления администрации города Коврова от 28.012019 №137 об утверждения данного решения межведомственной комиссии и обязании повторно рассмотреть заявление собственников многоквартирного дома о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу,
установил:
Соколова Ольга Александровна и Гулиев Муршуд Ибраим оглы обратились в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 22.01.2019 №01/07-36 о выявлении оснований для признания дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции; о признании незаконным постановления администрации города Коврова от 28.012019 №137 об утверждения данного решения межведомственной комиссии и обязании повторно рассмотреть заявление собственников многоквартирного дома о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование указали, что они являются собственниками комнат в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный дом построен в 1917 году. В 2015 году в доме произошел пожар, вследствие чего там стало проживать небезопасно. Согласно техническому заключению общества с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Инжениус» от ноября 2018 года, состояние строительных конструкция этого дома оценивается как аварийное. Дом представляет опасность для жизни и здоровья людей. Восстановление и ремонт дома экономически нецелесообразно и нерационально. 18.12.2018 административные истцы обратились в администрацию города Коврова с заявлением о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. К заявлению приложена копия экспертного заключения. Однако решением от 22.01.2019 межведомственная комиссия признала указанным дом аварийным, но подлежащим реконструкции. Соответственно, на собственников возложена обязанность провести соответствующие работы. Они считают данное решение незаконным, поскольку комиссия проигнорировала выводы экспертов об экономической нецелесообразности реконструкции многоквартирного дома, заседание комиссии проведено при отсутствии представитель органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, Роспотребнадзора.
В судебном заседании административные истцы и их представитель адвокат Соловьева Е.С. поддержали доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Маланина Надежда Васильевна ранее в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, так как решение комиссии принято простым большинством голосов при наличии кворума. Возложение на собственников обязанности провести реконструкцию не нарушает их права, так как после истечения 6 месяцев со дня принятия постановления от 28.01.2019 №137 администрация обязана принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в доме. Поэтому администрация полагает, что права административных истцов не нарушены.
Представитель отдела надзорной деятельности Цыбакин Е.С. пояснил, что в заседании комиссии он не участвовал. Обычно комиссия извещает органы пожарного надзора по телефону о своих заседаниях. Извещался ли он о заседании комиссии в отношении дома административных истцов, он не помнит.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
В силу частей 1, 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктами абзацами 1, 3, 4, 7 пункта 7 указанного Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 44 указанного положения предусмотрено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению №1
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Из материалов административного дела следует, что административные истцы являются собственниками комнат в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Указанный многоквартирный дом построен в 1917 году. В 2015 году в данном многоквартирном доме произошел пожар, вследствие чего там стало проживать небезопасно.
Согласно техническому заключению общества с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Инжениус» от ноября 2018 года, состояние строительных конструкция этого дома оценивается как аварийное. Дом представляет опасность для жизни и здоровья людей. Восстановление и ремонт дома экономически нецелесообразно и нерационально.
18.12.2018 административные истцы обратились в администрацию города Коврова с заявлением о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. К заявлению приложена копия экспертного заключения.
Однако заключение от 22.01.2019 межведомственная комиссия признала указанным дом аварийным, но подлежащим реконструкции. Данное заключение утверждено постановлением администрации города Коврова от 28.01.2019 №137.
Из материалов административного дела видно, что в нарушение указанных требований нормативных правовых актов в заседании межведомственной комиссии не принимали участие представители органов Роспотребнадзора, Росреестра, учреждения технической инвентаризации, государственного пожарного надзора. За исключением представителя органов государственного пожарного надзора, иные лица не извещались о месте и времени заседания комиссии.
Не были приглашены на заседание и собственники помещений в многоквартирном доме, имеющие право совещательного голоса (согласно пункту 1.2 Положения о межведомственной комиссии, утвержденного постановлением администрации города Коврова от 27.03.2017 №648).
Кроме того, при рассмотрении материала межведомственная комиссия не дала никакой оценки заключению общества с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Инжениус», согласно которому физический износ здания составляет 82%, а восстановление и ремонт жилого дома экономически нецелесообразен и нерационален.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, указано, что при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы администрации о том, что в случае не проведения реконструкции жилые помещения у собственников будут изъяты, равно как и в случае не проведения ими сноса многоквартирного дома, в связи с чем нарушений прав административных истцов не допущено, суд отклоняет.
Такое изъятие действительно предусмотрено законом, но при условии не проведения реконструкции в течение 6 месяцев. Однако собственники могут начать исполнять постановление главы города о реконструкции, потравить значительные денежные средства, взять кредиты и не суметь провести реконструкцию, после чего их жилые повешения будут изъяты, а денежные средства окажутся израсходованными необоснованно. Это причинит имущественный ущерб собственникам. Кроме того, снос дома может оказаться существенно дешевле реконструкции (фактически, нужно только снести строительные конструкции и вывезти соответствующие строительные отходы). Аналогичным образом, в Москве проводится программа реновации старых зданий, в ходе которой их не реконструируют, а сносят, поскольку это значительно дешевле.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 22.01.2019 №01/07-36 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.01.2019 №137 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░