Петрозаводский городской суд РК УИД 10RS0011-01-2019-011178-21
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33) (Дело № 5-1055/19)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 декабря 2019 года город Петрозаводск
(резолютивная часть вынесена 23.12.2019 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении
Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» (далее – ГУП РК «Карелавтотранс», Предприятие), <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
На основании распоряжения УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 04.10.2019 №499-р проведена внеплановая документарная проверка ГУП РК «Карелавтотранс», расположенного по адресу: <адрес>, 11.11.2019 в ходе проверки установлено, что юридическим лицом не соблюдаются требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, что является угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, а именно:
1. В нарушение п.п.5 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924, в ГУП РК «Карелавтотранс» не проведена оценка уязвимости категорированного транспортного средства: автобуса <данные изъяты>, государственный номер №, VIN №;
2. В нарушение п.8 ч.1 ст.10, ч.2 ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п.12 п.6, п.п.12 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. № 924, в ГУП РК «Карелавтотранс» лица, назначенные ответственными за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах: автобус <данные изъяты>, водители ФИО11 не прошли обязательную аттестацию;
3. В нарушение п.9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 в ГУП РК «Карелавтотранс» не проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - автовокзал г. Петрозаводск (III категория).
Законный представитель ГУП РК «Карелавтотранс» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Защитник Блюдник И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении вменяемого правонарушения не признала по тем основаниям, что у предприятия не было умысла на совершение вменяемых деяний, для проведения оценки уязвимости транспортного средства ГУП РК «Карелавтотранс» 19.03.2019 был заключен договор с <данные изъяты> до настоящего времени заключение об оценке уязвимости находится на стадии утверждения в связи с выявлением факта несоответствия вин кода в ПТС. 25.01.2019 предприятием заключен договор об оказании услуг по проведению проверок в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности с <данные изъяты>», в апреле 2019 года <данные изъяты>» было лишено лицензии на оказание услуг по проведению обязательной аттестации лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на автобусах, лицензия была возобновлена только в августе 2019 года, в связи с чем аттестация водителей на момент проведения проверки не была проведена по независящим от предприятия причинам, 27.11.2019 аттестация водителей проведена. Федеральной целевой программой «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» предусмотрена реконструкция автовокзала г.Петрозаводска, 06.08.2018 заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту, первоначальный срок выполнения работ был предусмотрен не позднее декабря 2018 года, однако, впоследствии по независящим от предприятия причинам, срок действия контракта был продлен до 31.12.2019. В случае признания вины юридического лица во вменяемом правонарушении просила применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и учесть тяжелое финансовое положение предприятия, наличие большой кредиторской задолженности.
Представитель административного органа Краснов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 25 ноября 2019 года.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ наступает за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года №924 утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее - Требования).
На основании ч.2.1 ст.5 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме (п.п.5 п.7 Требований).
Согласно п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
На основании ч.2 ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.12 п.6, п.п.12 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности транспортных средств обязаны: обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
В силу положений п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, в случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.
Несоблюдение ГУП РК «Карелавтотранс» вышеуказанных нормативных предписаний послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Виновность юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ, актом проверки от 11.11.2019г., предписаниями № от 11.11.2019, распоряжением № от 19.06.2019г., постановлением № от 02.12.2019 и другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ГУП РК «Карелавтотранс» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, учитывая позицию участников процесса, судья приходит к выводу о доказанности вины ГУП РК «Карелавтотранс» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенные умышлено, если эти бездействия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Судья исключает из объема предъявленного ГУП РК «Карелавтотранс» обвинения нарушение, изложенное в пункте 2 протокола об административном правонарушении в части не проведения аттестации водителя ФИО12 в связи с его смертью 09.04.2018.
Решая вопрос о виновности юридического лица, судья принимает во внимание положения ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Об умышленном характере правонарушения свидетельствует длительное неисполнение юридическим лицом обязательных требований транспортной безопасности при явной осведомленности правонарушителя о необходимости их соблюдения с учетом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений № от 11.07.2018 (п.п.1,2,8).
Доводы защитника о принятии мер по устранению нарушений требований транспортной безопасности, не исключают вины предприятия в совершении правонарушения, поскольку с момента выдачи предписания № от 11.07.2018 об устранении выявленных нарушений, указанных в п.п.1, 2, 8 предписания, прошел значительный период времени - 1 год 5 месяцев, достаточный для обеспечения проведения оценки уязвимости транспортного средства, аттестации водителей и проведения дополнительной оценки уязвимости автовокзала г. Петрозаводска, учитывая, что его реконструкция не начата.
ГУП РК «Карелавтотранс», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для обеспечения транспортной безопасности в части исполнения вмененных в качестве нарушений положений Федерального закона №16-ФЗ и Требований, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательства, подтверждающие, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры (действенные и эффективные) по недопущению административного правонарушения, отсутствуют.
Основания для применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку невыполнение требований законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, а также степень вины нарушителя, материальное и финансовое положение привлекаемого лица, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - принятие мер к устранению нарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении ГУП РК «Карелавтотранс» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.
Учитывая имущественное положение Предприятия, наличие кредиторской задолженности, значительный размер минимального штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, уплата которого может привести к неплатежеспособности Предприятия, судья считает необходимым на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и назначить ГУП РК «Карелавтотранс» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, полагая что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.
Ввиду отсутствия предмета административного правонарушения применение дополнительного наказания в виде конфискации исключается.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется, поскольку указанное правонарушение не создает реальной угрозы жизни и безопасности людей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелавтотранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по г. Санкт-Петербургу (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора), ИНН 7838434432, КПП 783801001, Счет №40101810200000010001, Банк – Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, Л/СЧ 04721W08290, БИК 044030001, ОКМТО 40303000, КБК 10611601000016000140, УИН 10672327197350720191.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А.Сааринен