Дело № 66а-1270/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А.,
судей Пластинана И.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре–помощнике судьи Ерониной В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-250/2021 по административному исковому заявлению Едуновой Надежды Николаевны о признании не действующим в части решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» по апелляционной жалобе Едуновой Надежды Николаевны на решение Челябинского областного суда от 6 июля 2021 г., которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В., объяснения представителя административного истца Плетнёва И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Челябинской городской Думы Власова Ю.В. и представителя заинтересованного лица Администрации г. Челябинска Гнездиловой И.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 г. № 37/13 (далее также – Решение № 37/13) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» (далее также – Правила землепользования и застройки).
Данный документ 12 октября 2012 г. официально опубликован в печатном издании «Сборник правовых актов Челябинской городской Думы четвёртого созыва», № 37 (часть 3), 2012, а также размещён на официальном сайте Челябинской городской Думы www.chelduma.ru.
В части 2 Правил землепользования и застройки представлена карта градостроительного зонирования территории г. Челябинска (приложение 2 к Решению № 37/13), в части 3 –градостроительные регламенты (приложение 3 к Решению № 37/13), в приложении № 6 к решению № 37/13 – перечень территориальных зон.
Согласно карте градостроительного зонирования территории г. Челябинска Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504004:192, расположенный по адресу: <адрес>, отнесён к природно-рекреационной территориальной зоне (А), в частности, к территориальной зоне защитных зелёных насаждений (А.1.1) с кодовым обозначением «05 09 12 А.1.1».
Едунова Н.Н., будучи собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504004:192, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании Решения № 37/13 не действующим в части отнесения земельного участка к указанной территориальной зоне, ссылаясь на его противоречие статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопреки требованиям которого при установления территориального зонирования в отношении земельного участка не учтён вид его разрешённого использования; части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок не предназначен для целей зоны рекреационного назначения; статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из которой, по мнению административного истца, земельный участок может быть отнесён только к территориальной зоне жилой застройки, а также на нарушение её прав как собственника земельного участка и возведённого на нём индивидуального жилого дома ввиду того, что установление упомянутой территориальной зоны препятствует проведению работ по реконструкции этого дома.
Решением Челябинского областного суда от 6 июля 2021 г. Едуновой Н.Н. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Едунова Н.Н., поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком Челябинской городской Думой, заинтересованным лицом Администрацией г. Челябинска и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Процедура подготовки и принятия правила землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений установлена в статьях 30 – 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6 статьи 31 упомянутого Кодекса), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение названной комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение той же комиссией изменений в проект с учётом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении данного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В данном случае суд первой инстанции установил, что подтверждается и материалами дела, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры и в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учётом функциональных зон (зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение) и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
Согласно карте «Планировочная структура города» Генерального плана г. Челябинска, утверждённого решением Челябинской городской Думы от 30 декабря 2003 г. № 32/3, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504004:192 полностью расположен в функциональной зоне «Озеленённые территории интенсивного общественного использования».
Исходя из номера территориальной зоны 05 09 12 А.1.1, а также отражённых в таблице 6.3.1 «Функциональные зоны города» номера кадастрового квартала 05 и номера градостроительного района 09, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504004:192 в соответствии со схемой функционального зонирования г. Челябинска Генерального плана г. Челябинска относится к типу функциональной зоны А3 (Б), функциональное назначение которой лесопарки.
Таким образом, отнесение указанного земельного участка к территориальной зоне (А), в частности, к территориальной зоне защитных зелёных насаждений (А.1.1) соответствует функциональному назначению территории, определённому Генеральным планом г. Челябинска, а потому Правила землепользования и застройки в оспариваемой части соответствуют требованиям градостроительного законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что территориальная зона А.1.1 не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, принадлежащего Едуновой Н.Н., нарушает её права собственника, поскольку препятствует реконструкции жилого дома, подлежит отклонению.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учётом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом муниципального образования, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, должна учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. Вместе с тем безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, названной нормой не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского областного суда от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Едуновой Надежды Николаевны – без удовлетворения.
На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи