Решение по делу № 12-444/2020 от 28.07.2020

12-444/2020

УИД

Решение

24 сентября 2020 года                            г.Ижевск

Судья Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Чернышова Э.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет» на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением начальника УВМ МВД по Удмуртской Республике полковника полиции ФИО1 от -Дата- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Удмуртский государственный университет» (далее ФГБОУВО «УдГУ», Университет) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000,00 руб.

Будучи несогласным с вынесенным постановлением, ФГБОУВО «УдГУ» обратилось с жалобой, просит его отменить, требования мотивирует тем, что ФГБОУВО «УдГУ», являясь образовательной организацией осуществляло обучение гражданина Ирака ФИО2 в соответствии с условиями заключенного договора об образовании. Оказывая образовательную услугу, Университет руководствовался требованиям ФЗ «Об образовании», Правилами оказания платных образовательных услуг, определяющими права иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования в РФ, основания прекращения образовательных отношений. В соответствии с указанными нормативными актами перечень оснований для отчисления обучающегося их образовательного учреждения строго определен. Прекращение образовательных отношений с обучающимся в связи с нарушением миграционного законодательства являлось бы незаконным. Добросовестно полагая, что обучающийся ФИО2 находится на территории РФ законно, Университет продолжал оказывать платные услуги. Действий, способствующих незаконному пребыванию со стороны ФГБОУВО «УдГУ» не предпринималось. Обучающийся ФИО2 был отчислен в связи с неуплатой студентом денежных средств.

В судебном заседании представители Университета ФИО3., ФИО4., действующие на основании доверенности, вину признали, просили освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Управления по вопросам миграции МВД по УР возражала против прекращения производства по делу, полагала, что в действиях учреждения наличествует состав административного правонарушения, правонарушение малозначительным не является.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующим выводам.

-Дата- в отношении ФГБОУВО «УдГУ» вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Действия Университета квалифицированы по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Как установлено в судебном заседании, гражданин Республики Ирак ФИО2 прибыл в РФ -Дата- по многократной обыкновенной учебной визе сроком действия с -Дата- по -Дата- по заграничному паспорту, после чего прибыл в Удмуртскую Республику и -Дата- принимающей стороной – ФГБОУВО «УдГУ» постановлен на миграционный учет сроком временного пребывания до -Дата-.

-Дата- в адрес ректора ФГБОУВО «УдГУ» ФИО5 из Управления ФСБ РФ по Удмуртской Республике поступило уведомление о принятом решении о неразрешении въезда в РФ в отношении гражданина Республики Ирак ФИО2, -Дата-

-Дата- в адрес УВМ МВД по УР из УФСБ России по УР поступило сообщение о принятом руководством ФСБ России решения о не разрешении въезда в РФ в отношении гражданина Республики Ирак ФИО2 сроком до -Дата-

-Дата- ОП № 3 УМВД России по г. Ижевску принято решение о сокращении срока временного пребывания гражданина Республики Ирак ФИО2

-Дата- ФИО2 под роспись уведомлен о данном решении, а также об обязанности покинуть территорию РФ в течение трех дней.

-Дата- ректор УдГУ ФИО5 направила в Управление по вопросам миграции МВД по УР запрос на аннуляцию учебной визы , сроком действия с -Дата- по -Дата- на имя ФИО2.

-Дата- на имя ректора УдГУ ФИО5 поступило сообщение от врио начальника Управления по вопросам миграции МВД по УР, согласно которому ректор проинформирован о том, что срок временного пребывания гражданина Республики Ирак ФИО2 сокращен в связи с принятием решения о неразрешении въезда данного гражданина на территорию РФ до -Дата- Разъяснено, что его виза аннулируется и выдается новая виза для его выезда с территории РФ. Разъяснен порядок оформления транзитной визы.

-Дата- студенту ФИО2 направлено письмо за подписью ректора о необходимости явиться в отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД России по УР для оформления транзитной визы с целью последующего выезда с территории РФ.

-Дата- ректором УдГУ ФИО5 на имя начальника УВМ МВД по УР направлено письмо, в котором ректор указывает, что -Дата- в Университет поступило уведомление УФСБ России по УР о принятом решении о неразрешении въезда в РФ в отношении иностранного гражданина ФИО2, имеющим учебную визу сроком действия по -Дата-. ФИО2 является студентом УдГУ, срок окончания обучения--Дата-. -Дата- ФИО2 обратился в Университет для продления учебной визы. УдГУ подал документы в УВМ МВД по УР на продление учебной визы, которые приняты не были. В связи с чем, просит разъяснить правовое положение гражданина Ирака, а также действия Университета в отношении данного студента

-Дата- МВД по УР принято решение о депортации гражданина Ирана ФИО2.

Решением Воткинского районного суда УР от -Дата- ФИО2 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмисии иностранных граждан до -Дата-

-Дата- ФИО2 отчислен из Университета в связи с неоплатой студентом денежных средств.

В соответствии с ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административным органом вменятся в вину заявителю оказание образовательных услуг гражданину Ирака ФИО2, находящемуся в РФ с нарушением установленного порядка в период с -Дата- по -Дата- в нарушение ст. 25.10 Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Юридические лица, содействующие иностранному гражданину незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ относит находящихся в Российской Федерации юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству данной образовательной организации.

Образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина, обеспечивает его постановку на миграционный учет по месту пребывания; обращение с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения; обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения (подпункт 1 пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 115-ФЗ).

Таким образом, образовательное учреждение, по ходатайству которого иностранный гражданин приглашен в целях обучения, является принимающей стороной и лицом, ответственным за обеспечение своевременного выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 115-ФЗ решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Согласно Приказу МВД России от 18.12.2017 N 933 (ред. от 28.06.2018) "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях, если в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 27 Федерального закона N 114-ФЗ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами в материалы дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от -Дата-, объяснениями представителей ФГБОУВО «УдГУ».

Доказательства судом проверены и получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБОУВО «УдГУ» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, не оспариваются представителями Университета.

Таким образом, действия ФГБУВО «УдГУ» правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.

Довод представителя заявителя о том, что он полагал, что гражданин Ирака ФИО2 находился на территории РФ на законных основаниях опровергается материалами дела.

Так, судом достоверно установлено, что -Дата- в адрес ректора ФГБОУВО «УдГУ» от врио начальника Управления по вопросам миграции МВЖ по УР поступило сообщение о сокращении срока временного пребывания на территории РФ гражданина Ирака ФИО2, разъяснено, что в соответствии с п. 74 Положения «Об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 года № 335, в случае принятия решения о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ его виза аннулируется и выдается транзитная виза для выезда с территории РФ.

Именно с этого момента ФГБОУВО «УдГУ» стало известно, что гражданин Ирака ФИО2 находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, с этого момента следовало прекратить оказание ему образовательных услуг.

Оснований не доверять представленным в деле доказательствам не имеется, поскольку они конкретны, непротиворечивы, последовательны, согласуются между собой и с иными объективными материалами дела, и получили оценку в постановлении должностного лица, оснований не согласиться с которой не имеется.

Вместе с тем, считаю возможным освободить ФГБОУВО «УдГУ» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Учитывая характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, отсутствие в настоящее время угрозы охраняемым общественным отношениям, договор об образовании с Обада Заида Надхим Обада прекращен, студент отчислен из университета, прихожу к выводу о малозначительности совершенного ФГБОУВО «УдГУ» правонарушения, считаю возможным освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение правонарушения с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, постановление начальника УВМ МВД по Удмуртской Республике полковника полиции ФИО1 от -Дата-, вынесенное в отношении ФГБОУВО «УдГУ», подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника УВМ МВД по Удмуртской Республике полковника полиции ФИО1 от -Дата- по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Удмуртский государственный университет», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободить ФГБОУВО «Удмуртский государственный университет» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента получения его копии.

Судья                                 Э.Л. Чернышова

12-444/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ФГБОУ ВО "УдГУ"
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Чернышова Эльвира Леонидовна
Статьи

18.9

Дело на странице суда
industrialnyy.udm.sudrf.ru
29.07.2020Материалы переданы в производство судье
24.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее