Дело № 2а-3527/2021
УИД 21RS0023-01-2021-004810-10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
23 июля 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Волковой Е.Н., при секретаре судебного заседания Романовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Лермонтова ФИО6 к Призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату г. Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным решения призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики о призыве на военную службу,
установил:
Лермонтов Д.И. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату г. Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Чебоксары от дата. № ----- о призыве на военную службу, ссылаясь на то, что он является студентом очной формы обучения в ГАПОУ Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» и в соответствии с программой обучения отсрочка заканчивается дата, то есть решение о призыве вынесено до окончания его отсрочки. Сведения об обучении и дате окончания программы обучения имеются в его личном деле.
В судебное заседание административный истец Лермонтов Д.И. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
От представителя административного ответчика призывной комиссии г.Чебоксары ФИО4 также поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ею представлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку решением призывной комиссии г. Чебоксары от дата (протокол -----) оспариваемое решение призывной комиссии отменено как нереализованное.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, закон связывает удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, с наличием одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ст. 26).Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии г. Чебоксары от 16 июня 2021г. № 31 п/н 1/1448 административный истец был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения - 1, и призван на военную службу.
В соответствии с п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
Согласно п. 7 приложения № 33 к приказу Министерства обороны Российской Федерации № 400 от 2 октября 2007 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы. При необходимости выносится новое решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации, и в графе 7 на основании служебного письма производится запись по образцу подпункта «б» пункта 5.
Содержащиеся в ст.ст. 28, 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» нормы, предусматривающие в случае обжалования решения призывной комиссии приостановление выполнение решения призывной комиссии до вступления в законную силу решения суда, направлены на пресечение отправки на военную службу призывника, выражающего несогласие с принятым решением о его призыве, и касаются порядка исполнения решения призывной комиссии, но не препятствуют принятию решения об отмене нереализованного в ходе призыва решения призывной комиссии.
Судом установлено, что решением призывной комиссии г. Чебоксары от дата (протокол -----), оспариваемое решение призывной комиссии отменено как нереализованное.
Таким образом, оспариваемое решение не нарушает прав и иных охраняемых законом интересов истца, не создает препятствий в осуществлении принадлежащих ему прав, не возлагает на него дополнительных обязанностей.
При этом при новом призыве на заседании призывной комиссии будет рассмотрен вопрос в отношении административного истца и будет принято одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», с данных о его личности (состоянии здоровья и др.).
На основании ч. 2 ст.194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 2 статьи 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27 сентября 2018 года № 2486-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Варенова Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 194 и частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая, что в силу действующего законодательства призывная комиссия является временным органом, создаваемым в установленном порядке для реализации задач по призыву на военную службу граждан Российской Федерации и по окончании призыва призывные комиссии прекращают свою деятельность, а принятые комиссиями и не реализованные решения отменяются, производство по данному делу подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 225 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198-199, 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Производство по делу по административному иску Лермонтова ФИО7 к Призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату г.Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным решения призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики о призыве на военную службу прекратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение 15 дней с момента его принятия через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е.Н. Волкова