Дело № 5-70//2023
10RS0006-01-2023-001118-72
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Лахденпохья Республик Карелия 22 ноября 2023 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Жданкина Ирина Васильевна (186730, Республика Карелия, г.Лахденпохья ул.Октябрьская, д.12), при секретаре Снетковой А.А., с участием помощника прокурора Лахденпохского района М.Д.И., начальника МП ОМВД России по <адрес> Ч.Ю.В., переводчика А.К.М.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
несовершеннолетнего гражданина Б.М., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Б.М., регистрации и постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеющего,
у с т а н о в и л:
Гражданин Б.М. в 22 часа 00 минут 21 ноября 2023 года, находясь на 155 км. автодороги Санкт-Петербург – Сортавала, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. 28.12.2021 Б.М. въехал в Российскую Федерацию по визе №, действующей с 28.11.2021 по 22.02.2022, цель пребывания «гостевая», приглашающая сторона Ч.Д.В. Московская обл. г. Щелково; на миграционном учете по месту пребывания не состоял, до 22.02.2022 срок пребывания, срок действия визы не продлил, с 23.02.2022 по настоящее время документа, подтверждающего его право на пребывание в Российской Федерации, не имеет, уклоняется от выезда из Российской Федерации.
Таким образом, Б.М. нарушил положения ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Данной нормой закона предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В судебном заседании Б.М. вину в совершении административного правонарушения Б.М. в полном объёме. Пояснил, что он проживал в Москве с отцом и его женой. Вместе с братом и другом убежал от отца в целях поиска работы, так как не хватало денежных средств. Маму после войны он не видел. В Б.М. его воспитывала бабушка. В Лахденпохском районе находился проездом. Имеет денежные средства в размере 3 000 рублей. Других родственников на территории Российской федерации не имеет.
Должностное лицо – начальник МП ОМВД России по Лахденпохскому району Ч.Ю.В., составившая протокол об административном правонарушении, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Пояснила, что связалась с предполагаемым отцом по телефону, номер которого ей дал Б.М.. Гражданин, представился отцом Б.М., однако, он плохо говорил на русском языке. Удостовериться в родстве не представилось возможным. Просила назначить наказание в виде штрафа с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. В связи с тем, что несовершеннолетний оказался в опасной ситуации ходатайствовала о помещении его до решения вопроса о выдворении в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия.
Заслушав лицо, привлекаемое к ответственности, позицию должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, прокурора, полгавшего, что имеются все основания для привлечения Б.М. к административной ответственности с помещением его в ЦВСНП, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Помимо признания Б.М. своей вины в совершении вменяемого административного правонарушения, его вина подтверждается представленными материалами: протоколом об административном правонарушении от 22 ноября 2023 года №, согласно которому Б.М. в 22 часа 00 минут 21 ноября 2023 года, находясь на 155 км. автодороги Санкт-Петербург – Сортавала, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока действия визы №, действующей с 28.11.2021 по 22.02.2022, на миграционном учете по месту пребывания не состоял, до 22.02.2022 срок пребывания, срок действия визы не продлил, с 23.02.2022 по настоящее время документа, подтверждающего его право на пребывание в Российской Федерации; выпиской из досье на иностранного гражданина; копией паспорта, копией визы, определением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 22.11.2023 о передаче дела на рассмотрение В Лахденпохский районный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу положений ст. 5 данного Федерального закона, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
В судебном заседании установлено, что Б.М. въехал на территорию Российской Федерации, на миграционном учете по месту пребывания не состоял, с 22 февраля 2022 года и по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации, документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, не имеет.
Сведений о том, что Б.М. поданы документы для получения разрешения на временное проживание, подано заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, суду не представлено.
Оценив представленные доказательства, прихожу к выводу о виновности Б.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Представленные суду доказательства являются допустимыми, получены с соблюдением требований закона. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в присутствии переводчика. Права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ были разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При назначении наказания суд принимает во внимание обстоятельства дела, данные о личности виновного, являющегося несовершеннолетним, достигшим 16 летнего возраста, признавшего вину в совершении правонарушения, что учитывается судом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств. Отягчающих обстоятельств нет.
Характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о личности Б.М., свидетельствуют о необходимости применения к нему меры наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Применение данного наказания обусловлено тем, что Б.М. доказательств наличия на территории Российской Федерации прочных семейных связей не имеется. Со слов Б.М. он проживал на территории Российской Федерации с отцом, от которого убежал в целях поиска работы. Вместе с тем, в визе принимающей стороной значится Ч.Д.В., а не отец несовершеннолетнего. Также, Б.М. не имеет постоянного источника дохода, нарушает требования законодательства Российской Федерации, мер для легализации пребывания в период своего нахождения на территории Российской Федерации не предпринимал.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение.
В связи с тем, что суду не представлено объективных данных о наличии у Б.М. возможности самостоятельно выехать из Российской Федерации, сведений о его материальном положении не имеется, суд находит необходимым применить его принудительное выдворение за пределы Российской Федерации. Кроме того, указанная форма выдворения является наиболее целесообразной и исключает возможность повторного совершения правонарушения или преступления со стороны Б.М..
Согласно положениям ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Вместе с тем, оснований для освобождения несовершеннолетнего Б.М. от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на основании ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, не имеется, учитывая, что инкриминируемое правонарушение посягает на установленный порядок пребывания на территории Российской Федерации, существенно нарушает охраняемые общественные отношения, незаконное нахождение на территории Российской Федерации является грубым нарушением миграционного законодательства Российской Федерации и свидетельствует о неуважительном отношении иностранного гражданина к соблюдению требований законодательства Российской Федерации.
Таким образом, меры принудительно-воспитательного характера, такие как предупреждение, выговор, передача несовершеннолетнего под надзор родителям в данном случае не будут соответствовать задачам административного законодательства о защите публичных интересов других граждан, общества от административных правонарушений, а также предупреждению совершения административных правонарушений, как иными лицами, так и лицом, привлеченным к ответственности.
Также, суд приходит к выводу о необходимости помещения Б.М. (до принятия решения о принудительном выдворении) в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по РК.
Так, основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон).
К числу основных задач такой деятельности отнесено предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Принципами деятельности названы, в частности, законность, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуальный подход к несовершеннолетним (статья 2 Закона).
Временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений обеспечивается центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (статья 22 Закона).
Согласно подпункту 6 пункта 2 названной статьи в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Суд приходит к выводу, что такая мера будет полностью соответствовать интересам ребенка, поскольку Б.М. оказался в опасной жизненной ситуации, без надзора взрослых и без средств к существованию.
Поскольку несовершеннолетний, совершивший правонарушение не имеет места жительства, места пребывания или проживания на территории Российской Федерации, где им было совершено правонарушение, вследствие удаленности места проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям, суд приходит к выводу, что в интересах несовершеннолетнего необходимо его поместить в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
П о с т а н о в и л:
Б.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административное выдворение Б.М. осуществить путем принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением до административного выдворения в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия.
В соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа УФК по РК (МВД по Республике Карелия), в ГРКЦ НБ Респ. Карелия г. Петрозаводска 18811601181019000140, ИНН 1001041280, КПП 100101001, ОКТМО 86618000, БИК 048602001, счет 40101810600000010006, УИН 18№, наименование платежа: административный штраф по делу №.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения копии постановления через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья И.В. Жданкина
Копия верна. Судья И.В. Жданкина