11RS0001-01-2022-001284-89 дело №2-2923/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 февраля 2022 года дело по иску Андреевой Екатерины Васильевны, Андреевой Полины Алексеевны, Андреева Валентина Алексеевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом и расположенного в нем жилого помещения, направить проект соглашения об изъятии недвижимости,
установил:
Андреева Е.В., Андреева П.А. и Андреев В.А. обратились в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного под многоквартирным домом №... и жилого помещения (квартиры) №7 в нем; направить проект соглашения об изъятии недвижимости с определением размера возмещения.
В обоснование требований указали, что 29.10.2019 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако, ответчик бездействует в решении вопроса об изъятии земельного участка и принадлежащей им квартиры в аварийном доме в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика с требованиями не согласилась.
Истцы в суд не явились, извещены надлежаще.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что квартира №... с 21.12.2015 находится в общей долевой собственности истцов.
На основании заключения межведомственной комиссии от 27.09.2019 №122 постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2019 №10/3271 многоквартирный дом №... признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением определен срок до 2027 года для принятия мер по расселению граждан, проживающих в многоквартирном доме.
06.04.2020 Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» направило в адрес собственников помещений дома №... (в том числе в адрес истцов) требование о сносе многоквартирного дома в срок 36 месяцев со дня получения требования.
Требования получены собственниками 8,9,14 и 15 апреля 2020 года.
28.12.2021 истец Андреева Е.В. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением, в котором просила принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под аварийным домом №... и жилых помещений в нем, и направить ей проект соглашения об изъятии недвижимости.
В ответе от 11.01.2022 на данное обращение администрация уведомила Андрееву Е.В. о том, реализация мероприятий по изъятию недвижимости в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации преждевременна.
Истцы с позицией администрации не согласны.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам статьи 32 ЖК РФ.
Спорный жилой дом №... в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение
При этом жилищное законодательство не предусматривает возможность возложения на государственный орган (орган местного самоуправления) обязанности по заключению таких соглашений с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Соглашения заключаются добровольно в рамках процедуры изъятия жилых помещений путем выкупа.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ, без соблюдения которой решение об изъятии жилого помещения принято быть не может. При этом, установление срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока по расселению граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае срок для сноса дома, установленный собственникам жилых помещений, не истек (с учетом даты получения требования собственниками данный срок истекает в апреле 2023 года).
Следовательно, возможность соблюдения ответчиком процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений не утрачена.
Оснований считать срок сноса дома не разумным у суда не имеется.
С учетом изложенного, разрешение вопроса о понуждении ответчика принять постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд до окончания срока, установленного для сноса аварийного дома, суд считает преждевременным.
Доводы истцов о невозможности проживания в доме в силу его аварийного состояния с учетом конкретных обстоятельств дела не являются безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований и понуждению ответчика к безотлагательному принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений.
Частью 3 статьи 95 ЖК РФ установлено, что гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 №376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Таким образом, в соответствии с положениями части 3.1 статьи 95, части 3.1 статьи 106 ЖК РФ истцы вправе обратиться к ответчику с требованием о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до завершения процедуры по изъятию земельного участка и выкупу жилых помещений в доме №....
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Андреевой Екатерине Васильевне, Андреевой Полине Алексеевне и Андрееву Валентину Алексеевичу в удовлетворении требований о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом №... и жилого помещения №7 в нем, направить проект соглашения об изъятии недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18.02.2022.
Председательствующий О.Л. Саенко