Дело № 2-245/2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 26 марта 2020 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Железновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
с участием помощника прокурора Любинского района Омской области Никульшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области к МБОУ «Большаковская СОШ» о возложении обязанности разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Большаковская СОШ» о возложении обязанности возложении обязанности разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, указав следующее.
В результате проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов установлено, что администрацией образовательного учреждения не выполняются требования Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Градостроительного кодекса, а именно информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях, в здании учреждения не установлена.
Просил суд возложить на администрацию учреждения обязанность разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями с установлением порядка организации и алгоритма оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с обеспечением условий для беспрепятственного доступа в здание образовательной организации.
В судебном заседании помощник прокурора Никульшина Е.В. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации МБОУ «Большаковская СОШ» Представитель №1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признала, просила снизить размер госпошлины в связи со сложным финансовым положением учреждения.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как следует из положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и их законы.
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На основании ст. 15 названного закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно данному Порядку руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе, следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие на входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечными шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении или других необходимых для получения услуги действий.
В судебном заседании установлено, что в МБОУ «Большаковская СОШ» информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях, в здании не установлена.
По данному факту прокуратурой района в адрес руководства учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства, вместе с тем фактических мер по устранению нарушений закона не принято.
Непринятие мер нарушают права и свободы детей-инвалидов, обучающихся в образовательном учреждении, поскольку учреждением не оборудован вход в МБОУ «Большаковская СОШ» специальными средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ для инвалидов и других маломобильных групп населения, как этого требуют положения вышеназванных законов.
Принимая во внимание, что администрацией МБОУ «Большаковская СОШ» выявленные нарушения до настоящего времени в полной мере не устранены, суд находит исковые требования прокурора Любинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика МБОУ «Большаковская СОШ» подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 рублей, однако с учетом сложного финансового положения учреждения, а также учитывая, что образовательное учреждение предпринимательской деятельностью не занимается, собственных денежных средств не имеет, суд считает возможным снизить размер госпошлины до 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большаковская СОШ»» <адрес> разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями с установлением порядка организации и алгоритма оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с обеспечением условий для беспрепятственного доступа в здание образовательной организации.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большаковская СОШ»» <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Железнова