Решение по делу № 2-1249/2024 от 06.06.2024

Дело № 2-1249/2024

УИД     52RS0045-01-2024-001232-24

        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2024 года г. Саров

Саровский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бадояна С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федяевой Е.Н., с участием представителя истцов адвоката Абакумова А.Б., представителя ответчика ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России Кузнецовой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области гражданское дело по иску Аркуновой С.В. , Кабановой В.Н. , Моисеевой М.Н. , Сальниковой М.В. , Котовой Д.С. , Максимовой Л.В. , Маюкова Я.Н. , Пугачева С.М., Харламовой О.В. , Антоновой М.Н. , Бодровой Т.Н. , Герасиной Н.М., Гулькиной Г.Д. , Извановой Н.И. , Конковой С.М. , Кудимовой Л.Г. , Луковкиной С.В. , Мироновой О.М. , Моськиной О.Г. , Репиной О.М. , Тяшкиной Е.Н. , Юсуповой М.И. к ФГБУЗ КБ 50 ФМБА России об установлении специальной социальной выплаты,

Установил:

Истцы Аркунова С.В., Кабанова В.Н., Моисеева М.Н., Сальникова М.В., Котова Д.С., Максимова Л.В., Маюков Я.Н., Пугачев С.М., Харламова О.В., Антонова М.И., Бодрова Т.Н., Герасина Н.М., Гулькина Г.Д., Изванова Н.И., Конкова С.М., Кудимова Л.Г., Луковкина С.В., Миронова О.М., Моськина О.Г., Репина О.М., Тяшкина Е.Н., Юсупова М.И. обратились в суд с иском к ФГБУЗ КБ 50 ФМБА России об установлении специальной социальной выплаты. В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что осуществляют трудовую деятельность в централизованном терапевтическом отделении ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России. Аркунова С.В. и Кабанова В.Н. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности врача-физиотерапевта. Моисеева М.Н. и Сальникова М.В. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности инструктора по лечебной физкультуре. Котова Д.С., Максимова Л.В., Маюков Я.Н., Пугачев С.М., Харламова О.В. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности медицинской сестры по массажу. Антонова М.И., Бодрова, Т.Н., Герасина Н.М., Гулькина Г.Д., Изванова Д.И., Конкова С.Н., Кудимова Л.Г., Луковкина С.В., Миронова О.М.., Моськина О.Г., Репина О.М., Тяшкина Е.Н., Юсупова М.И. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности медицинской сестры по физиотерапии.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» установлена специальная социальная выплата, в том числе для врачей и специалистов со средним медицинским образованием, работающих с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающих в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Указанная выплата производится Фондом пенсионного и социального страхования РФ по реестрам работников, составляемым медицинскими организациями.

Однако истцам данная специальная социальная выплата не производится ввиду того, что ответчиком не внесены сведения о них в реестр работников для специальной социальной выплаты, несмотря на то, что должности истцов включены п.п "б" и "е" пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568 в перечень должностей для её выплаты.

Ответчик отказал истцам во включении в реестр работников для получения специальной социальной выплаты и установлении выплаты, мотивируя тем, что центральное физиотерапевтическое не входит в структуру поликлиник медицинского учреждения. Данный отказ, по мнению истцов, является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Пунктом 2 Постановления № 2568 установлено, что с 1 января 2023 г. специальная социальная выплата осуществляется для ряда категорий медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, в том числе:

б) врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

е) специалистам со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" пункта 2 постановления № 2568, а также оказывающие первичную медико- санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации медицинским работникам, указанным в п. 2 Постановления № 2568 и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе: находящимся в отпуске по уходу за ребенком; работающим на условиях неполного рабочего времени; а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации (п. "а" ч. 4 Постановления № 2568).

Пунктом 3 Правила осуществления СФР РФ ССВ предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Согласно пункта 4 Правил осуществления СФР РФ ССВ, для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Истцы работают в ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России в должностях врачей и медсестер, что подтверждается трудовыми договорами, соглашениями к ним, записями в трудовых книжках.

ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования. Истцы в свою очередь оказывают первичную медико-санитарную помощь, что подтверждается отказом ответчика в назначении социальной выплаты, в котором факт оказания первичной медицинской помощи не оспаривается, а также лицензией ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России на разрешенные виды деятельности, согласно которой деятельность в сфере рентгенологии, осуществляемой по адресу ... (поликлиника ), ... (поликлиника ), ... (детская поликлиника) заявлена как первичная медико-санитарная помощь.

Согласно п. 4 разъяснений по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Истцы полагают, что их трудовая функция, должность и организация, в которой они осуществляют трудовую деятельность, подпадают под действие пунктов "б" и "е" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568.

При этом факт того, что истцы, по утверждению работодателя, не входят в структуру поликлиник учреждения, не имеет юридического значения, так как данные условия не указаны в нормативно-правовом акте, дающем право на социальную выплату, как обязательные или ограничивающие право. Данное право устанавливается без каких-либо дополнительных условий.

Согласно подпункту "б" и "е" пункта 3 указанного постановления выплата врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в медицинских организациях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, и работающим с ними специалистам составляет 29 000 рублей и 13 000 руб. соответственно.

Право на социальную выплату возникло у истцов с 1 января 2023 года, так как специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации медицинским работникам, указанным в п. 2 Постановления № 2568 и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, однако данная выплата установлена истцам только с 01.03.2024 года.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в целях своевременного исполнения решения суда истцы, полагают, что необходимо установить срок его исполнения для ответчика 10 дней с момента вступления в законную силу.

На основании изложенного, истцы просят суд обязать ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить Аркуновой С.В. и Кабановой В.Н. специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства от 31 декабря 2022 года № 2568, из расчета 29 000 рублей в месяц, исходя из суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, начиная с 01 января 2023 года.

Обязать ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить Моисеевой М.Н., Сальниковой М.В., Котовой Д.С., Максимовой Л.В., Маюкову Я.Н., Пугачеву С.М., Харламовой О.В., Антоновой М.И., Бодровой, Т.Н., Герасиной Н.М., Гулькиной Г.Д., Извановой Д.И., Конковой С.Н., Кудимовой Л.Г., Луковкиной С.В., Мироновой О.М.., Моськиной О.Г., Репиной О.М., Тяшкиной Е.Н., Юсуповой М.И. специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства от 31 декабря 2022 года № 2568, из расчета 13 000 рублей в месяц, исходя из суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, начиная с ****.

Включить данные об истцах в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 31 декабря 2022 г. № 2568, который направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области для осуществления выплат за период с **** до ****.

Определением от **** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФМБА России и ОСФР по Нижегородской области.

В судебное заседание истцы не явились, извещены о мете и времени слушания дела в установленном законом порядке, в адресованном суду заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя адвоката Абакумова А.Б.

Представитель истцов адвокат Абакумов А.Б., действующий по ордеру, в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России Кузнецова Л.М., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указывая, что центральное физиотерапевтические отделение является отдельным структурным подразделением ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА Росси и не входит в структуру поликлиник учреждения, а следовательно не относится к организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению. Требования истцов об установлении специальной социальной выплаты с **** из расчета 29 000 руб. врачам и 13 000 руб. в месяц среднему медицинскому персоналу считает незаконным, поскольку, согласно постановлению Правительства № 2568 в редакции, действующей с **** по **** размер выплат для медицинских работников указанных в пп."б" и "е", был установлен врачам в сумме 14 500 руб. и 6 500 руб. среднему медицинскому персоналу.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, относительно предмета спора Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Нижегородской области извещено о месте и времени слушания дела в установленном законом порядке, направило в суд письменный отзыв на иск, в котором указало, что ОСФР по Нижегородской области прав истцов не нарушало. Отметив, что ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России реестры для назначения специальной социальной выплаты на истцов в ОСФР по Нижегородской области не предоставляло. При этом медицинская организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, относительно предмета спора Федеральное медико-биологическое агентство извещено о месте и времени слушания дела, об уважительности причин неявки своего представителя не сообщило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло. Направило в суд письменных отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзц. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно п.2 ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно ч.3 ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам размещается в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". Размещение и получение указанной информации в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Судом установлено, что Аркунова С.В. и Кабанова В.Н. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности врача-физиотерапевта. Моисеева М.Н. и Сальникова М.В. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности инструктора по лечебной физкультуре. Котова Д.С., Максимова Л.В., Маюков Я.Н., Пугачев С.М., Харламова О.В. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности медицинской сестры по массажу. Антонова М.И., Бодрова, Т.Н., Герасина Н.М., Гулькина Г.Д., Изванова Д.И., Конкова С.Н., Кудимова Л.Г., Луковкина С.В., Миронова О.М.., Моськина О.Г., Репина О.М., Тяшкина Е.Н., Юсупова М.И. осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров в должности медицинской сестры по физиотерапии.

В соответствии с требованиями должностных инструкций врача-физиотерапевта, медицинской сестры по массажу, медицинской сестры по физиотерапии и инструктора по лечебной физкультуре централизованного физиотерапевтического отделения ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России, врач-физиотерапевт, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии и инструктор по лечебной физкультуре назначаются и освобождаются от должности приказом главного врача ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организации, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В п. 2. постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 с 1 января 2023 г. предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

В п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах "б" и "г" п. 2 настоящего постановления, - 18 500 руб.;

б) врачи, указанные в подпункте "б" п. 2 настоящего постановления, - 14 500 руб.;

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте "в" п. 2 настоящего постановления, - 11 500 руб.;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи - 11 500 руб.;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах "е" и "ж" п. 2 настоящего постановления - 8 000 руб.;

е) специалисты со средним медицинским образованием, указанные в подпунктах "е" и "ж" п. 2 настоящего постановления, - 6 500 руб.;

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи - 7 000 руб.;

з) медицинские работники, указанные в подпунктах "з" - "л" п. 2 настоящего постановления, - 4 500 руб.

В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568.

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно положениям ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Пунктом 4 ч. 3 ст. 32 указанного Федерального закона определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

В ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

По смыслу ст. 33 упомянутого Федерального закона, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.ч. 3 - 5).

В силу взаимосвязанных положений п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 32 и ч. 6 ст. 33 указанного федерального закона первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника и в условиях дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н (далее - Положение № 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1 - 27 к названному Положению.

Согласно п. 2 Приложения № 1 Положения № 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

Пунктом 7 Приложения № 1 Положения № 543н установлено, что структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения), в структуру которой она входит, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом, уровня и структуры заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.

Из п. 3.1 устава ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России следует, что целями деятельности учреждения являются медико-санитарное обеспечение работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе имеющих профессиональные заболевания, и населения отдельных территорий, оказание им медицинской помощи, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в соответствии с перечнем обслуживаемых Федеральным медико- биологическим агентством организаций и территорий, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также медико-санитарное и медико-биологическое обследование спортсменов сборных команд РФ и их ближайшего резерва.

В соответствии с п.3.2. устава ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России предметом деятельности Учреждения является оказание лечебно-профилактической помощи работника обслуживаемых организаций, пенсионерам и ветеранам отрасли в установленном порядке, населению обслуживаемых территорий условия работы и проживания в которых связаны с воздействием опасных для здоровья человека физических, химических и биологических факторов, требующих специальных научно-обоснованных лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение общей и профессиональной заболеваемости, заболеваемости вследствие возможного вредного воздействия факторов окружающей среды, а также заболеваемости с временной утратой трудоспособности, оказание медицинской помощи спортсменам сборных команд Российской Федерации и их ближайшему резерву, а также застрахованному населению в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение мероприятий по раннему выявлению возможного неблагоприятного воздействия на здоровье населения, проживающего в районах расположения промышленных предприятий ядерно- энергетического комплекса, предприятий спецхимии и других объектов с особо вредными условиями труда, разработке и внедрению программ по лечению, реабилитации и профилактике заболеваний химической и физической этиологии прикрепленного контингента.

Согласно абз.2 п.3.3.1. Устава ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России в перечень работ (услуг), выполняемых в том числе и при осуществлении первичной медико-санитарной помощи включаются лечебная физкультура, медицинский массаж и физиотерапия.

Согласно выписке из реестра лицензий ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), включая первичную медико-санитарную помощь и первичную доврачебную медико-санитарную помощь. При этом в выписке указано, что первичную медико-санитарную помощь и первичная доврачебную медико-санитарную помощь оказывается в том числе посредством лечебной физкультуры, медицинского массажа и физиотерапии, не только в здании как в здании поликлиник, так и в здании больницы.

Согласно сведениям, размещенным в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ФГБУЗ КБ 50 ФМБ России, централизованное физиотерапевтическое отделение (далее – физиотерапевтическое отделение) является структурным подразделением Диагностического центра ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России, обеспечивающее комплексную физиотерапевтическую помощь и восстановительное лечение больных различного профиля с использованием природных и искусственных лечебных физических факторов, массажа и лечебной физкультуры.

Диагностический центр, в который входит физиотерапевтическое отделение, является структурным подразделением больницы.

Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 (далее - Разъяснения).

Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н (п. 3 Разъяснений).

Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

- указанным в подп. "а", "д" и "з" п. 2 Постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подп. "б", "е" и "и" п. 2 Постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

указанным в подп. "б" и "е" п. 2 Постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

Специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 Постановления № 2568.

Специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

При определении размера специальной социальной выплаты работнику за календарный месяц рассчитывается соотношение количества рабочих часов, фактически отработанных работником за календарный месяц, и количества рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной исходя из установленной работнику в соответствии законодательством Российской Федерации продолжительности рабочей недели в порядке, определенном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». Выплата осуществляется в максимальном размере, если соотношение равно или более единицы. Если соотношение менее единицы, размер выплаты определяется пропорционально полученному значению.

ОСФР по Нижегородской области в отзыве указало, что ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России реестры для назначения специальной социальной выплаты на истцов в ОСФР по Нижегородской области не предоставляло.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что трудовая функция, должность и организация, к которой истцы принадлежат, подпадают под действие подпунктов "б" и "е" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568.

При этом факты того, что истцы, по утверждению работодателя, не входят в структуру поликлиник учреждения, оказывают не только первичную медико-санитарную помощь и не классифицированы в штатном расписании по видам оказываемой медицинской помощи не имеет юридического значения, так как данные условия не указаны в нормативно-правовом акте, дающем право на социальную выплату, как обязательные или ограничивающие право. Данное право устанавливается без каких-либо дополнительных условий.

Между тем, в нарушение требований действующего законодательства, специальная социальная выплата истцам не назначена, они не включены в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направляемый ФГБУЗ КБ № 50 ФМБА России для назначения выплаты в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части обязания установления социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства от 31 декабря 2022 года № 2568 из расчета 14500 рублей в месяц для истцов (врачей физиотерапевтов), и 6500 рублей в месяц для истцов (инструкторов по лечебной физкультуре, медицинских сестер по массажу и медицинских сестер по физиотерапии), а также обязании включить данные об истцах в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 31 декабря 2022 г. № 2568 со дня возникновения права на её назначение.

Вместе с тем, суд находит требования об обязании ответчика о направлении данных об истцах в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 31 декабря 2022 г. № 2568 в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области для осуществления выплат преждевременными, поскольку для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в целях своевременного исполнения решения суда, суд, соглашаясь с истцами, находит возможным установить срок его исполнения, однако вопреки доводам истцов находит возможным, установить срок его исполнения для ответчика в течение двадцати дней с момента вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Аркуновой С.В. , Кабановой В.Н. , Моисеевой М.Н. , Сальниковой М.В. , Котовой Д.С. , Максимовой Л.В. , Маюкова Я.Н. , Пугачева С.М., Харламовой О.В. , Антоновой М.Н. , Бодровой Т.Н. , Герасиной Н.М., Гулькиной Г.Д. , Извановой Н.И. , Конковой С.М. , Кудимовой Л.Г. , Луковкиной С.В. , Мироновой О.М. , Моськиной О.Г. , Репиной О.М. , Тяшкиной Е.Н. , Юсуповой М.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства» об установлении специальной социальной выплаты удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН , ИНН ) в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить Аркуновой С.В. (ИНН ), Кабановой В.Н. (ИНН ) специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства от **** , из расчета 14500 рублей в месяц, исходя из суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, начиная с ****.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН , ИНН ) в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить Моисеевой М.Н. (ИНН ), Сальниковой М.В. (ИНН ), Котовой Д.С. (ИНН ), Максимовой Л.В. (ИНН ), Маюкову Я.Н. (ИНН ), Пугачеву С.М. (ИНН ), Харламовой О.В. (ИНН ), Антоновой М.Н. (ИНН ), Бодровой Т.Н. (ИНН ), Герасиной Н.М. (ИНН ), Гулькиной Г.Д. (ИНН ), Извановой Н.И. (ИНН ), Конковой С.М. (ИНН ), Кудимовой Л.Г. (ИНН ), Луковкиной С.В. (ИНН ), Мироновой О.М. (ИНН ), Моськиной О.Г. (ИНН ), Репиной О.М. (ИНН ), Тяшкиной Е.Н. (ИНН ), Юсуповой М.И. (ИНН ) специальную социальную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства от **** , из расчета 6500 рублей в месяц, исходя из суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, начиная с ****.

В удовлетворении исковых требовании Аркуновой С.В. , Кабановой В.Н. , Моисеевой М.Н. , Сальниковой М.В. , Котовой Д.С. , Максимовой Л.В. , Маюкова Я.Н. , Пугачева С.М., Харламовой О.В. , Антоновой М.Н. , Бодровой Т.Н. , Герасиной Н.М., Гулькиной Г.Д. , Извановой Н.И. , Конковой С.М. , Кудимовой Л.Г. , Луковкиной С.В. , Мироновой О.М. , Моськиной О.Г. , Репиной О.М. , Тяшкиной Е.Н. , Юсуповой М.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства» об установлении специальной социальной выплаты в большем размере отказать.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН , ИНН ) включить данные об Аркуновой С.В. (ИНН ), Кабановой В.Н. (ИНН ), Моисеевой М.Н. (ИНН ), Сальниковой М.В. (ИНН ), Котовой Д.С. (ИНН ), Максимовой Л.В. (ИНН ), Маюкове Я.Н. (ИНН ), Пугачева С.М. (ИНН ), Харламовой О.В. (ИНН ), Антоновой М.Н. (ИНН ), Бодровой Т.Н. (ИНН ), Герасиной Н.М. (ИНН ), Гулькиной Г.Д. (ИНН ), Извановой Н.И. (ИНН ), Конковой С.М. (ИНН ), Кудимовой Л.Г. (ИНН ), Луковкиной С.В. (ИНН ), Мироновой О.М. (ИНН ), Моськиной О.Г. (ИНН ), Репиной О.М. (ИНН ), Тяшкиной Е.Н. (ИНН ), Юсуповой М.И. (ИНН ) в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства от **** со дня возникновения права на её назначение.

В удовлетворении исковых требований в части обязания Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 50 Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН , ИНН ) о направлении данных об истцах в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 31 декабря 2022 г. № 2568, в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области для осуществления выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2024 года.

Судья С.А. Бадоян

06.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2024Подготовка дела (собеседование)
27.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Дело оформлено
23.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее