Решение по делу № 33-230/2023 от 13.01.2023

    Судья –Медведев Д.В.                                                   Дело № 2-685/2022-33-230/2023

                                                                             УИД 53RS0003-01-2022-000940-62

     А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    08 февраля    2023 года                                                                       Великий Новгород

    Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

    председательствующего Бобряшовой Л.П.,

    судей Ребровой И.В. и Тарасовой Н.В.,

    при секретаре Лютовой В.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Х. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от      20 октября 2022 года по иску Х. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работ в специальный стаж и назначить страховую пенсию по старости,

                                            У с т а н о в и л а :

Х. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 01.05.2022 года в установленном законом порядке она обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, однако в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом пенсионным органом в льготный стаж не включены периоды работы: с 30.08.1991 по 31.10.1993 (2 года 02 месяца 01 день) в должности <...>; с 01.11.1993 по 30.10.1994 (1 год 00 месяцев 00 дней) в должности <...>; с 11.02.1996 по 17.06.1997 (1 год 04 месяца 07 дней) в должности <...>; с 18.06.1997 по 14.08.1997 (0 лет 01 месяц 27 дней) в должности <...>; с 01.11.1999 по 31.08.2000 (0 лет 10 месяцев 01 день) в должности <...>. Истица полагает необоснованным исключение этих периодов из специального стажа.

Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 20 октября 2022 года исковые требования Х. удовлетворены частично, признано незаконным решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Новгородской области от 16.05.2022 № <...> в части исключения из стажа педагогической деятельности Х. периода работы с 01.11.1999 по 31.08.2000 в качестве <...> с возложением на ответчика обязанности включить указанный период в стаж педагогической деятельности в организациях для детей, требуемый для назначения пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

    С решением суда в части отказа в удовлетворении иска не согласилась истица Х., в поданной апелляционной жалобе,    ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверную и необъективную оценку ее (истца) доводов, приводя в обоснование своей позиции те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

    В представленных ответчиком возражениях указывается на несостоятельность приведенных истцом доводов.

        Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, в суд не явились. Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно статье 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции от 27.06.2018 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Вступившим в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.

Так, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закона).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ.

    Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено и следует из материалов дела, что 01.05.2022 года Х. обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Новгородской области от 16.05.2022 года    № <...> Х. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.

По расчету пенсионного органа специальный стаж истца составил 21 год 03 месяца 20 дней.

При этом пенсионным органом в специальный стаж не включены следующие периоды работы:

- с 30.08.1991 по 31.10.1993 (2 года 02 месяца 01 день) в должности <...>;

- с 01.11.1993 по 30.10.1994 (1 год 00 месяцев 00 дней) в должности <...>;

- с 11.02.1996 по 17.06.1997 (1 год 04 месяца 07 дней) в должности <...>;

- с 18.06.1997 по 14.08.1997 (0 лет 01 месяц 27 дней) в должности <...>;

- с 01.11.1999 по 31.08.2000 (0 лет 10 месяцев 01 день) в должности <...>.

Х., обращаясь в суд, просила включить данные периоды в подсчет ее льготного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств осуществления истцом трудовой деятельности в определенных условиях, определяющих наличие права на досрочное назначение пенсии по старости.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

В силу подп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января    1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 настоящего постановления, применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от РФ от 16 июля 2014 года № 665 закрепило возможность применения Списков должностей и учреждений последовательно в определенные промежутки времени.

Из изложенного следует, что при оценке пенсионных прав за какой-либо конкретный период необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим во время выполнения работ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Х. о зачете в льготный стаж периодов ее работы в <...>, в <...>, в <...> и <...> с 01.11.1993 года по 30.10.1994 года, с 11.02.1996 года по 17.06.1997 года и с 18.06.1997 года по 14.08.1997 года, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в спорные периоды имела место в должностях, не предусмотренных соответствующими Списками.

Действительно, действующим с 01.01.2002 года Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в пункте 2 раздела «Наименование должностей» предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий); заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; преподаватель; тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель; тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре; педагог дополнительного образования.

Также, в ранее действовавшем в спорные периоды Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, наименования занимаемых истцом должностей – методист и педагог-организатор не имеется.

В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Поскольку в оспариваемые периоды истец работала в должностях, не предусмотренных ни нормами действующего пенсионного законодательства, ни ранее действовавшего в период выполнения работы законодательства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения указанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рассматривая требования Х. о включении в специальный педагогический стаж периода работы с 30.08.1991 года по 31.10.1993 года в <...> в должности <...>, именуемой с 23.02.1993 года педагог дополнительного образования, и отказывая в их удовлетворении, районный суд также исходил из отсутствия правовых оснований, с чем судебная коллегия соглашается.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, равно как и ранее действовавшими Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «руководитель кружка (клуба по интересам)».

Действовавший в оспариваемый период работы Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, также не предусматривал работу в должности руководителя кружка (клуба по интересам» во внешкольных детских учреждениях.

Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Абзацем 2 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа во внешкольных детских учреждениях.

В силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе работы во внешкольных детских учреждениях, предусмотрено п. 4 Положения от 17.12.1959 г. № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01.01.1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 (аналогичная правовая позиция в отношении службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотренной п. 1 Положения, изложена в Определении ВС РФ от 27.11.2017 г. № 43-КГ17-7).

Как следует из материалов дела, в период действия Положения от 17.12.1959 г. № 1397 (утратило силу с 01.10.1993 г.) у истца не имеется ни одного дня работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне № 1397. При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, нормы данного Положения о зачете в специальный стаж работы во внешкольных детских учреждениях применены быть не могут.

Оснований для вывода суда о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности в должности руководителя клуба «Зеркало» и руководителя танцевального кружка должности педагог дополнительного образования не имеется.

Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранена и прежняя должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».

В данном случае ошибка в наименовании должности истца отсутствует.

Следовательно, период работы в должности «педагог дополнительного образования» по соответствующему Списку мог быть включен в специальный стаж только с 01 ноября 1999 года.

Ссылка в апелляционной жалобе на Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», не может быть признана обоснованной, поскольку данное письмо не является нормативным актом, Министерство социального обеспечения РСФСР не является уполномоченным органом по определению учреждений и должностей, работа в которых предусматривала право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, правовых оснований для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы истца в Доме пионеров в должности руководителя клуба «Зеркало» и руководителя танцевального кружка у суда первой инстанции не имелось.

    Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия постановленное судом решение в обжалуемой части находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.

    При разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы, к которым пришел суд, в решении мотивированы с учетом установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств. При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.

    Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                         О п р е д е л и л а :

    Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 20 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Х. – без удовлетворения.

     Председательствующий:                       Л.П. Бобряшова

    Судьи:                                                      И.В. Реброва

                                                                      Н.В. Тарасова

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2023г.

33-230/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шохина Ирина Викторовна
Ответчики
ГУ - Отделение ПФР по Новгородской области
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Бобряшова Людмила Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
13.01.2023Передача дела судье
08.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Передано в экспедицию
08.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее