УИД: 34RS0004-01-2021-002653-82 №2а-1805/2021
Судья Озаева О.В. Дело №33а-9769/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Сергеева С.С., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведевского В.А. к администрации г. Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда об оспаривании решения
по апелляционной жалобе административного истца Медведевского В.А.
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28 июня 2021 года, которым Медведевскому В.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании не соответствующим закону и нарушающим его законные интересы распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 30.04.2021г. № <...>; обязании Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме нарушение прав заявителя, приняв решение по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность возмездно.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Медведевский В.А. обратился в суд с административным иском к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации г. Волгограда о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого по адресу <адрес>. 06.03.2021г. между ним и Департаментом муниципального имущества г. Волгограда заключен договор аренды № <...> земельного участка с кадастровым номером № <...> В марте 2021г. им подано заявление ответчику о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, который ему был предоставлен на праве аренды. Распоряжением Департамента муниципального имущества Волгограда № <...> от 30.04.20201г. ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка. Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что часть земельного участка и жилого дома находятся в границах территории общего пользования. Считает, что указанным распоряжением Департамент муниципального имущества Волгограда нарушает его права, свободы и законные интересы как собственника и арендатора объекта недвижимости, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Указал, что земельный участок изначально предоставлялся для индивидуального жилищного строительства на условиях аренды, проект планировки и проект межевания территории, где расположен земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось. Считает, что земельный участок заведомо не относится к территориям общего пользования, так как был отведен в установленном порядке под размещение жилого дома, следовательно, красные линии на земельном участке либо проведены без установленных градостроительными нормами оснований, либо определяют границы не существующих, а лишь планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования.
По указанным основаниям административный истец просит суд признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Медведевского В.А. распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 30.04.2021г. № <...>; обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме нарушение прав заявителя, приняв решение по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность возмездно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Медведевский В.А. ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения по мотиву неправильного применения норм материального права и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного иска.
На апелляционную жалобу административным ответчиком администрацией Волгограда поданы письменные возражения.
Выслушав представителя административного истца Медведевского В.А. – Иванову А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика администрации Волгограда Корневу Е.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован нормами статьи 39.17 Земельного кодекса РФ согласно части 5 которой, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Из материалов дела следует, что Медведевский В.А. является собственником жилого дома № <...> расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>
Указанный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером № <...>, предоставленном Медведевскому В.А. на праве аренды на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ года с Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда договора аренды.
12 апреля 2021 года Медведевский В.А. обратился в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № <...>- учетным 1-72-178, площадью 471 кв.м, за плату без проведения торгов.
Распоряжением Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 30 апреля 2021 № № <...> Медведевскому В.А. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для отказа послужило расположение части земельного участка с кадастровым номером № <...> и жилого дома с кадастровым номером № <...> в границах территории общего пользования, линейных объектов Волгограда.
Разрешая административный спор, суд, проанализировав представленные в материалы дела письменные доказательства исходил из того, что требуемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования. Кроме того, земельный участок находится в водоохраной зоне реки Волга от плотины Волжской ГЭС до границы с Астраханской областью на территории городского округа город- герой Волгоград, а также в прибрежной защитной полосе реки Волга от плотины Волжской ГЭС до границы с Астраханской областью на территории городского округа город-герой Волгоград. Поскольку пунктом 3 части 5 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на передачу земельных участков изъятых из оборота, суд признал законным оспариваемое административным истцом распоряжение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 30 апреля 2021 № <...>
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 названного кодекса). Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Кроме того, в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы Волгограда от 25.06.2009 № 1371 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 11 июня 2004г. № 777 «Об установлении красных линий в Волгограде», утверждении красных линий п. Гумрак Дзержинского района г. Волгограда, Перечня кварталов, сформированных красными линиями» утвержден перечень кварталов, сформированных красными линиями, в том числе, квартал 08_17_037, который охватывает спорный земельный участок.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02 ноября 2017 года объект недвижимости с кадастровым № <...> первоначально был поставлен на кадастровый учет в 2011 году, затем 10 октября 2017 года, тогда как красные линии установлены постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004г. № 777 «Об установлении красных линий в Волгограде».
Согласно сведениям отраженным в градостроительном заключении № <...> об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка с кадастровым номером № <...> от 20 апреля 2021 года, часть спорного земельного участка расположена на территории зоны парков, скверов, садов, бульваров набережных, пляжей (Р1). Кроме того, часть указанного земельного участка расположена в границах квартала 08_17_037 на территории линейных объектов.
На момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, корректировка красных линий не произведена, соответственно часть указанного земельного участка расположена в пределах территории общего пользования. Исходя из того, что пунктом пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на передачу в частную собственность земель общего пользования, орган местного самоуправления не вправе принять иное решение, кроме изложенного в оспариваемом распоряжении Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 30 апреля 2021 № <...>
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения заявленных Медведевским В.А. требований о признании незаконным распоряжения Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 30 апреля 2021 № <...>
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускают использование земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости не соответствующих установленному градостроительному регламенту, не свидетельствуют об наличии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку реализация прав административного истца как арендатора земельного участка оспариваемым распоряжением не ограничена. Применительно к рассматриваемой спорной ситуации градостроительное и земельное законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельного участка расположенного в границах территории общего пользования.
Иные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с принятыми органом местного самоуправления нормативным актами, которыми утверждены проекты планировки и межевания территории, в том числе, устанавливающими красные линии, что не относится к предмету спора и в силу части 1 статьи 178 КАС РФ не могут являться предметом оценки в рамках настоящего административного дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Медведевского В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:/подпись/
Судьи:/подпись/