... |
2а-166/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
9 февраля 2022 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Макаровой М.А.,
с участием административного истца Голуба А.А.,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица ... А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голуба А.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания о признании ненадлежащими условий содержания, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Голуб А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-31) о признании действий (бездействия) администрации исправительного учреждения, выразившихся в нарушении условий его содержания в период с 19 июня по 11 ноября 2020 года, с 1 июля по 25 октября 2021 года, с 2 ноября по 20 ноября 2021 года, с 29 декабря 2021 года по 13 января 2022 года, незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 300000 рублей.
Требования Голуба А.А. мотивированы отсутствием горячего водоснабжения в камерах для отбывания наказания в период с 19 июня по 11 ноября 2020 года, а также нарушениями, допущенными при установке столов и мест для сидения, приваренными к каркасу откидных коек, в то время как в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства должны наглухо крепиться к полу; недостаточной площадью прогулочных дворов, имевшими место в период с 19 июня по 11 ноября 2020 года, с 1 июля по 25 октября 2021 года, с 2 ноября по 20 ноября 2021 года, с 29 декабря 2021 года по дату подачи иска.
Отбывание истцом наказания при имеющихся нарушениях условий содержания, превышающих, по его мнению, допустимый уровень страданий, подлежит компенсации в соответствии со ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания, в качестве заинтересованного лица - ....
ФКУ ИК-31 на исковое заявление представлены возражения, в которых просили в удовлетворении требований Голуба А.А. отказать в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Голуб А.А., участвующий в рассмотрении дела посредством использования системы видеоконференц-связи, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ..., ФСИН России требования административного искового заявления не признала, указав, что условия содержания истца в исследуемый период были надлежащими, соответствующими нормам действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и ограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение прав и свобод осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
Государство должно гарантировать, что лицо содержится под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, и что метод и способы исполнения меры лишения свободы не подвергают лицо страданиям и тяготам такой степени, что они превышают неизбежную степень страданий, присущих содержанию под стражей.
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов. Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст.74, ч.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе водворение осужденных в ШИЗО, а также перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года.
Являясь мерой дисциплинарного взыскания, перевод в ЕПКТ/ШИЗО предполагает отбытие осужденными наказания в специально установленных для этого условиях, режим содержания в которых характеризуется повышенной степенью ограничений.
Из материалов дела следует, что приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2017 года Голуб А.А. признан виновным в совершении особо тяжкого преступления, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период с 19 июня по 11 ноября 2020 года, с 1 июля по 25 октября 2021 года, с 2 ноября по 20 ноября 2021 года, с 29 декабря 2021 года по настоящее время Голуб А.А., как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания, содержится в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Условия содержания осужденных к лишению свободы в единых помещениях камерного типа и одиночных камерах определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, главой 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 16.12.2016 №295 (далее - Правила), Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» (далее - Наставления), Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее – Приказ ФСИН России № 512), Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)», Приказом ФСИН России № 407 от 26.07.2007 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные изделия) для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России (далее – Приказ ФСИН России № 407), Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 №130/дсп (в период его действия).
Камеры ЕПКТ/ШИЗО в ФКУ ИК-31 оборудуются в соответствии с нормами обеспечения, утвержденными Приказом ФСИН России № 512 от 27.07.2006, а также Наставлениями, утвержденными Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279.
Так, согласно представленным ответчиком сведениям и фотографиям, камеры ЕПКТ/ШИЗО в соответствии с приложением № 2 раздела II Приказа ФСИН России № 512 оборудованы, в том числе откидными металлическими койками, столами для приема пищи, местами для сиденья.
В соответствии с пп. 10 п. 32 Наставления ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются прикрепленными скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом наглухо прикрепленными к полу.
Согласно материалам дела, камерные столы и места для сиденья в камерах ФКУ ИК-31 приварены к металлическому каркасу откидных кроватей, места для сиденья рассчитаны на каждого пребывающего в камере (4 шт. в ЕПКТ, 2 шт. в ШИЗО), размер сидений 410*400 мм, сиденье в соответствии с п.12 Приказа ФСИН № 407 служит, помимо основного предназначения, и опорой для откидных коек. Кроме того, пунктами 15.1-15.3 Приказа ФСИН России № 407 предусмотрен размер мест для сиденья 370*370 мм, т.е. имеющиеся в камерах ЕПКТ/ШИЗО сиденья по своему размеру превышают предусмотренный норматив, что исключает возможность вывода о неудобстве мест для сиденья.
Столы камерные (в ЕПКТ 2 шт., в ШИЗО-1 шт.), размером 440*620 мм, состоят из металлического каркаса и деревянной столешницы, крепятся от пола на расстоянии 850 мм; размер стола является достаточным для приема пищи и написания писем.
Тот факт, что столы и места для сидения приварены не к полу, а к корпусу откидных коек о нарушении прав истца не свидетельствует. Так, действие положений законодательства о прочном креплении расположенных в камерах столов и стульев, продиктованных необходимостью соблюдения требований безопасности, в ФКУ ИК-31 обеспечено.
Таким образом, Голуб А.А. обеспечен местами для сидения и приема пищи, отвечающими требованиям к их конструктивным особенностям.
В силу ч. 1 ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, водворенные в штрафной изолятор имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час; находящиеся в ЕПКТ – 1,5 часа.
Право осуждённых, отбывающих лишение свободы в ЕПКТ/ШИЗО, на прогулку регламентировано в статье 93 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей её проведение в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения.
Распорядок дня осужденных, содержащихся в ЕПКТ/ШИЗО, утвержденный приказами начальника ФКУ ИК-31 от 5 декабря 2019 года № 612 и № 115 от 26.02.2021 предусматривает ежедневные прогулки осужденных.
Факты предоставления прогулок и их продолжительность Голубом А.А. не оспаривались, в качестве основания для взыскания компенсации за ненадлежащие условия содержания истцом указывалось на недостаточность площади прогулочных дворов, что доставляло истцу дискомфорт.
Согласно справке начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК — 31, а также подтверждено фотоматериалом, при ЕПКТ функционирует 8 прогулочных дворов всесезонной эксплуатации. Наружные и внутренние стены прогулочных дворов учреждения выполнены из железобетонных плит и кирпича, что соответствует нормативным требованиям. Полы в прогулочных двориках выполнены из бетона с учетом эксплуатационных и климатических воздействий и специальных требований, толщиной не менее 100 мм. В прогулочных двориках предусмотрен открытый потолок из арматурной решетки и козырька для защиты от атмосферных осадков. В середине каждого прогулочного двора установлена скамейка.
Из материалов дела следует, что размер прогулочного двора ЕПКТ ФКУ ИК-31 составляет 12 кв.м, что отвечало действовавшим на дату ввода в эксплуатацию здания в ... году и дату проведения капитального ремонта здания в ... году специальным нормативам, в том числе и пункту 19 (таблица 14) Приказа Минюста РФ от 2 июня 2003 года №130/дсп «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исправительной системы Минюста РФ», предусматривавшего размер дворов не менее 12 кв.м.
С апреля 2018 года введен в действие «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 №1454/пр, в соответствии с п.14.4.4 которого размер прогулочных дворов в ЕПКТ по площади должен рассчитываться 6 кв.м на одного осужденного и составлять не менее 20 кв.м.
Согласно п.1.1 СП 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Из содержания Приказа №1454/пр, на который ссылается истец, не следует, что приведенные в нем нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до его издания.
Как следует из справки старшего оперуполномоченного ЕПКТ ФКУ ИК-31 от 27 января 2022 года, вывод осужденных на прогулку производится покамерно, каждая камера гуляет в отдельном прогулочном дворе. В связи с тем, что Голуб А.А. состоял на профучетах различных категорий, в период его содержания в ЕПКТ совместно с Голубом А.А. содержалось не более одного осужденного.
Административный истец в судебном заседании пояснял, и данное обстоятельство подтверждено сведениями ответчика, что в 2020 году он трижды помещался в ШИЗО - с 30 сентября по 3 октября, с 20 октября по 4 ноября, с 5 ноября по 10 ноября 2020 года, при этом камера ШИЗО рассчитана на 2 осужденных.
Учитывая, что на прогулку осужденные выводятся покамерно, максимальная наполняемость камер ЕПКТ/ШИЗО составляет 4 и 2 человека соответственно, принимая во внимание, что вместе с Голубом А.А. в период его нахождения в ФКУ ИК-31 в камере содержался только один осужденный, следовательно, норматив площади прогулочного двора на одного осужденного, составляющий 6 кв.м в ФКУ ИК-31 соблюден.
О наступлении каких-либо негативных для себя последствий ввиду недостаточности площади прогулочных дворов, составляющих менее 20 кв.м., истец не ссылался.
Материалы дела не содержат доказательств того, что организация исправительным учреждением прогулок в прогулочных дворах ФКУ ИК-31 препятствует полноценному пребыванию осужденных на свежем воздухе при том, что истцу в полной мере обеспечивались прогулки, как того требуют положения статей 93 и 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и распорядок дня осужденных в ЕПКТ ФКУ ИК-31.
Выявленные Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверки несоответствия в части общей площади прогулочных дворов, на что ссылался истец, не привели к нарушению прав истца, наступлению для него негативных и необратимых последствий, а, следовательно, не могут являться теми нарушениями условий содержания, которые влекут присуждение компенсации, поскольку не подтверждают крайнюю степень претерпевания истцом страданий и унижений, влекущую угрозу его жизни, здоровью и благополучию, свидетельствующую о бесчеловечном, унижающем достоинство содержании.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что нарушений предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания Голуба А.А. в указанной части в исправительном учреждении не допущено, соответственно, его исковые требования в этой части подлежат оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем, суд находит заслуживающим внимания довод Голуба А.А. о нарушении условий его содержания в ФКУ ИК-31 необеспечением горячим водоснабжением в камере, где он содержался порядка 4,5 месяцев в период с 19 июня по 11 ноября 2020 года.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч.5 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года устанавливает, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В силу части 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу положений статей 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр, (введен в действие с 21 апреля 2018 года), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Согласно п. 19.2.5, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
В соответствии с действовавшей ранее Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (п. 20.1).
Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Из материалов дела следует, что здание ЕПКТ введено в эксплуатацию в ... году, при этом в ЕПКТ подводка горячей воды не была предусмотрена. Осужденные, находящиеся в ЕПКТ два раза в неделю посещают баню, к которой подведена система горячего водоснабжения.
В период отбывания Голубом А.А. наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 с 19 июня по 11 ноября 2020 года горячая вода в камерах отсутствовала, что ответчиком не оспаривалось, указывалось на то, что горячее водоснабжение подведено в камеры лишь в мае 2021 года после проведения работ по обустройству здания ЕПКТ системой горячего водоснабжения, обязанность по производству которых возложена вступившим в законную силу решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 1 июля 2019 года.
Отсутствие горячего водоснабжения в камере, где отбывал наказание административный истец, в течение 4,5 месяцев, начиная с 19 июня по 11 ноября 2020 года, является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении и влечет для осуждённого определенный уровень страданий, подлежащий соответствующей компенсации в соответствии со ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания осужденного, суд принимает во внимание характер и продолжительность нарушения, которое не повлекло серьёзных последствий для истца, учитывает предоставленную истцу возможность помывки в бане дважды в неделю, частично компенсировавшую отсутствие горячей воды в камере, полагая отвечающим требованиям разумности и справедливости сумму 4 700 рублей, т.е. по 1000 рублей за каждый полный месяц пребывания в условиях отсутствия горячей воды в камере для отбывания наказания.
С учетом положений части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, компенсация за нарушение условий содержания Голуба А.А. подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Голуба А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, выразившееся в необеспечении Голуба А.А. горячим водоснабжением в камере для отбывания наказания в период с 19 июня по 11 ноября 2020 года.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Голуба А.А. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 700 рублей.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Административный иск Голуба А.А. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания в части недостаточности площади прогулочных дворов, нарушения конструкции столов и стульев за период с 19 июня по 11 ноября 2020 года, с 1 июля по 25 октября 2021 года, с 2 ноября по 20 ноября 2021 года, с 29 декабря 2021 года по 13 января 2022 года, присуждении компенсации за нарушение данных условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Н.Таскаева
...
...
...
...