Решение по делу № 8Г-2785/2024 [88-8049/2024] от 23.01.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

      Дело № 8Г-2785/2024 (№ 8Г-№ 2785/2024)

№ дела суда 1-й инстанции 2-2142/2023

УИД: 61RS0008-01-2023-002177-73

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар                                                            14 марта 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Гордеевой Ж.А.,

судей Лопаткиной Н.А., Капитанюк О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону об установлении обязанности принять меры, направленные на постановку на учет имущества в качестве бесхозяйного, проведении обустройства контейнерной площадки для сбора отходов производства и потребления,

по кассационной жалобе Администрации города Ростова-на-Дону в лице представителя по доверенности ФИО1,

на решение Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 октября 2023 года,

заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А.,

установила:

прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону. В обоснование иска указал, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка доводов обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области ФИО4 в интересах ФИО5 по вопросу ненадлежащего состояния детской игровой площадки, а также площадки для сбора отходов производства и потребления, расположенных вблизи многоквартирного <адрес> в <адрес>. По результатам проверки которой установлено, что структурные элементы детской игровой площадки, расположенной вблизи многоквартирного жилого дома по указанному адресу, находятся в ненадлежащем состоянии, при этом, собственник детской игровой площадки не установлен. Также в ходе осмотра прилегающей территории вблизи мест накопления, складирования ТКО (контейнерная площадка) по адресному ориентиру: <адрес>, выявлено складирование отходов на муниципальной территории, в том числе, за пределами контейнерной площадки. При этом установленные на указанной площадке контейнеры очищены. На контейнерной площадке отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района главе администрации Советского района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, которое рассмотрено, однако меры по устранению нарушений не приняты. В связи с изложенным прокурор просил суд обязать администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность, в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Ростов-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ , бесхозяйных объектов, а именно: детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес>; обязать администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку, расположенную вблизи многоквартирного <адрес>, в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.012021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, потам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Решением Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 июля 2023 года исковые требования прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку, расположенную вблизи многоквартирного <адрес>, в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, потам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрации города Ростова-на-Дону, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных актов нижестоящих судов ввиду того, что ответчик обязан установить благоустроенную контейнерную площадку для вывоза твердых бытовых отходов на территории принадлежащей собственникам помещений многоквартирного дома. Администрация полагает, что спорная площадки для сбора мусора является элементом благоустройства территории прилегающей к многоквартирному дому, по адресу: <адрес>, и зоной ответственности собственников помещений многоквартирного дома.

В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор в лице старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В. при даче заключения относительно доводов кассационной жалобы полагала не подлежащей ее удовлетворению, указывая, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и не подлежат отмене.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка доводов обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области ФИО4 в интересах ФИО5 по вопросу ненадлежащего состояния детской игровой площадки, а также площадки для сбора отходов производства и потребления, расположенных вблизи многоквартирного <адрес>.

При этом установлено, что контейнерная площадка по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, рядом с домом <данные изъяты>, организованная органом местного самоуправления, эксплуатируются с нарушениями требований действующего законодательства: на контейнерной площадке отсутствует ограждение с трех сторон обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, установлено складирование отходов на муниципальной территории, в том числе, за пределами контейнерной площадки. При этом установленные на указанной площадке контейнеры очищены, что подтверждается актом проверки от <данные изъяты>.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района главе администрации Советского района г. Ростова-на-Дону 28.01.2022г. вносилось представление, которое было рассмотрено, но меры по устранению нарушений не приняты.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктами 11, 24, 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее по тексту - Правила обустройства).

Согласно пунктам 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пункт 3 Правил обустройства предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пунктов 3, 8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 11, 24, 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», пунктов 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

Рассматривая дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда нижестоящей инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.

С учетом изложенного, нижестоящими судами верно определено, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет собственник земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, которым в данном случае, как правильно указал суд, является администрация Советского района г. Ростова-на-Дону.

Нормами действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию и содержанию мест накопления твердых отходов на не принадлежащих собственникам многоквартирных домов земельных участках, а также несения бремени их содержания.

Поскольку контейнерная площадка создана органом местного самоуправления и не отвечает предъявляемым к ней требованиям, то орган местного самоуправления обязан принять меры по ее надлежащему оборудованию.

Доводы кассационной жалобы администрации города Ростова-на-Дону о том, что контейнерная площадка для сбора мусора является элементом благоустройства многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, необоснованы, поскольку ответчиком не предоставлены доказательства вхождения территории, на которой она находится, к местам общего пользования многоквартирного дома.

Иные доводы кассационной жалобы, являлись предметом оценки и обоснованно отклонены, данные доводы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.

Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Ростов-на-Дону в лице представителя по доверенности ФИО1, – без удовлетворения.

Председательствующий

Ж.А. Гордеева

Судьи

Н.А.Лопаткина

О.В.Капитанюк

8Г-2785/2024 [88-8049/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчики
Администрация Советского района города Ростова-на-Дону
Другие
МКУ УЖКХ Советского района, г. Ростова-на-Дону
Администрация города Ростова-на-Дону
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
14.03.2024Судебное заседание
14.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее