Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2021 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тимофеевой Н.А.,
при секретаре Линник К.С.,
с участием истца Борисовой С.А.,
представителя истца Борисовой С.А. по доверенности Панова С.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонное) по доверенности Татариновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-498/2021 по иску Борисовой Светланы Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая Тульской области о (межрайонному) признании права на снижение пенсионного возраста,
у с т а н о в и л :
Борисова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонное) (далее – Управление ПФР в г. Узловая) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с 01.12.2020. В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На дату обращения возраст истца составлял 49 лет 08 месяцев. 11.12.2020 в назначении пенсии истцу было отказано. Считает отказ незаконным, поскольку ответчик необоснованно исключил проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 21.09.2012 по 01.12.2020 совпадающий с периодом работы истца в ООО «Сандуновские бани». Кроме того указала, что с 26.11.2012 по 01.12.2020 проживала на пос. Майский Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что составляет более 8 лет проживания в указанной зоне. В указанный период работала и продолжает работать в ООО «Сандуновские бани». Считает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 2 года 04 месяца и 3 года на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а всего на 5 лет 4 месяца.
Просит признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 01.12.2020, обязав Управление ПФР в г. Узловая назначить указанную пенсию с 01.12.2020, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 15 100 рублей, из которых 13000 рублей за оказание юридических услуг, 1800 рублей – за оформление нотариальной доверенности, 300 рублей – в возмещение расходов по уплате госпошлины.
От представителя ответчика Управления ПФР в г. Узловая поступили письменные возражения на исковые требования Борисовой С.А., в которых указал, что назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом №1244-1 зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст.13 Закона РФ №1244-1; от продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. в соответствии с номами статей 32-37 указанного Закона пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины, каждая из которых определяется независимо от другой. Снижение возраста выхода на пенсию на 2 года 4 месяца за работу в РКС (Магаданская область, стаж работы по сведениям ИЛС 7 лет 08 месяцев 23 дня) ответчиком не оспаривается. Согласно трудовой книжке и выписке из ИЛС застрахованного лица трудовая деятельность истца проходила за пределами зоны радиоактивного загрязнения, в частности в г. Москве – ООО «Сандуновские бани» в период с 21.09.2012 по 01.12.2020, который из подсчета исключен. Проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 8 лет 8 месяцев 6 дней. Право на пенсионное обеспечение с учетом норм ст.33,34 Закона № 1244-1 истец приобретет в возрасте 50 лет 8 месяцев. Борисова С.А. обратилась за назначением пенсии в возрасте 49 лет 08 месяцев, что не является законным и обоснованным. На основании изложенного, просит в иске отказать. В части требований истца о взыскании судебных расходов полагает, что сумма расходов на оплату юридических услуг несоразмерна их фактическому объему, поэтому просит снизить указанные расходы до 8600 рублей.
Истец Борисова С.А. и ее представитель по доверенности Панов С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, просили удовлетворить.
Представитель Управления ПФР в г. Узловая по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении. Поддержала ранее поданные возражения.
Выслушав стороны, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.
В соответствии с абз.2 указанной выше ст.28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу ст.10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст.34 выше указанного Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория города Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, территория пос. Майский Узловского района к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с 1 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года территория города Узловой Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, Статус пос. Майский Узловского района Тульской области не изменился, к этой же зоне он относятся и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ от 08 октября 2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как видно из материалов дела и установлено судом, 01.12.2020 Борисова С.А. 31.03.1971 года рождения обратилась в Управление ПФР в г. Узловая с письменным заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста по Закону РФ от 15.05.1991 №12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждено копией заявления.
Решением начальника Управления ПФР в г. Узловая от 11.12.2020 № 440 истцу отказано в назначении пенсии по старости по причине недостаточности возраста, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости. Из времени проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения исключен, в том числе, период с 21.09.2012 по 01.12.2020. Период работы, принятый к зачету в специальный стаж за работу в РКС, составляет 7 лет 8 месяцев 23 дня, что дает снижение возраста выхода на пенсию 2 года и 4 месяца.
Не согласившись с отказом пенсионного органа, Борисова С.А. обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что пенсия по старости должна быть назначена ей со снижением пенсионного возраста на 5 лет 4 месяца.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частью 2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В подтверждение своих доводов истцом представлены доказательства о месте и режиме работы в спорные периоды: копия трудовой книжки; справка, предоставленная ООО «УК Профсервис» от 28.12.2020, согласно которой Свиридова С.А. (после заключения брака – Борисова С.А.) с 12.09.1973 по 11.09.1978, с 25.08.1988 по 30.08.1988, с 22.12.1988 по 01.10.1990 зарегистрирована в зоне с правом на отселение по адресу: <адрес>.
Борисова С.А. с 18.01.1996 по 24.06.1999, а с 24.06.1999 по настоящее время зарегистрирована на пос. Майский Узловского района Тульской области, то есть на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, в соответствии с регистрацией по месту жительства истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 1 год 09 месяцев 16 дней проживания в зоне с правом на отселение и более 12 лет проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, допрошенная по ходатайству истца свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что с 2013 года живет с истцом в одном доме. Борисова С.А. живет вместе с мужем, между ними хорошие отношения. Свидетель постоянно видит истца, утверждает, что именно в пос. Майский Узловского района истец возвращается после работы в г. Москва, где работает по 3-4 дня с выходными по 1-2 дня. Борисова С.А. по приезду домой постоянно помогает свидетелю: ходит в магазин и в аптеку.
Свидетель Елисеева Н.В. в судебном заседании показала, что с Борисовой С.А. знакома около 7 лет. На протяжении этого времени она, как и истец, проживает в пос. Майский Узловского района, через два дома от дома истца. И она, и истец работают в г. Москва в ООО «Сандуновские бани» в разных сменах, график 2/2 дня. Руководство разрешает им ночевать между первым и вторым днем работы. Отработав второй день, все разъезжаются по домам. То есть именно в пос. Майский Узловского района истец возвращается после отработанной в г. Москве смены.
Суд придает доказательственное значение показаниям указанных свидетелей, поскольку они логичны, непротиворечивы, согласуются с пояснениями истца, доказательств заинтересованности указанных свидетелей в исходе дела суду не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды нашел свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При этом доводы истца о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом, наличие регистрации по месту жительства в населенном пункте, отнесенном к территории радиоактивного загрязнения, подтверждающиеся письменными материалами дела и показаниями допрошенных судом свидетелей, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
В соответствии с п. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В периоды с 18.01.1996 по 11.01.1998, с 15.01.1998 по 03.11.1998, с 01.11.2005 по 31.12.2006, с 25.04.2007 по 20.01.2011, с 12.12.2011 по 31.03.2021, с 21.09.2012 по 01.12.2020 истец работала на территории зон, которые к зоне радиоактивного загрязнения не относятся, что подтверждается копией трудовой книжки истца, справкой ООО «Сандуновские бани», в связи с чем указанные периоды были исключены ответчиком из времени проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения.
Однако для назначения истцу спорной пенсии будет включения в период проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения периода с 21.09.2012 по 01.12.2020.
Кроме того, согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из содержания п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что выезд в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием.
В связи с изложенным, проживание Борисовой С.А. в течение нескольких дней в неделю не по месту постоянной регистрации, а в ином населенном пункте, где она работала, не свидетельствует о перемене ей места жительства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом у Борисовой С.А. (с 24.06.1999 по настоящее время, то есть в общей сложности более 20 лет) дает право снизить ей возраст выхода на пенсию на 3 года, а с учетом периода работы в РКС – на 5 лет 4 месяца.
На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Учитывая, что с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста Борисова С.А. обратилась 01.12.2020, ранее данной даты обращений с подобным заявлением зарегистрировано не было, доказательств обратного не представлено, 55 лет истцу Борисовой С.А. исполнилось бы 31.03.2026, суд полагает необходимым признать за истцом право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании ст.34 Закона РФ №1244-от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить указанную пенсию с 01.12.2020.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
К судебным издержкам, согласно ст. 94 ГПК РФ, отнесены, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, а также другие, признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела суд относит подтвержденные квитанциями расходы Борисовой С.А по оплате госпошлины в размере 300 руб. и расходы на оплату юридических услуг в размере 13000 руб., что подтверждается копией соответствующего договора от 14.01.2021, квитанцией к приходному кассовому ордеру без номера от 14.01.2021.
Расходы по оформлению доверенности в сумме 1800 рублей суд не может отнести к издержкам, связанным с рассмотрением настоящего гражданского дела, поскольку Борисова С.А. доверенностью от 14.01.20212, удостоверенной нотариусом Узловского нотариального округа Тульской области Сидоровой Е.А., уполномочила двух лиц на представление её интересов в различных учреждениях и организациях, в том числе по решению вопросов, не связанных с реализацией ею пенсионных прав. Кроме того, подлинник доверенности суду не представлен.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с изложенным, учитывая положения ст. ст. 98,103 ГПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины истцу с ответчика – государственного учреждения, возмещению не подлежат.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Таким образом, гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения расходов на возмещение судебных расходов вообще и на оплату услуг представителя в частности является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Иное означало бы нарушение принципа равенства, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ и статье 6 ГПК РФ.
Согласно ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
В связи с изложенным, с учетом требований разумности, а также с учетом сложности дела и количества судебных заседаний, в которых участвовал представитель истца по доверенности Панов С.В., продолжительности его участия в деле и объема оказанных им юридических услуг, значимости и объема получившего защиту нарушенного права, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца в возмещение понесенных судебных расходов по оплате услуг представителя, составление иска, представительство в суде, надлежит взыскать 8 600 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Борисовой Светланы Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая Тульской области о (межрайонному) о признании права на снижение пенсионного возраста – удовлетворить.
Признать за Борисовой Светланой Анатольевной право на назначение ей пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонное) назначить указанную пенсию с 1 декабря 2020 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонного) в пользу Борисовой Светланы Анатольевны в возмещение понесенных судебных расходов денежную сумму в размере 8600 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 мая 2021 года.
Председательствующий Н.А. Тимофеева