Дело № 2а-150/2024
77RS0035-02-2024-002777-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2024 года адрес
Троицкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Ежовой Е.А.,
при помощнике фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-150/2024 по исковому заявлению Мамонова Ильи Алексеевича к призывной комиссии района адрес, Военному комиссариату Новомосковского и адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Мамонов И.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии района адрес, Военному комиссариату Новомосковского и адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет, мотивируя свои требования тем, что Мамонов И.А., состоит на воинском учете в военном комиссариате Новомосковского и адрес. Заочным решением призывной комиссии адрес от 07.06.2023 года Мамонов И.А. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Мамонов И.А. считает, заочное решение призывной комиссии адрес от 07.06.2023 года незаконным, нарушающим его права и законные интересы и подлежащей отмене. В период с 01.09.2022 года по 31.08.2023 года Мамонову И.А. был предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам. 30 июня 2022 года Мамонову И.А. исполнилось 27 лет, в связи с этим он перестал подлежать призыву на венную службу. Таким образом, направление повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является установленной законом обязанностью военного комиссариата. С 2012 года Мамонов И.А. состоит на воинском учете в военной комиссариате ТиНАО адрес. В период с 2012 года по 2016 год обучался в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» по очной форме обучения. В период с 2018 года по 31.08.2023 года обучался в аспирантуре в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Физический институт имени фио Российской академии наук по очной форме обучения. На заседание призывной комиссии 07.06.2023 года фио не приглашали. В связи с этим решение выдать справку взамен военного билета нарушает право фио на трудоустройство.
Административный истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя, который заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ранее представил возражения на иск, согласно которым призывной комиссией ГО Троицк протокол № 19-4/63 от 07 июня 2023 года было вынесено заключение: «признать Мамонова Илью Алексеевича, 1995 г.р., не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас согласно п. 1.1 ст. 28, абз.7 п.1 ст. 52 ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе». При вынесении заключения призывная комиссия ГО Троицк адрес руководствовалась действующим законодательством, а также учитывала отношение фио к военной службе. С указанным заключением Мамонов И.А. не согласен, считает его незаконным. Как установлено по материалам личного дела призывника, Мамонов И.А.., паспортные данные, состоит на воинском учете в Военном комиссариате объединенного Новомосковского и адрес с 01.02.2012 года. В материалах личного дела призывника имеются справки Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (№5127 от 01.09.2012 года, №4693 от 31.10.2013 года, №1620 от 01.09.2014 года, №1413 от 01.09.2015 года, №569 от 01.09.2017 года, №11220-9311-1382 от 16.11.2018 года). Согласно вышеуказанным справкам Мамонов И.А. имел законные основания для предоставления отсрочки в связи с обучением в образовательной организации в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в период с 2012 года по 2016 год (обучение по программам бакалавриата); в период с 2016 года по 2018 года (обучение по программам магистратуры). Согласно имеющейся в материалах личного дела призывника справке №11220-9311-1382 от 16.11.2018 года Мамонов И.А., 1995 г.р. поступил и обучался на 1 курсе аспирантуры по очной форме обучения, срок окончания обучения в образовательном учреждении по программам послевузовского образования и защиты квалификационной работы в 2022 года. Однако в период с 2019 года и до достижения административным истцом возраста 27 лет (30.06.2022 г.) в военный комиссариат не поступили сведения, являющееся основанием для предоставления отсрочки от прохождения военной службы, об обучении фио в образовательной организации. Вместе с тем в материалах личного дела призывника диплом о завершении обучения и решение диссертационного совета о назначении даты защиты квалификационной работы также отсутствуют. Вручить повестку о явке в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета не представилось возможным. Таким образом в материалах личного дела призывника отсутствуют документы, подтверждающие наличие законных оснований, предусмотренных ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. С учетом изложенного, заключение призывной комиссии ГО Троицк от 07.06.2023 г. (протокол №19-4/63) признать Мамонов И.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас согласно п. 1.1 ст. 28, абз.7 п.1 ст. 52 ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе» не нарушает права административного истца. Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства рассматриваются административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пп. «а» п.1 ст.22 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.10 указанного Закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате.
Согласно п.2 ст.8 Закона воинский учет призывников осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
В соответствии с абз.5 п.1 ст.10 Закона и пп. «г» п.50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации от дата № 719 «Об утверждении положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
При этом абз.6 п.1 ст.10 Закона и пп. «д» п.50 раздела IX вышеупомянутого Положения предусматривают, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, что административный истец не исполнил указанные нормативные предписания, не сообщил об изменении места жительства, места работы и не явился в военный комиссариат, суду не представлено.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу и Положением о воинском учете.
Согласно подпункту «б» п.2 ст.24 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
Подпунктом «в» п.1 ст. 25 того же Закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с дата по дата и с дата по дата на основании указов Президента Российской Федерации за исключением граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, которые призываются на военную службу с дата по дата.
В период с 2012 года по 2016 год обучался в Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» по очной форме обучения.
В период с 2018 года по 31.08.2023 года обучался в аспирантуре в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Физический институт имени фио Российской академии наук по очной форме обучения.
В период с 01.09.2022 года по 31.08.2023 года Мамонову И.А. был предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам.
30 июня 2022 года Мамонову И.А. исполнилось 27 лет, в связи с этим он перестал подлежать призыву на венную службу.
Из материалов дела усматривается, что по окончании обучения в аспирантуре и до достижения Мамоновым И.А. возраста 27 лет мероприятия по организации его призыва на военную службу не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно п.1.1 ст.28 указанного выше Федерального закона от дата № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по уважительным причинам либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Приведенные законоположения, предусматривающие вынесение заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с дата (ст.6 Федерального закона от дата № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву»).
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 663, заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В то же время согласно п.11 ч.1 ст.16 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Таким образом, выдача гражданину справки взамен военного билета свидетельствует о том, что ему на определенный период запрещено проходить государственную гражданскую службу, фактически к гражданину применяются ограничения в правах.
Таким образом, решение призывной комиссии призывной комиссии городского адрес 07.06.2023 года допускает возможность нарушения прав, свобод и законных интересов фио, а также создает препятствия к их осуществлению.
Ссылка административного ответчика в возражениях на иск на то, что Мамонов И.А. не исполнил обязанности по воинскому учету, и не представлялось проводить мероприятия с целью вручения повестки для прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу, не может быть принята во внимание судом, так как доказательств, свидетельствующих о том, что в юридически значимый период военным комиссариатом осуществлялись мероприятия по организации призыва фио на военную службу суду представлено не было, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата административному истцу не направлялись и он их не получал, а обязанность самостоятельно явиться в военкомат у него отсутствовала. Из материалов дела усматривается, что в личном деле призывника фио за указанный период отсутствуют обращения и повестки военкомата.
Согласно ст. 1 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу ст. 26 вышеуказанного Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно Указу Президента РФ от дата № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, их управление осуществляется военным комиссаром, в их структуру входят, в том числе отделы по муниципальным образованиям. Одной из задач военных комиссариатов является оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной или альтернативной гражданской службы.
Таким образом, из положений ст.26 Закона следует, что обязанность по организации призыва граждан на военную службу входит в компетенцию военного комиссариата и призывной комиссии.
В соответствии с п.1 ст.28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение призывной комиссией требований законодательства по извещению фио о призыве, необходимости и обязательности его явки на прохождение медицинского освидетельствования, а также уклонение призывника от явки в военный комиссариат.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Мамонов И.А. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, так как мероприятия, связанные с его призывом административным ответчиком не проводились. Оснований полагать, что Мамонов И.А. в данном случае действовал недобросовестно и уклонялся от призыва, у суда не имеется.
Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям ч.2 ст.62 и ч.11 ст.226 КАС РФ не представлено.
Все неустранимые сомнения в доказанности факта уклонения призывника от призыва на военную службу, при отсутствии на то законных оснований, толкуются в пользу призывника.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск Мамонов И.А. в части оспаривания решения призывной комиссии подлежит удовлетворению, поскольку оснований для принятия указанного решения не имелось.
Признавая оспариваемое решение призывной комиссии незаконным, суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность изменить основания для зачисления фио в запас на абз.6 п.1 ст.52 Закона (как не подлежавшего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет) и выдать ему военный билет с соответствующей записью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мамонова Ильи Алексеевича к призывной комиссии района адрес, Военному комиссариату Новомосковского и адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет - удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии г.адрес адрес от 07.06.2023 года №19-4/63 о признании Мамонова Ильи Алексеевича, паспортные данные, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отменить решение.
Обязать Военный комиссариат по Новомосковскому и адрес выдать Мамонову Илье Алексеевичу военный билет в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Троицкий районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ежова Е.А.
Мотивированное решение
Изготовлено 12 августа 2024 года