Решение по делу № 2а-317/2021 от 31.08.2021

Дело № 2а-317/2021 года                

                                                                                          

Р Е Ш Е Н И Е

                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2021 года                         г. Севск

    Севский районный суд Брянской области

в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.

при ведении протокола судебного заседания помощника судьи Покровской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Троебортновской сельской администрации Севского района о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой Севского района в 2021 году проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего организацию похоронного дела и оказание услуг по погребению умерших на территории Троебортновского сельского поселения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое    благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения санитарных правил (абз. 3 п. 1 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч.2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные.

В силу п.1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными требованиями и правилами содержания мест погребения, установленными органами местного самоуправления.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п.4).

Статьями 1 и 11 от 30.03.1999    № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что его действие направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, состоянии здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

           Согласно п.1 ст.22 указанного закона №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы, по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 17 Закона № 8-ФЗ).

Согласно ч.2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом Брянской области от 05.12.2014 № 80-3 «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684- 21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила).

Из анализа данных норм следует, что место для сбора ТКО должно быть оборудовано контейнером, имеющим соответствующее ограждение и расположенном на твердом (асфальтовое, бетонное) покрытии.

Проведенной проверкой установлено, что на территории общественных кладбищ, расположенных на территории Троебортновскогосельского поселения Севского муниципального района <адрес>, отсутствуют оборудованные места для сбора ТКО.

Вышеназванное свидетельствует о том, что администрацией Троебортновского сельского поселения не должным образом осуществляется

работа по надлежащему содержанию, благоустройству и санитарной очистке кладбищ, требования федерального законодательства должным образом не исполняются или исполняются не в полном объеме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Троебортновская сельская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии со ст. 35 Устава муниципального образования «Троебортновское сельское поселение Севского муниципального района Брянской области» наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.

По результатам проверки прокуратурой района главе Троебортновского сельского поселения 03.06.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Просит признать бездействие Троебортновской сельской администрации в части непринятия мер по оборудованию территории кладбищ, расположенных на территории Троебортновского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, незаконным.

Обязать Троебортновскую сельскую администрацию до 31.08.2022 оборудовать кладбища, расположенные на территории Троебортновского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, с подъездами к ним, огородить площадки для мусоросборников и обеспечить их твердым покрытием.

В судебном заседании помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика глава Троебортновской сельской администрации Борисочкина Т.С. в судебном заседании пояснила, что с выявленными нарушениями согласна, уже составлен бюджет и будут выделены деньги на устранение указанных нарушений.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, огласив их, пришел к следующему:

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Санитарно-эпидемиологическое    благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения санитарных правил (абз. 3 п. 1 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ).

В силу п. 1 Санитарных правил, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 65 Санитарных правил на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В материалах дела имеется представление прокурора Севского района от 03.06.2021г. об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами, вынесенное в адрес главы муниципального образования «Троебортновскоесельское поселение Севского муниципального района Брянской области» (л.д.22-24).

    Из ответа главы «Троебортновскойсельской администрации от ДАТА. и, следует, что на территории Троебортновского сельского поселения расположено 7 общественных кладбищ: <адрес>. На кладбищах <адрес> оборудование контейнерных площадок считают нецелесообразным, так как в данных населенных пунктах фактически никто не проживает. В бюджете Троебортновского сельского поселения на 2022 год будут заложены денежные средства на благоустройство и оборудование контейнерных площадок на общественных кладбищах в населенных пунктах <адрес> (л.д.25).

Также в материалах дела имеется объяснение от 03.06.2021г. полученное помощником прокурора Севского района от главы МО «Троебортновскоесельское поселение Севского муниципального района» Борисочкиной Т.С., из которого следует, что с выявленными нарушениями согласен. По мере возможности в бюджете поселения будут заложены средства на устранение указанных нарушений (л.д.39).

Согласно рапорту помощника прокурора Севского района Брянской области от 27.08.2021г., 27.08.2021г. проведена проверка устранения выявленных ранее нарушений законодательства, регулирующего организацию похоронного дела и оказание услуг по погребению умерших, законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Троебортновского сельского поселения. Проведенной проверкой установлено, что на территории общественных кладбищ, расположенных на территории Троебортновского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, отсутствуют оборудованные места для сбора ТКО. По результатам проверки прокуратурой района главе Троебортновского сельского поселения 03.06.2021г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены (л.д.27-30).

В материалах дела имеются: Свидетельство о государственной регистрации права от07.04.2015г., на основании Постановления администрации Севского муниципального района Брянской области от 24.03.2015 № 247. Субъект права: Троебортновская сельская администрация. Вид права: Постоянное (бессрочное) пользование. Кадастровый . Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.04.2015г. сделана запись регистрации (л.д.33); Свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2015г., на основании Постановления администрации Севского муниципального района Брянской области от 13.03.2015 № 213. Субъект права: Троебортновская сельская администрация. Вид права: Постоянное (бессрочное) пользование. Кадастровый . Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.03.2015г. сделана запись регистрации (л.д.34); Свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2015г., на основании Постановления администрации Севского муниципального района Брянской области от 13.03.2015 № 213. Субъект права: Троебортновская сельская администрация. Вид права: Постоянное (бессрочное) пользование. Кадастровый . Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>, ул. МОПРа. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.03.2015г. сделана запись регистрации (л.д.35); Свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2015г., на основании Постановления администрации Севского муниципального района Брянской области от 13.03.2015 № 213. Субъект права: Троебортновская сельская администрация. Вид права: Постоянное (бессрочное) пользование. Кадастровый . Объект права: Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадь <...>, <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.03.2015г. сделана запись регистрации (л.д.38).

Согласно п.1 ст. 33 Устава Троебортновского сельского поселения, Троебортновскаясельская администрация – исполнительно – распорядительный орган сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области (л.д.14-19).

          Решением главы Троебортновского сельского поселения от 30.06.2020г. № 38 О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Троебортновского сельское поселение» (в новой редакции), постановлено: принять изменения в Устав МО «Троебортновского сельского поселения» в новой редакции (л.д.20).

        В материалах дела имеется приложение к решению Троебортновского сельского Совета народных депутатов от 30.06.2020г. № 38, согласно п. 9, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.21).

         Учитывая, что административным ответчиком Троебортновской сельской администрацией нарушения в виде отсутствия оборудованных мест для сбора ТКО на территории общественных кладбищ, расположенных на территории Троебортновского сельского поселения Севского муниципального района <адрес> до настоящего времени не устранены, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

        Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л :

         Административное исковое заявление прокурораСевского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

    Признать бездействие Троебортновской сельской администрации в части непринятия мер по оборудованию территории кладбищ, расположенных на территории Троебортновского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, незаконным.

        Обязать Троебортновскую сельскую администрацию до 31.08.2022 оборудовать кладбища, расположенные на территории Троебортновского сельского поселения Севского муниципального района <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, с подъездами к ним, огородить площадки для мусоросборников и обеспечить их твердым покрытием.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                                           Председательствующий: (подпись)

    Копия верна

    судья Севского

    районного суда                                                                  В.И. Рухмаков

    Помощник судьи                                                               Покровская Е.В.

2а-317/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Севского района Брянской области
Ответчики
Троебортновская сельская администрация
Суд
Севский районный суд Брянской области
Судья
Рухмаков Виктор Иванович
Дело на сайте суда
sevsky.brj.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация административного искового заявления
31.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Подготовка дела (собеседование)
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021Дело оформлено
10.12.2021Дело передано в архив
15.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее