Дело №2-5508/2023
УИД - 27RS0001-01-2023-005674-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Астаховой Я.О.,
при секретаре судебного заседания Дугаровой Е.А.,
с участием представителей истца Орлова А.Н.- Олейникова Е.А., Орлова А.А. (третье лицо),
представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края –Сахаровской Т.А.,
представителя ответчика Правительства Хабаровского края - Шостак И.М., представителя ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края - Гладкова Е.С.,
представителя ответчика Министерства социальной защиты Хабаровского края - Марининой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Александра Николаевича к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Орлов А.Н. обратился в суд к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения, в обоснование заявленных требований, указал, что истец является собственником жилого помещения <адрес>, расположенной в <адрес> по пер. Ладожскому в <адрес>. Жилой <адрес> по пер. Ладожскому в <адрес> был включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно Постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "<адрес>", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури». Истцом в установленном законом порядке в 2013 году в администрацию <адрес> было подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения. Указанное заявление было удовлетворено, и истец был включен в список граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения общей площадью 33 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ заключением городской межведомственной комиссии № жилой <адрес>, расположенный по пер. Ладожскому в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени, истцу жилое помещение так и не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства Хабаровского края направило истцу уведомление, согласно которого предлагает истцу обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения и дальнейшего заключения мирового соглашения о предоставлении социальной выплаты в целях самостоятельного приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком повторно истцу было направлено вышеуказанное уведомление.
На основании изложенного просит обязать Министерство строительства Хабаровского края, ИНН №. ОГРН № предоставить Орлову Александру Николаевичу. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа «<адрес>», общей площадью не менее 33 кв. м.
Определением суда в качестве соответчиков привлечены: Правительство Хабаровского края, МЖКХ Хабаровского края, Министерство имущества Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения, в качестве третьих лиц, привлечены: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РА по Хабаровскому краю, КГКУ «Краевой имущественный комплекс».
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены – Орлов А.А., Министерство финансов Хабаровского края.
В судебное заседание истец Орлов А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, обеспечил явку в суд своих представителей.
Представитель КГКУ «Краевой имущественный комплекс» не явился, в отзыве на исковое заявление указал, что КГКУ «Краевой имущественный комплекс» не является органом исполнительной власти, не осуществляет предоставление мер социальной поддержки в данной сфере правоотношений, в полномочия не входит принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении меры поддержки.
Представитель Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, не явился, требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал, что в настоящее время на территории края отсутствует утвержденный нормативным правовым актом Правительства края порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшим от ЧС, в связи с чем у министерства отсутствуют полномочия по предоставлению истцу жилого помещения в собственность.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации не явился, требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал, что согласно правилам предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, <адрес> и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, обязательным условием возникновения права на получение меры социальной поддержки является признание уполномоченным органом занимаемого этими гражданами жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу именно в результате чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, режим чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> был отменен, финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 года финансирование этих мероприятий не производилось. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы финансирование мероприятий такого направления не предусматривает, в связи с чем, требования Орлова А.Н. удовлетворению не подлежат.
Суд считает возможным, с учетом мнения участников процесса, рассмотреть дело без лиц, неявившихся в судебное заседание, уведомленных надлежащим образом.
В судебном заседании представители истца Орлова А.Н. – Олейников Е.А., Орлов А.А. (также третье лицо) в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края требования не признала, в отзыве на исковое заявление указала, что собственниками <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в равных долях являлись Орлов А.Н. и его супруга, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (умерла ДД.ММ.ГГГГ). В целях предоставления меры социальной поддержки в отношении ставшей непригодной в результате наводнения 2013 г. <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по <адрес>" ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 было подано заявление о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации. В заявлении заявитель указала членом своей семьи супруга, Орлова А.Н., и выразила пожелание получить меру социальной поддержки в виде строительства квартиры в <адрес> в <адрес>. Письмом министерства строительства края от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО2 во включении в единый список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - единый список), было отказано по причине наличия в собственности на дату чрезвычайной ситуации другого жилого помещения, пригодного для проживания, по адресу: <адрес>. Письмом министерства строительства края от ДД.ММ.ГГГГ № 04№ Орлов А.Н. включен в единый список на предоставление жилого помещения общей площадью 33 кв.м. Строительство жилого помещения в компетенцию министерства социальной защиты края не входило. Сведения об обеспечении Орлова А.Н. жилым помещением ни КГКУ "Центр социальной поддержки населения по <адрес>", ни министерство социальной защиты края не располагают.
Представитель Министерства имущества Хабаровского края требования не признал, поддержав отзыв, пояснил, что истец на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии был включен в список граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения. Однако, указанное заключение было признано незаконным, в связи с чем, оснований для предоставления меры социальной поддержки не имеется. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, с указанием на то обстоятельство, что <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с чрезвычайной ситуацией. Вместе с тем, утвержденный порядок предоставления жилых помещений на территории Хабаровского края, возложенный на Министерство имущества Хабаровского края отсутствует, что говорит об отсутствии оснований о возложении на министерство обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.
Представитель Правительства Хабаровского края требования не признала, поддержала отзыв, пояснив, что правительство Хабаровского края не является уполномоченным лицом по предоставлению квартир из краевой государственной собственности. Вместе с тем, Орлов А.Н. был включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается списком №, утвержденным министром строительства края в марте 2014, до настоящего времени истец из списка не исключен, однако в материалах дела отсутствует указание на то обстоятельство, что <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с чрезвычайной ситуацией.
Представитель Министерства строительства Хабаровского края требования не признал, в судебном заседании пояснила, что Орлов А.Н. был включен в список граждан Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайно ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения, однако, в материалах дела отсутствуют документы, с указанием на то обстоятельство, что <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с чрезвычайной ситуацией. Кроме того, полномочия по предоставлению жилых помещений и также денежных выплат взамен утраченных жилых помещений у Министерства строительства Хабаровского края отсутствуют.
Выслушав пояснения представителей сторон, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 указано Закона).
В соответствии с подп. «а» ст.8 указанного Федерального закона, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и Федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, <адрес>».
Подпунктом «д» пункта 2 названного Указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ приняло постановление № «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы», которым, в том числе, были утверждены Правила предоставления из Федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, <адрес> и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Согласно пунктам 4,5 указанных Правил, предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище на 2011 - 2015 годы» на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № к данной программе.
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном Порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31.08.2013 №693, постановлением Правительства РФ от 12.12.2013 №923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление жилья за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края регулируются Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (Приложение № к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр».
Указанным Порядком предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения, находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа местного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Орлов Александр Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно отметки о регистрации в паспорте Орлова А.Н., №, истец зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно заключению о выявлении оснований для признания многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для признания многоквартирного <адрес> по пер. Ладожскому аварийным и подлежащим сносу.
Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> по пер. Ладожскому признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ. Собственникам жилых помещений в многоквартирном <адрес> по пер. Ладожскому, рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании указанного многоквартирного дома.
Согласно уведомления Министерства строительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № Орлову А.Н. разъяснено, что он до настоящего времени состоит в списке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2013 года. Предоставление мер социальной поддержки как пострадавшим в результате ЧС в настоящее время возможно только путем обращения в судебные органы в исковым заявлением о предоставлении жилого помещения и дальнейшего заключения мирового соглашения о предоставлении социальной выплаты в целях самостоятельного приобретения жилого помещения.
Министерством строительства Хабаровского края представлен список граждан, жилые помещения, которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, в отношении которых не реализованы меры социальной поддержки, в который включен Орлов А.Н.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края в границах городских округов «<адрес>», «<адрес>», Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп утвержден перечень должностных лиц, органов исполнительной власти края, структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства края, ответственных за реализацию Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, <адрес>».
На основании указанного Распоряжения, мероприятия по восстановлению, строительству жилья, принятие мер административного характера, исключающих строительство нового жилья, прочих строений и инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения возложены на министерство строительства Хабаровского края.
В соответствии с частью 1 Постановления №347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» пункт 6.2 раздела 6 государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (далее - Программа) дополнен подпунктом 6.2.9 следующего содержания: «Предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, реализуется в форме: предоставления пострадавшим гражданам, являющимся собственниками жилых помещений или нанимателями по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам; предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья; предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Согласно пункту 6.2.9 Программы ее мероприятия реализуются, в том числе в соответствии с: 1) Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (приложение №15 к Программе; 2) Порядком предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений (приложение № 16 к Программе (далее - Порядок - приложение №16 к Программе).
Пунктом 1.2 Порядка - приложения № к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр) предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи при одновременном соблюдении следующих условий: постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении; не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно пункту 1.4 Порядка - приложения № к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр) факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка - приложения № к Программе (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр) к членам семьи собственника утраченного жилого помещения относятся постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при одновременном соблюдении которых может быть предоставлена мера социальной поддержки в форме предоставления жилья или выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации - собственникам (сособственникам) жилых помещений и (или) членам их семьи, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, а именно постоянное проживание в утраченном жилом помещении на день объявления чрезвычайной ситуации и отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.
Согласно приложению № к Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах. С 2015 года финансирование данных мероприятий не производилось.
Действующая в настоящее время Федеральная целевая программа «Жилище на 2015 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, перечисление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки не предусматривает.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Хабаровского края, - находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта – Хабаровского края. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление жилого помещения. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе на основании судебных решений вступивших в законную силу.
В целях реализации права граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, были внесены изменения в постановление Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае.
Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр Государственная программа была дополнена приложениями №№, установившими порядок реализации мер социальной поддержки указанной выше категории граждан. Приложением № к Государственной программе утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, в том числе на основании судебных решений, вступивших в законную силу.
Порядок приобретения жилых помещений в пользу граждан осуществляется на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Названные выше нормы являются мерами социальной поддержки, адресованной гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений. Право на обращение за реализацией этих мер неразрывно связано с личностью гражданина, при соблюдении условий указанных в п.1.2 Порядка.
Как следует из материалов дела, Орлов А.Н. был включен в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения, что подтверждается уведомлением об удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в форме предоставления жилого помещения, вместе с тем, жилое помещения до настоящего времени истцу не предоставлено.
Нормативы общей площади жилого помещения для предоставления мер поддержки были установлены Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» в Приложении № к Государственной программе Хабаровского края (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) и действовали до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент возникновения права на получение мер поддержки Орлова А.Н. жилым помещением нормы жилой площади составляли: для одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м., на семью из двух человек - 42 кв.м., на одного человека при 5 численности членов семьи три и более человек - по 18 кв.м. (пункт 1.9 Приложения №).
При таких обстоятельствах, поскольку истец включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, он подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с процедурой, установленной ранее действующим Порядком.
При этом, последующее изменение порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе – сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу, путем исполнения утвержденных судом мировых соглашений, заключенных на стадии исполнительного производства по решениям судов о предоставлении жилых помещений данным гражданам (п.14.4 Программы), не может являться основанием к отказу в требованиях об обеспечении истца жилым помещением, поскольку вопросы порядка и способа исполнения судебного решения подлежат разрешению при его исполнении.
Учитывая изложенное, заявленные требования Орлова Александра Николаевича подлежат удовлетворению в виде предоставления ему жилого помещения не менее 33 кв.м., взамен <адрес>, признанной не пригодной для проживания. Указанная обязанность подлежит возложению на Министерство строительства Хабаровского края как на орган, непосредственно осуществляющий полномочия по предоставлению вышеуказанной меры социальной поддержки. При этом оснований для возложения на Правительство Хабаровского края, Министерство имущества Хабаровского края, Министерство социальной защиты Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, обязанности по предоставлению жилья не имеется, поскольку основанием для его предоставления является непригодность жилья для проживания вследствие затопления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Орлова Александра Николаевича к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения - удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства Хабаровского края (ИНН №) предоставить Орлову Александру Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт №), благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес> общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении требований к Правительству Хабаровского края, Министерству имущества Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 18.12.2023.
Судья: Я.О. Астахова