Судья Гвоздевская А.А.
Судья-докладчик Алферьевская С.А. по делу № 33-6027/2023
(УИД 38RS0023-01-2023-000383-94)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2023 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Алферьевской С.А., Васильевой И.Л.,
при секретаре Макаровой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу заявителя Кучеров Л.И. на определение Тулунского городского суда Иркутской области от 20 апреля 2023 года об оставлении без рассмотрения заявления Кучерова Л.И. об установлении факта принятия наследства,
УСТАНОВИЛА:
Кучеров Л.И. обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта принятия наследства после смерти умершего Дата изъята брата ФИО, состоящего из компенсационных выплат по статье 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В обоснование требований указал, что Дата изъята в результате дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля под управлением водителя ФИО2 трагически погиб его брат ФИО В установленный законом срок наследство после смерти брата не оформил, поскольку занимался вопросом о привлечении водителя ФИО2 к уголовной ответственности по ст. (данные изъяты) УК РФ, по уголовному делу признан потерпевшим. После похорон ФИО фактически принял наследство: предметы обихода, инструмент, ценные вещи, все, что находилось по адресу: <адрес изъят>, где он постоянно проживал вместе с братом. После смерти брата как наследник по закону второй очереди имеет право на получение компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», так как ответственность водителя ФИО2 не была застрахована. Других наследников у умершего ФИО нет.
Определением Тулунского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята заявление Кучерова Л.И. оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве.
В частной жалобе Кучеров Л.И. просит определение суда отменить. В качестве доводов к отмене определения указывает, что в ходе рассмотрения дела установлено, что иных наследников, в том числе принявших наследство по факту, после смерти ФИО не имеется. Согласно наследственному делу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство обратился только он один. Администрация Евдокимовского сельского поселения не является наследником погибшего ФИО и не вправе претендовать на компенсационную выплату. Российский союз автостраховщиков также не может являться ответчиком по делу, самостоятельного интереса в данном случае Российский союз автостраховщиков не имеет. Считает, что поскольку с умершим проживал в одном жилом помещении, то не мог не принять наследство, открывшееся после его смерти, в том числе в виде компенсационной выплаты. С заявлением об осуществлении выплаты в Российский союз автостраховщиков обратиться не может по причине отсутствия свидетельства о праве на наследство по закону.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда ФИО10, объяснения представителя заявителя Кучерова Л.И. – Литвиненко И.А., поддержавшего доводы жалобы, изучив материал, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В силу части 2 статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
В соответствии с частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Оставляя без рассмотрения заявление Кучерова Л.И. об установлении факта принятия наследства в виде компенсационных выплат, суд исходил из того, что данное требование не может быть разрешено в порядке особого производства, поскольку имеется спор о праве на получение компенсационной выплаты в порядке наследования.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.
В силу пункта 2.1 статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ наряду с потерпевшим и выгодоприобретателем право на получение компенсационной выплаты после наступления событий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, имеет, в том числе лицо, приобретшее в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты, если она потерпевшему не производилась.
Лицо, приобретшее в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты, вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи ему соответствующего свидетельства о праве на наследство или постановления нотариуса о предоставлении наследнику умершего потерпевшего денежных средств для осуществления расходов на его достойные похороны.
При этом пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ прямо предусмотрено, что по требованию лиц, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, иск об осуществлении компенсационной выплаты по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящей статьи, может быть предъявлен в течение трех лет со дня дорожно-транспортного происшествия.
Как разъяснено в пункте 91 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 № 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», требования о компенсационной выплате по возмещению вреда жизни или здоровью потерпевшего в связи с неизвестностью лица, ответственного за указанный вред, или в связи с отсутствием у него договора обязательного страхования гражданской ответственности должны быть заявлены в течение трех лет со дня дорожно-транспортного происшествия. В этом случае при отказе профессионального объединения страховщиков в осуществлении компенсационной выплаты либо ее осуществлении не в полном объеме срок исковой давности исчисляется с момента, когда потерпевший узнал или должен был узнать об отказе в компенсационной выплате или ее осуществлении не в полном объеме.
Таким образом, пунктами 1 и 2.1 статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрена возможность наследования права на получение компенсационной выплаты в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия. Принадлежащее наследодателю право на компенсационную выплату, предусмотренную на случай смерти потерпевшего, переходит по наследству.
Вместе с тем, данное право подлежит реализации наследником путем предъявления иска об осуществлении компенсационной выплаты к профессиональному объединению страховщиков в сроки, установленные пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ.
Поскольку право на компенсационную выплату за Мальцева В.А. при жизни не было признано, а юридический факт устанавливается в особом производстве только тогда, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта, судом сделан правильный вывод о наличии в данном случае спора о праве Кучерова Л.И. на компенсационную выплату, предусмотренную Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в порядке наследования.
В связи с чем, оснований для отмены обжалуемого определения суда судебная коллегия не находит.
Доводы частной жалобы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом определения, не опровергают правильность выводов суда и основаны на ошибочном толковании норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Тулунского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята по данному делу оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Герман
Судьи С.А. Алферьевская
И.Л. Васильева
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 21 июля 2023 года.