Дело №2а-558/19
50RS0...-96
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 июля 2019 года г.Луховицы Московской области
Луховицкий районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ступиной С.В.,
при секретаре Лушиной Е.Ю.,
с участием помощника Луховицкого городского прокурора Усовой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-558/2019 по административному иску Луховицкого городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Елисееву А.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Луховицкий городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Елисееву А. И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Елисееву А. И. РЭП ГИБДД Луховицкого ОВД ... выдано водительское удостоверение серия и номер ... на право управления транспортными средствами категории В, С.
Согласно справке от ... врача-нарколога ГБУЗ МО «Луховицкая центральная районная больница» Скунцева А.А. Елисеев А.И. с 2013 года находится под диспансерным наблюдением в наркологическом кабинете с диагнозом - зависимость от алкоголя 2 степени, код МКБ F10.2. На прием не является регулярно. Ремиссия 2 года 6 месяцев подтверждена. Диагноз входит в Перечень медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года №1604.
В судебном заседании помощник Луховицкого городского прокурора Усова Е.Е. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Елисеев А.И. в судебном заседании оставил разрешение административного иска на усмотрение суда, пояснил, что не имеет автомашины, не отрицает, что действительно находится под диспансерным наблюдением врача-нарколога ГБУЗ МО «Луховицкая центральная районная больница» Скунцева А.А., будет снят с учета в ноябре 2019 года.
Представители заинтересованных лиц ОМВД России по городскому округу Луховицы, ОГИБДД ОМВД России по городскому округу Луховицыв судебное заседание не явились; о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав помощника Луховицкого городского прокурора Усову Е.Е., административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I ГК РФ и Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые указанным выше федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 1 поименованного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Следовательно, Луховицкий городской прокурор Московской области вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться в Луховицкий районный суд с административным иском к Елисееву А.И. о прекращении права на управление транспортными средствами.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу:
Елисееву А. И. ... РЭП ГИБДД Луховицкого ОВД выдано водительское удостоверение серия и номер ... на право управления транспортными средствами категории В, С (л.д.6).
Согласно справке от ... врача-нарколога ГБУЗ МО «Луховицкая центральная районная больница» Скунцева А.А. Елисеев А.И. с 2013 года находится под диспансерным наблюдением в наркологическом кабинете с диагнозом - зависимость от алкоголя 2 степени, код МКБ F10.2. На прием не является регулярно. Ремиссия 2 года 6 месяцев подтверждена. Диагноз входит в Перечень медицинских противопоказаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года №1604 (л.д. 5).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и иных последствий.
Участником дорожного движения считается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Статьей 5 поименованного выше федерального закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 23 поименованного выше федерального закона от 10 декабря 1995 года 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Согласно ч. 6 ст. 23 этого федерального закона целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Условиями получения прав на управление транспортными средствами согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» являются достижение определенного возраста и наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Согласно ч. 1 ст. 28 указанного выше федерального закона одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1, ч.4 ст.23.1 закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средство являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, при этом перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Разделом II вышеуказанного перечня в качестве медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами указаны психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), код заболевания F10- F16, F18, F19.
В настоящее время действует Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), которая является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.
Диагноз, с которым Елисеев А.И. состоит на учете, по международному классификатору болезней обозначается кодом F10.2.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
Автомобиль и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности, создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования Луховицкого городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц следует удовлетворить в полном объеме и прекратить действие права на управление транспортными средствами Елисеева А.И.
Суд считает, что в силу положений ст. 114 КАС РФ, п.п.9 п.1 ст. 333.36 НК РФ с Елисеева А.И. в бюджет городского округа Луховицы Московской области следует взыскать госпошлину в сумме ... руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 КАС РФ, с у д
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административный иск Луховицкого городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Елисееву А.И. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Елисеева А.И. , ... года рождения.
Взыскатьс Елисеева А.И. в доход бюджета городского округа Луховицы Московской области госпошлину в сумме ....
Вступившее в законную силу решение суда направить в ОГИБДД ОМВД России по городскому округу Луховицы Московской области для изъятия у Елисеева А.И. водительского удостоверения серия и номер ..., выданного ... РЭП ГИБДД Луховицкого ОВД.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть подано представление прокурора в Московский областной суд через Луховицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.07.2019 года.
Председательствующий судья: Ступина С.В.