ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-55/2020
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Середы Людмилы Ивановны,
при секретаре Ермаковой С.В.,
с участием:
административных истцов – Семелева Н.Н., Пантюшина А.А.,
административного ответчика:
- федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованных лиц:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
- Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 октября 2020 г. в г.Саранске административное дело по административному иску Семелева Н.Н., Пантюшина А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
административные истцы Семелев Н.Н., Пантюшин А.А. обратились в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, указав в его обоснование, что административным истцам по договору аренды передан земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 25 марта 2013 г. и составляет 3 223 000, 91 рублей.
Административные истцы считают кадастровую стоимость земельного участка завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются их права как арендаторов земельного участка, и подлежащей пересмотру.
По данным основаниям административные истцы Семелев Н.Н., Пантюшин А.А. просили суд установить по состоянию на 25 марта 2013 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 1021 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 173 313 рублей.
Административные истцы Семелев Н.Н., Пантюшин А.А., их представитель Семелева Е.Ю., представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Республике Мордовия, Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили и отложить разбирательство дела не просили. Представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Республике Мордовия, Администрации городского округа Саранск просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, их явка не является и не признана судом обязательной, а также не явились представители этих лиц, на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150, пункта 4 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело может быть рассмотрено по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства, без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и протокола.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
На основании договора <№> от 20 марта 2020 г. Администрация городского округа Саранск предоставила Семелеву Н.Н., Пантюшину А.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью 1021 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, а также сообщениям Управления Росреестра по Республике Мордовия и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия:
- земельный участок с кадастровым номером <№> был поставлен на кадастровый учет 25 марта 2013 г.;
- кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 3 223 000, 91 рублей была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222, дата определения кадастровой стоимости – 25 марта 2013 г.;
- сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в АИС ГКН в автоматическом режиме в рамках проведения работ по верификации данных путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденного Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. № 42 в размере 3156,71 рублей за квадратный метр на площадь объекта недвижимости – 1021 кв.м, в связи с чем в распоряжении филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия отсутствует акт (иной документ) об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>;
- указанная кадастровая стоимость земельного участка в размере 3 223 000, 91 рублей является актуальной на сегодняшний день.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 9 февраля 2015 г., то срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, истек 9 февраля 2020 г., с административным иском истцы обратились 24 августа 2020 г.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что с 9 февраля 2015 г. в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть вторая). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности; арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административных истцов Семелева Н.Н., Пантюшина А.А. как арендаторов муниципального земельного участка, обязанных уплачивать арендную плату, и они вправе оспорить установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка административные истцы представили отчет <№>-н от 17 августа 2020 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, составленный ООО «Рыночные оценочные системы», оценщиком ФИО6
В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Оценщик ФИО6 имеет диплом о профессиональной переподготовке НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса), стаж работы в области оценочной деятельности – с 2012 года, является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», ее гражданская ответственность застрахована в СПАО «ИНГОССТРАХ» на сумму 30 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 15 апреля 2020 г. по 14 апреля 2021 г. включительно.
При таких обстоятельствах следует, что оценщик ФИО6 отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Согласно данному отчёту рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 25 марта 2013 г. составляет 1 173 313 рублей.
Рыночная стоимость объекта оценки определена оценщиком на основании изучения объекта оценки, исследования рынка. Источники необходимой информации, методики расчетов учтены в отчете. Оценка проведена с соблюдением федеральных стандартов оценки, законодательства в области оценочной деятельности, отчёт полный, ясный, сомнений в обоснованности не вызывает.
Возражения относительно отчёта об оценке и доказательства, опровергающие данный отчёт, суду не представлены. Лица, участвующие в деле, о назначении судебной строительно-технической экспертизы не ходатайствовали.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика ФИО6 и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Соответственно, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 13:23:1109307:12 равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суд – 24 августа 2020 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 7 постановления Пленума № 28 разъяснено, что административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, по смыслу вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и надлежащим административным ответчиком по настоящему административному иску является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 294, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Семелева Н.Н., Пантюшина А.А. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 25 марта 2013 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 1021 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 1 173 313 (один миллион сто семьдесят три тысячи триста тринадцать) рублей.
Датой подачи заявления Семелева Н.Н., Пантюшина А.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 24 августа 2020 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа