Решение по делу № 2-2560/2018 от 07.02.2018

Мотивированное решение изготовлено 13.06.2018 г.

Дело № 2-2560/2018 08 июня 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мончак Т.Н.,

при секретаре Хазалия Р.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапрыкиной Натальи Юрьевны к Морозовой Ольге Витальевне о расторжении договора купли-продажи доли в уставном капитале от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью его исполнения,

по встречному иску ФИО2 к ФИО1 о признании договора ничтожным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2, указав, что между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли- продажи доли в уставном капитале ООО «Амориа Групп». Ссылаясь на то, что после заключения договора купли-продажи она не смогла передать все финансовые и бухгалтерские документы ответчику ввиду их утраты, в связи с чем ответчик не смог реализовать свое право на управление ООО «Амориа Групп», не произвел никаких действий по организации работы Общества, вытекающих из договора купли-продажи, истец полагает, что договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Амориа Групп» от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 в этой связи подлежит расторжению в судебном порядке.

Ответчик ФИО2 обратилась в суд со встречными исковыми требованиями о признании указанного договора ничтожным. В обоснование встречного иска указано, что ФИО1 не доказано её нарушенное право при реализации договора купли-продажи от 28 сентября 2015 года, поскольку именно она должна была передать документы Морозовой О.В., но не передала их в связи с утратой.    

В соответствии с видами деятельности, указанными в уставе, ООО «Амориа Групп» оказывает услуги, в том числе по косметологии. В период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (без участия ФИО2) оказывались косметологические услуги и услуги медицинского характера, в том числе пластической хирургии. Некоторые услуги были оказаны некачественно, что повлекло предъявление ряда исков от клиентов клиники в судебные органы. Когда количество исков и судебных решений к ООО «Амориа Групп» стало неоднократным, руководитель и собственник ООО «Амориа Групп» ФИО1 приняла решение о продаже проблемного предприятия.

При заключении договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Амориа Групп» ФИО2 не была поставлена в известность о действительном финансовом положении организации, о наличии судебных решений о взыскании с ООО «Амориа Групп» денежных средств.

После заключения договора при отсутствии документов ФИО2 фактически не могла начать осуществление деятельности и, соответственно, знать о финансовом положении в Обществе.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Амориа Групп» признано банкротом.

Поскольку ФИО1 при продаже Общества не сообщила ФИО2 о неблагоприятном финансовом положении фирмы, истец по встречному иску полагала, что сделка по отчуждению доли в уставном капитале ООО «Амориа Групп» со стороны продавца ФИО1 являлась притворной, имеющей целью избежать ответственности и переложить её на другое лицо. Покупатель ФИО2 была введена в заблуждение относительно действительного финансового положения в Обществе и заключила договор под влиянием обмана со стороны продавца.

С учетом изложенного ФИО2 просила признать договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Амориа Групп» от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 ничтожным; признать договор незаключенным в связи с его ничтожностью.

Представитель истца Морозов С.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, также представил заявление о согласии со встречным иском.

Ответчик Морозова О.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Амориа Групп» в лице конкурсного управляющего ФИО6 в судебное заседание не явилось.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Амориа Групп», генеральным директором и собственником которой со 100%-ной долей в уставном капитале является ФИО2, решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и ЛО от ДД.ММ.ГГГГ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

В соответствии с представленным в материалы дела Договором купли-продажи доли в уставном капитале от ДД.ММ.ГГГГ продавец ФИО1 передала в собственность покупателя ФИО2 100% уставного капитала ООО «Амориа групп». Указанные 100% долей уставного капитала проданы за 10 000 рублей. Договор купли-продажи удостоверен нотариусом Санкт-Петербурга ФИО7 и зарегистрирован в реестре за . Расчет по договору произведён до его подписания вне помещения нотариальной конторы.

Согласно абз. 1 п. 12 ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью доля (часть доли) в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ст. 23 указанного Закона.

По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, соответствующая запись об участнике Общества ФИО2 со 100%-ной долей уставного капитала внесена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абз. 2 п. 12 ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью с момента перехода прав на долю к приобретателю переходят все права и обязанности участника общества, за исключением прав и обязанностей, предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 8 и абз. 2 п. 2 ст. 9 названного Закона.

В силу положений п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ расторжение договора в судебном порядке по требованию одной из сторон возможно лишь в случае существенного нарушения договора другой стороной либо в других случаях, которые должны быть прямо предусмотрены законом или договором. Заключенный сторонами договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не содержит условия расторжения договора в одностороннем порядке. Наличие общих оснований, предусмотренных ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, не доказано. Обстоятельств, свидетельствующих о существенном нарушении условий договора стороной, которые могут повлечь его расторжение, не установлено. Не передача истцом ответчику финансовых и бухгалтерских документов к таким обстоятельствам не относится.

Кроме того, указанный довод опровергается сведениями, содержащимися в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 конкурсному управляющему переданы запрошенные им документы, истребованные уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: бухгалтерская и иная документация, печати, штампы, материальные и иные ценности.

Из смысла ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правовым последствием исполнения договора купли-продажи доли в уставном капитале хозяйственного общества является возмездный переход от продавца к покупателю права собственности на долю. Поскольку ФИО2 стала участником общества, фактическая передача доли произошла, возврат прав участника общества не может быть произведен путем расторжения договора купли - продажи доли уставного капитала.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что обязательства сторон являются прекращенными на основании пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем договор купли-продажи доли не может считаться расторгнутым.

Согласно пункту 1 статьи 170 Кодекса мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Передача 100% доли в уставном капитале общества ФИО2, как покупателю по договору от ДД.ММ.ГГГГ, фактически произошла, доказательств того, что сделка в отношении 100% долей Общества совершена лишь для вида, без намерений создать соответствующие ей правовые последствия, не представлено, следовательно, сделка, заключенная между сторонами, не может быть признана мнимой, ничтожной сделкой в соответствии со статьями 168, 170 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив по правилам статьи 69 ГПК РФ представленные доказательства, суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о мнимом характере договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами и злоупотреблении правом одной из сторон.

Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд руководствуется положениями пунктов 1, 2 статьи 166, пункта 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходит из недоказанности факта умышленного обмана истца ответчиком относительно обстоятельств, имеющих значение для заключения сделки. Суд приходит к выводу, что истец по встречному иску при заключении договора купли-продажи доли в уставном капитале Общества была ознакомлена с содержанием учредительных документов, действуя добросовестно и разумно, должна была и могла предпринять меры к получению полной информации о деятельности общества. Отсутствие в материалах дела доказательств принятия истцом таких мер не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о заведомом обмане истца ответчиком при заключении договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Амориа Групп».

    Заявление о признании представителем Сапрыкиной Н.Ю. встречных исковых требований Морозовой О.В. не может быть принято судом в рамках ст. 39 ГПК РФ, поскольку оно нарушает права ООО «Амориа Групп», кредиторов указанного лица в рамках возбужденного дела о банкротстве в той части, что исключает субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам юридического лица.

Кроме того, суд обращает внимание, что истцом по встречному иску заявлены взаимоисключающие требования о признании договора незаключенным в связи с его ничтожностью. Признание договора недействительным (ничтожным) не может служить основанием для вывода о его незаключенности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Сапрыкиной Натальи Юрьевны к Морозовой Ольге Витальевне о расторжении договора купли-продажи доли в уставном капитале от 28.09.2015 г. в связи с невозможностью его исполнения отказать.

В удовлетворении встречного иска Морозовой Ольги Витальевны к Сапрыкиной Наталье Юрьевне о признании договора купли-продажи доли в уставном капитале от ДД.ММ.ГГГГ ничтожным отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

2-2560/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сапрыкина Наталья Юрьевна
Сапрыкина Н. Ю.
Ответчики
Морозова О. В.
Морозова Ольга Витальевна
Другие
ООО "Амориа Групп"
Суд
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Мончак Т. Н.
Дело на странице суда
frn.spb.sudrf.ru
07.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2018Передача материалов судье
13.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2018Предварительное судебное заседание
18.04.2018Предварительное судебное заседание
28.05.2018Предварительное судебное заседание
08.06.2018Судебное заседание
13.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее