50RS0039-01-2023-012272-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023г. г.Раменское М.о.
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.,
при секретаре Дядиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8777/2023 по иску ФИО2 к администрации Раменского городского округа <адрес>, третье лицо ООО «УправстройСоюз» об обязании перенести контейнерную площадку от границ земельного участка,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском, которым просит обязать администрацию Раменского городского округа <адрес> перенести контейнерную площадку для сбора ТБО, расположенную по адресу: <адрес>, от границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, из земель поселений, местоположением по адресу: <адрес>, в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, на расстояние не менее 20 метров, взыскать компенсацию морального вреда (л.д. 7-11). В обоснование иска указала, что является собственником жилого дома <номер>, расположенного по адресу: <адрес> территории многоквартирного дома <номер> по <адрес>, с которым граничит земельный участок истицы, расположена контейнерная площадка с мусором. Данная площадка стоит на расстоянии около 4 метров от забора земельного участка истицы. Такое расположение контейнерной площадки нарушает требования СанПиН 2.1.3684-21, нарушает права и законные интересы истицы. Поскольку контейнерная площадка расположена очень близко к дому истицы, она страдает от шума мусороуборочных машин, неприятного запаха гнилых отходов; при сильных порывах ветра мусор летит на территорию участка истицы, что вынуждает истицу, являющуюся престарелой женщиной, убирать и выносить этом мусор; истица лишена возможности насладиться видом природы, поскольку мусорная контейнерная площадка расположена напротив крыльца и окон дома. Поскольку ответчик не реагирует на заявления истицы, она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Раменского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «УправстройСоюз» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей.
Суд, заслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом <номер> и земельный участок для индивидуального жилищного строительства, из земель поселений, общей площадью 865 кв. м, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 58, 59).
Истица, ссылаясь на ненадлежащее размещение контейнерной площадки, неоднократно обращалась в Администрацию Раменского городского округа с заявлениями о ее перемещении.
Ответом от <дата>г. администрация Раменского городского округа <адрес> указала, что с <дата>г. за полный цикл обращения с ТКО: сбор, вывоз, обработка, утилизация твердых коммунальных отходов, - отвечает ООО «Эколайн-Воскресенск». Контейнерная площадка по адресу: <адрес> установлена в соответствии с санитарными нормами и правилами согласно СанПиН 2.1.3684-21.
Ответом от <дата>г. администрация Раменского городского округа (по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес>) указала, что территория является общедолевой собственностью собственников многоквартирного дома. Для перемещения контейнерной площадки необходимо инициировать общее собрание собственников жилых помещений. По итогам общего собрания составляется протокол с итогами голосования жителей и направляется в администрацию г.о. Раменское на согласование. При определении места размещения контейнерной площадки, территория, выбранная жителями, обследуется на соответствие нормам СанПин, при соответствии всем нормам контейнерная площадка будет перемещена.
На обращение представителя истицы от <дата>г. администрацией губернатора <адрес> указано, что перемещение контейнерной площадки будет выполнено в срок до <дата><адрес> контейнерная площадка включена в Генеральную схему санитарной очистки территории Раменского городского округа, утв. постановлением главы Раменского городского округа, правилами СанПиН 2.1.3684-21 на территории <адрес>, распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата>. <номер>. В срок до <дата>г. будет проведено обследование для определения новой точки сбора ТКО, соответствующей нормам СанПиН.
Ответом от <дата>г. администрация Раменского городского округа <адрес> сообщила о запланированном на второй квартал <дата>. переносе контейнерной площадки.
Ответом от <дата>г. администрация Раменского городского округа <адрес> сообщила, что перенос контейнерной площадки будет рассмотрен и запланирован при выделении соответствующего финансирования и благоприятных погодных условиях в <дата>.
Ответом от <дата>г. администрация Раменского городского округа <адрес> сообщила, инициирование общего собрания Управляющей компанией ООО «Управстройсоюз» по переносу контейнерной площадки будет в срок до <дата>г.
Ответом от <дата>г. администрация Раменского городского округа <адрес> уведомила истицу о проведении <дата>г. общего собрания собственников по вопросу рассмотрения места переноса контейнерной площадки, которым было решено о переносе контейнерной площадки в срок до <дата>г.
Из протокола собрания жителей по переносу контейнерной площадки от <дата>г. усматривается, что на собрании присутствовали начальник Управления содержания территорий ФИО6, десять жителей многоквартирного дома ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10,ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО7, ФИО14, ФИО15, а также житель дома <номер> ФИО16 По итогам собрания было принято решение о переносе контейнерной площадки по следующим координатам <номер> с приведением к нормативу.
<дата>г. начальником Управления содержания территорий администрации Раменского городского округа ФИО6 проведен осмотр площадки по адресу: <адрес>, о чем составлен акт. Согласно акту по указанному адресу размещена контейнерная площадка в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, распоряжения <номер>; имеет ограждение с трех сторон высотой не менее 1,5 м, крышу для минимизации попадания атмосферных осадков, брендированную табличку, твердое асфальтовое покрытие, подъездной путь с твердым покрытием для автотранспорта Координаты места переноса контейнерной площадки <номер>.
Заместителем Раменского городского прокурора <адрес> рассмотрено обращение истицы о нарушении требований законодательства при организации мест накопления твердых бытовых отходов. Ответом от <дата>г. истице сообщено о внесении представления главе Раменского городского округа по факту выявленных нарушений, а именно размещения контейнерной площадки на расстоянии 4 м от жилого дома.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") утверждены, в том числе, требования к размещению контейнерных площадок.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Из приведенной нормы следует, что площадки для установки контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м не только от жилых домов, но и от мест отдыха населения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Таким образом, из материалов дела следует, что администрацией Раменского городского округа размещена контейнерная площадка по адресу: <адрес>, на расстоянии менее чем 20 м от жилого <адрес>, принадлежащего истице, что нарушает требования СанПиН 2.1.3684-21, в связи с чем суд приходит к выводу об обязании ответчика перенести указанную контейнерную площадку. При этом суд не имеет правового значения участие ФИО16, проживающего в доме №<номер>, в проведении <дата>г. общего собрания, в ходе которого было принято решение о координатах для перемещения контейнерной площадки, поскольку такое размещение контейнерной площадки противоречит обязательным нормам права, приведенным судом выше; нарушает законные права и интересы истицы.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Такое нарушение прав истицы судом установлено, с ответчика в пользу истицы надлежит взыскать компенсацию морального вреда. Однако заявленный ко взысканию размер компенсации морального вреда – 100 000 руб. - суд находит завышенным, взыскивает с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб..
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации Раменского городского округа <адрес> - удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Раменского городского округа <адрес> перенести контейнерную площадку для сбора ТБО, расположенную по адресу: <адрес>, от границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, из земель поселений, местоположением по адресу: <адрес>, в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, на расстояние не менее 20 метров.
Взыскать с Администрации Раменского городского округа <адрес> в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В удовлетворении требования о взыскании с Администрации Раменского городского округа Московской области компенсации морального вреда в большем размере - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента составления мотивированного решения через Раменский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2023г.