Решение по делу № 33-33166/2023 от 14.09.2023

Судья: ФИО дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                         16 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи <данные изъяты>

судей <данные изъяты>

при ведении протокола секретарем <данные изъяты>

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело               <данные изъяты> по исковому заявлению <данные изъяты> в интересах ФИО к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным отказа, об обязании включить в ведомственную программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг»

по апелляционному представлению <данные изъяты> городского прокурора <данные изъяты> на решение <данные изъяты> от <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи ФИО,

объяснения представителя администрации <данные изъяты>ФИО, представителя Министерства жилищной политики Московской области – ФИО, представителя истца – прокурора ФИО

установила:

<данные изъяты> городской прокурор, обращаясь с вышеуказанными исковыми требованиями в интересах ФИО просит признать незаконным отказ Администрации <данные изъяты> ФИО во включении в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от <данные изъяты> <данные изъяты>. Обязать включить ФИО в ведомственную программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Требования мотивированы тем, что Городской прокуратурой по поручению прокуратуры Московской области проведена проверка по обращению ФИО Постановлением Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» семья ФИО признана малоимущей. Постановлением Администрации от <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и является лицом, подвергшимся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подтверждается удостоверением серии АИ <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> Рузским управлением социальной защиты населения, и она относится к категории граждан «выехавших добровольно из зоны отселения». ФИО предоставляются меры социальной поддержки согласно льготному статусу в соответствии с Федеральным законом <данные изъяты>, в том числе: оплата дополнительного оплачиваемого отпуска; ежегодная компенсация на оздоровление. Прокурор основывает свои требования на решении <данные изъяты> от <данные изъяты> (дело <данные изъяты>), вынесенному по исковому заявлению ФИО к Администрации <данные изъяты>, вступившим в законную силу <данные изъяты>. Вышеуказанное решение суда Администрацией не обжаловалось, вступило в законную силу и обстоятельства, установленные судом, обязательны для всех. Несмотря на наличие оснований для включения в государственную программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и решение суда, вступившее в законную силу, Администрацией РГО <данные изъяты> принято решение об отказе во включении в данную государственную программу ФИО.

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ФИО иск прокурора в судебном заседании поддержала.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> в судебное заседание явился, с иском не согласен, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства жилищной политики Московской области просил дело рассмотреть без его участия, в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области в судебное заседание явился, решение по делу оставил на усмотрение суда.

Решением <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении иска отказано.

<данные изъяты> городской прокурор <данные изъяты> обратился в суд с апелляционной жалобой.

В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры доводы апелляционного представления поддержала; представитель администрации <данные изъяты> против удовлетворения апелляционного представления возражала, представитель Министерства жилищной политики Московской области против апелляционного представления возражала.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.

Согласно ч. 1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанное решение данным требованиям не соответствует.

    Судом установлено, что решением <данные изъяты> от <данные изъяты>., вступившим в законную силу, ФИО отказано в иске к Администрации <данные изъяты> о признании отказа в постановке на учет незаконным, обязании осуществить постановку на учет как лица нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение суда вступило в законную силу.

Вышеуказанным судебным актом установлено, что ФИО родилась <данные изъяты> в <данные изъяты>.

В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО была зарегистрирована: <данные изъяты>, в зоне «отселение» входящей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 237-р, в границу зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и относящейся к «зоне отселения», что подтверждается выданной администрацией <данные изъяты> справкой за <данные изъяты> от <данные изъяты>.

В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО была зарегистрирована в шт. <данные изъяты>, в зоне проживания «с правом на отселение», что подтверждается выданной администрацией <данные изъяты> справкой за <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Согласно справке <данные изъяты> от <данные изъяты> выданной <данные изъяты> ФИО в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> была зарегистрирована в общежитии медицинского колледжа по адресу: <данные изъяты> (общежитие).

В ходе судебного разбирательства представителем истца пояснялось, и не оспаривалось ответчиком, что смена адреса регистрации с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО, носила временный характер так как была связана с необходимостью получения образования после окончания школы, в сентябре 2001 истец приехала в <данные изъяты> для прохождения учебы в медицинском колледже, после окончания которого вернулась в шт. <данные изъяты>.

Установлено, что в 2016 году истец добровольно выехала из «зоны проживания с правом на отселение» и с <данные изъяты> зарегистрировалась по адресу: <данные изъяты>.

Согласно представленному в материалы дела договору о безвозмездном найме жилья и по пояснениям третьего лица - ФИО (собственник жилья), <данные изъяты> сдается ФИО по безвозмездному найму, до момента приобретения истицей собственного жилья.

Таким образом установлено, что истец является добровольно выехавшей из населенного пункта шт. <данные изъяты>, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который по степени радиационного загрязнения, как на момент аварии на Чернобыльской АЭС, так и на момент ее выезда, относился к зоне проживания с правом на отселение, указанный факт также подтверждается выданными на имя ФИО удостоверениями: <данные изъяты>

Судом установлено, что в зоне проживания с правом на отселение ФИО проживала с рождения и была зарегистрирована с <данные изъяты> (с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС) по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты>, также установлено, что ФИО покидала «зону проживания с правом на отселение» и временно, на период учебы, приезжала проживать в зону относящуюся к «зоне отселения».

В настоящее время, с <данные изъяты>, ФИО зарегистрирована и безвозмездно проживает в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности ФИО на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением.

По настоящему делу установлено, что постановлением Администрации <данные изъяты> от 23.03.2022г. <данные изъяты> семья ФИО (состав семьи ФИО –сын, ФИО-дочь, ФИО –сын) признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья ФИО принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

<данные изъяты> ФИО подано заявление о включении в состав ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам граждан Администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> принято решение о том, что ФИО не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 17, 22 Закона РФ <данные изъяты>, в связи с чем, ФИО отказано во включении ее семьи в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в Программы.

        Письмом от <данные изъяты> <данные изъяты> истец был уведомлен о принятом решении.

         Учетное дело ФИО было направлено в Министерство жилищной политики Московской области для проверки.

Министерство жилищной политики Московской области письмом от <данные изъяты> <данные изъяты> уведомило Администрацию о том, что ФИО не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 и 22 Закона РФ <данные изъяты>, в связи с чем отсутствуют основания для включения семьи ФИО в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы.

ФИО предоставляются меры социальной поддержки согласно льготному статусу в соответствии с Федеральным законом <данные изъяты>, в том числе: оплата дополнительного оплачиваемого отпуска, ежегодная компенсация на оздоровление.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ФИО права на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 17 и 22 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на том основании что в соответствии со ст. 22 Закона РФ <данные изъяты> добровольное повторное переселении в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона РФ <данные изъяты>., то есть исходя из смысла вышеназванного положения закона (ст.22) ФИО не имеет права на получение мер социальной поддержки из федерального бюджета, так как имело место повторное вселение в ту же зону.

Ссылку прокурора на решение <данные изъяты> от <данные изъяты> (гр.дело <данные изъяты>) суд отклонил как несостоятельную, поскольку вышеуказанным судебным актом не установлено право ФИО на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 17 и 22 Закона РФ <данные изъяты>.

При этом судом учтено, что семья ФИО может быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в порядке общей очереди, как малоимущие граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, полагая решение подлежащим отмене.

Жилищные субсидии гражданам, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <данные изъяты>, либо принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы, нуждающимся в жилье, предоставляются в соответствии с Законом РФ <данные изъяты>, а также в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Согласно подпункту е) пункта 5 вышеназванных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют следующие граждане Российской Федерации: подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет, средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ <данные изъяты>. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ <данные изъяты> гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.

Положения Закона РФ <данные изъяты> устанавливает не только права лиц, подпадающих под его юрисдикцию, но и ограничение указанных прав. Данные ограничения перечислены в ст. 22 Закона РФ <данные изъяты>.

Согласно положению, ч. 2 ст. 22 Закона РФ <данные изъяты> установлено, что добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона РФ <данные изъяты>.

Согласно копиям удостоверений, подтверждающих статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлено, что с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО проживала в <данные изъяты>, относящейся к зоне отселения, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> <данные изъяты> управлением социальной защиты населения Московской области; с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО проживала в <данные изъяты>, относящемуся к зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> Департаментом строительства и архитектуры <данные изъяты>; с <данные изъяты> по <данные изъяты> ФИО проживала в <данные изъяты>, относящейся к зоне отселения, что подтверждается удостоверением серии <данные изъяты>, выданным <данные изъяты> Департаментом строительства и архитектуры <данные изъяты>.

Судом установлено, что в зоне проживания с правом на отселение ФИО проживала с рождения и была зарегистрирована с <данные изъяты> (с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС) по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты>, также установлено, что ФИО покидала «зону проживания с правом на отселение» и временно, на период учебы, приезжала проживать в зону относящуюся к «зоне отселения».

Таким образом, смена адреса регистрации с <данные изъяты> по <данные изъяты> в общежитии колледжа ФИО, носила временный характер, так как была связана с необходимостью получения образования после окончания школы, в сентябре 2001 истец приехала в <данные изъяты> для прохождения учебы в медицинском колледже, после окончания, которого вернулась в шт. <данные изъяты> по месту постоянной регистрации и жительства.

Тем самым, смена места жительства на населенный пункт с наибольшей зоной радиации в данном случае, не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку действия истца, проживавшей на момент аварии на Чернобыльской АЭС в населенном пункте, подвергшемся радиационному загрязнению и снявшейся на период обучения с регистрационного учета по месту жительства в населенном пункте, расположенном в зоне «с правом на отселение» и регистрацией по месту прохождения учебы в населенном пункте, расположенном в «зоне отселения», с последующим возвращением после получения образования и регистрацией по прежнему месту жительства в зону «с правом на отселение», являлись правомерным способом реализации ее права на получение образования и не могут быть квалифицированы как умысел на причинение радиационного ущерба.

Аналогичные суждения, содержатся в решении <данные изъяты> от <данные изъяты> (гр.дело <данные изъяты>), которое вступило в законную силу и не обжаловалось ответчиком.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска.

Отменяя решение суда, и принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение <данные изъяты> от <данные изъяты> - отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования <данные изъяты> городского прокурора <данные изъяты> в интересах ФИО к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным отказа, об обязании включить в ведомственную программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации <данные изъяты> ФИО во включении в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 29.04.2022 № 145-01ТГ-1812.

Обязать Администрацию <данные изъяты> включить ФИО в ведомственную программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Председательствующий

Судьи

33-33166/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бычук Валентина Васильевна
Рузский городской прокурор
Ответчики
Администрация Рузского ГО МО
Другие
Министерство жилищной политики МО
Министрерство социального развития МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Гарнова Л.П.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
25.09.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023Передано в экспедицию
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее