Дело № 2-2106/2024
УИД 26RS0012-01-2024-003773-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"04" октября 2024 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Егоровой Е.А.,
с участием представителя истца Булычева А.Б.,
представителя ответчика – Администрации г. Ессентуки Дусева В.С.,
представителя ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Анасенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агабабаева Валентина Александровича к Администрации г. Ессентуки, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
установил:
Агабабаев В.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Ессентуки, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, в обоснование заявленных требований указано, что постановлением главы администрации города Ессентуки от 17.12.1993 г. № 964 Галыгину Илье Михайловичу в пожизненное (наследуемое) владение предоставлен земельный участок в Садовом обществе «Мичуринец», номер сада 32, бригада 14, проезд 14, площадью 462 кв.м.
Постановлением главы города Ессентуки Ставропольского края от 12.03.2001 г. № 754 действие указанного постановления прекращено, Галыгину И.М. в пожизненное (наследуемое) владение предоставлен земельный участок под садоводство и огородничество, площадью 0,5 га (474,3 кв.м.), расположенный по адресу: Садоводческое товарищество «Мичуринец», номер сада 32, проезд 14.
По договору купли-продажи от 16.04.2001 г. Галыгин И.М. продал Агабабаеву Александру Одтекиновичу садовый домик, расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Мичуринец», проезд 14, участок 32 (пункт 1 указанного договора). Согласно пункта 2 договора купли-продажи, указанный садовый домик имеет инвентарный *****, кадастровый *****/Д, расположен на земельном участке, предоставленном продавцу в пожизненное (наследуемое) владение. Право собственности на приобретенный садовый домик было зарегистрировано за Агабабаевым Александром Одтекиновичем <дата>, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии АВ 26 *****.
Агабабаев А.О. приходился отцом истцу, умер <дата> При этом дачное некоммерческое товарищество «Мичуринец» было ликвидировано <дата> На основании свидетельства о праве на наследство по закону серии <адрес>2 за истцом <дата> было зарегистрировано право собственности на садовый домик с кадастровым номером 26:30:000000:1367 (ранее инвентарный *****, кадастровый *****/Д), площадью 24,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 32, проезд 14.
В настоящее время земельный участок, площадью 474,3 кв.м., на котором располагается садовый домик, имеет кадастровый *****, с <дата> до сих пор согласно сведениям Росреестра находится в пожизненном наследуемом владении Галыгина И.М., который согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от <дата> *****/з с заявлением в Администрацию <адрес> об отказе от права на земельный участок в соответствии со ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации не обращался. Однако еще при жизни отец истца неоднократно сообщал, что Галыгин И.М. умер вскоре после вышеуказанной сделки, в связи с чем не смог своевременно оформить соответствующий отказ.
Полагает, что при отсутствии сведений о регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый *****, площадью 474,3 кв.м., за иными кроме Галыгина Ильи Михайловича лицами, учитывая факт его смерти, такое право перешло к городскому округу город-курорт Ессентуки.
Таким образом, с <дата> истец открыто и добросовестно как своим собственным владеет имуществом - земельным участком, кадастровый *****, площадью 474,3 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, участок 32, проезд 14: поддерживает забор в исправном состоянии, периодически осуществляет покос травы, вспашку земли, ухаживает за садовыми деревьями.
Права собственности на указанный земельный участок не скрывал и не скрывает, имущество из его владения никогда не выбывало. Претензии, права на имущество от других лиц не предъявлялись, споры в отношении владения и пользования недвижимым имуществом никогда не возникали.
Сведения о принятии на учет земельного участка с кадастровым номером ***** по заявлению органа Администрации города Ессентуки, уполномоченного осуществлять права собственника муниципального имущества, в ЕГРН отсутствуют, соответственно, судебных решений о признании права муниципальной собственности также не имеется.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки свидетельство о праве наследования по закону на земельный участок, кадастровый *****, площадью 474,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 32, проезд 14, не получал, право собственности не регистрировал, на баланс недвижимое имущество не принимал, соответственно, ответчиком расходы на его содержание понесены не были.
При этом также считает, что в связи с длительным бездействием ответчиков, как участников гражданского оборота, не оформивших в разумный срок право собственности на указанное имущество, для него не должна исключаться возможность приобретения такого имущества в силу приобретательной давности.
Исходя из вышеизложенного, в силу приобретельской давности истец приобрел право собственности на земельный участок, кадастровый *****, площадью 474,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 32, проезд 14.
Полагает, что сведения из федерального органа исполнительной власти, занимающегося учётом и регистрацией недвижимого имущества и сделок с ним, о правообладателях земельного участка с кадастровым номером *****, учитывая отсутствие в общем доступе таких сведений с 01.03.2023 г., могут подтвердить обстоятельства, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела по настоящему исковому заявлению.
Сведения из органов записи актов гражданского состояния о регистрации акта смерти Галыгина Ильи Михайловича, учитывая отсутствие в общем доступе таких сведений, могут подтвердить обстоятельства, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела по настоящему исковому заявлению.
На основании вышеизложенного, просит суд признать право собственности Агабабаева Валентина Александровича на земельный участок, кадастровый *****, площадью 474,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок 32, проезд 14.
Истец Агабабаев В.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Его представитель Булычев А.Б. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Администрации г. Ессентуки Дусев В.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не обращается с иском о прекращении права пожизненного наследуемого владения на спорный земельный участок прежнего владельца.
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Анасенко И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Агабабаевым В.А. исковых требований ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В пункте 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Ессентуки от 17.12.1993 г. № 964 Галыгину Илье Михайловичу в пожизненное (наследуемое) владение предоставлен земельный участок в Садовом обществе «Мичуринец», номер сада 32, бригада 14, проезд 14, площадью 462 кв.м.
Постановлением главы города Ессентуки от 12.03.2001 г. № 754 действие указанного постановления прекращено, Галыгину Илье Михайловичу в пожизненное (наследуемое) владение предоставлен земельный участок под садоводство и огородничество, площадью 0,5 га (474,3 кв.м.), расположенный по адресу: Садоводческое товарищество «Мичуринец», номер сада 32, проезд 14.
Согласно договору купли-продажи от 16.04.2001 г. Галыгин И.М. продал Агабабаеву А.О. садовый домик, расположенный по адресу: <адрес>, с/т «Мичуринец», проезд 14, участок 32.
Согласно пункта 2 договора купли-продажи указанный садовый домик имеет инвентарный *****, кадастровый *****/Д, расположен на земельном участке, предоставленном продавцу в пожизненное (наследуемое) владение.
Право собственности на садовый домик было зарегистрировано за Агабабаевым А.О. в установленном законом порядке 15.05.2001 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии АВ 26 № 131889.
<дата> Агабабаев А.О. умер.
Истец Агабабаев В.А. является собственником садового домика, расположенного по адресу: <адрес>, уч.32, пр.14 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.02.2020 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.07.2024 (л.д.23-29).
Из общедоступных сведений, размещенных на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы России, дачное некоммерческое товарищество «Мичуринец» было ликвидировано 08.08.2018 г.
Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, Агабабаев В.А. указывает, что земельный участок, площадью 474,3 кв.м., на котором располагается садовый домик, имеет кадастровый *****, с <дата> до настоящего времени согласно сведениям Росреестра находится в пожизненном наследуемом владении Галыгина Ильи Михайловича, который согласно ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки от 24.06.2024 г. № 20-3925/з с заявлением в Администрацию города Ессентуки об отказе от права на земельный участок в соответствии со ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации не обращался.
Между тем, требования о прекращении права пожизненного наследуемого владения Галыгина И.М. на спорный земельный участок истцом не заявлены.
Из представленных суду сведений отдела ЗАГС следует, что Галыгин И.М. умер <дата>.
Согласно сведениям, представленным суду нотариусами нотариального округа по г.Ессентуки, наследственное дело к имуществу Галыгина И.М. не заводилось.
Отсутствие наследственного дела в Реестре наследственных дел подтверждаются также общедоступными сведениями, размещенными на официальном интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты РФ.
В обоснование заявленных исковых требований истец Агабабаев В.А. ссылается на то, что с 15.05.2001 года открыто и добросовестно пользуется земельным участком, поддерживает забор в исправном состоянии, осуществляет покос травы, вспашку земли, ухаживает за садовыми деревьями.
Вместе с тем, указанные доводы истца не являются основанием для удовлетворения исковых требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1, 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Основания прекращения права собственности на имущество определены в главе 15 ГК РФ, где среди прочих указан отказ собственника от права собственности в виде объявления об этом либо совершения других действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).
Системное толкование приведенных выше норм также свидетельствует о том, что добросовестным для целей применения ст. 234 ГК РФ может быть признано только такое владение, когда лицо, владеющее имуществом, имеющим собственника, не знает и не может знать о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался.
Признание права, как способ защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем, признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Особенность гражданско-правового регулирования земельных отношений заключается в том, что пунктом 2 статьи 214 ГК РФ и пунктом 1 статьи 16 ЗК РФ закрепляется презумпция государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Давность владения спорным земельным участком не предполагает признание права собственности на него в силу приобретательной давности.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
С учетом приведенных выше разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Агабабаевым В.А. права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности, в том смысле, который предполагается статьей 234 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *****, ░░░░░░░░ 474,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ 32, ░░░░░░ 14, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░